Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 07:21, курсовая работа
Область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или производитель нарушает ЗАКОН, который эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом.
Введение………………………………………………………..……………..стр.4
Законодательство в области защиты прав потребителей и пути его совершенствования……………………………………………………………...………стр.6
Юридическая сущность государственной, общественной и судебной защиты прав граждан…………………………………………………………………стр.15
Ответственность за нарушение прав потребителей…………………..…..стр.21
Гражданско – правовая ответственность.………………..………….стр.23
Административно-правовая ответственность………………………стр.26
Уголовная ответственность……..……………………...……………стр.30
Заключение…………………………………………………………………..стр.35
Список используемой литературы…………………………………………
Таким образом, вновь подтверждено упразднение уголовной ответственности за изготовление или выпуск продукции производственно-технического назначения.
Под выпуском обычно понимают передачу (отгрузку) продукции изготовителем заказчику (покупателю по договору поставки). Выпущенной считается также продукция, хотя и не переданная заказчику, но прошедшая все стадии обработки, предусмотренные технологией, а также технический контроль предприятия и окончательно подготовленная к сдаче заказчику.
Однако преступление считается оконченным лишь с момента наступления последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 238 (неосторожное причинение вреда здоровью человека, независимо от его тяжести). В отличие от ст. 157 УК РСФСР, ст. 238 не говорит о таком последствии, как создание угрозы причинения вреда. Хотя она не содержит указаний о специальных субъектах преступления, однако ими могут быть лишь работники предприятия-изготовителя (независимо от форм собственности), на которых, в соответствии с действующим на них порядком, возложена ответственность за соблюдение соответствия качества выпускаемых товаров (работ, услуг) установленным требованиям и которым предоставлено право принимать решение об их выпуске.
Такими работниками обычно являются директор, главный инженер, начальник технического контроля, а также другие лица, выполняющие управленческие функции. Должностные лица оптовых сбытовых и импортирующих товары организаций не подпадают под действие ст. 238 УК.
Под продажей товаров следует понимать как непосредственную передачу товара покупателю (заказчику), так и переход к нему права собственности на товар (например, оплата товара и оставление его на хранение или для доставки).
Нахождение недоброкачественного товара в торговом зале с целью его продажи по распоряжению соответствующего руководящего лица розничного торгового предприятия может рассматриваться как начало осуществления преступного умысла и квалифицироваться как приготовление к преступлению – продаже опасных товаров. Субъектами ответственности за преступную продажу товара могут быть руководящие лица магазина, давшие указание о его продаже, и другие работники магазина, участвовавшие в продаже опасного товара.
Под требованиями по безопасности товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей следует понимать требования по безопасности, которые, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ «О стандартизации», устанавливаются как обязательные в законодательных актах или государственных стандартах.
Согласно
последнему Закону соответствие продукции
(работ, услуг) требованиям государственных
стандартов по безопасности определяется
в порядке, установленном
Однако наличие сертификата соответствия требованиям безопасности или его отсутствие еще не означает фактического соответствия (несоответствия) этим требованиям всей продукции, поскольку сертификаты чаще всего выдаются на основании сертификационных испытаний образцов товара. Для квалификации действий по ст. 238 УК необходимо установить фактическое несоответствие товара требованиям безопасности. Экспертиза по этим вопросам поручается аккредитованным органам по сертификации соответствующей продукции. Два других состава преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 238 УК – это правонарушения в области обязательной сертификации: неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товара, работ, услуг требованиям безопасности. Речь, по существу, идет о нарушении правил обязательной сертификации со стороны органа по сертификации (выдача) и изготовителей, продавцов, исполнителей (использование).
Сложнее вопрос об ответственности испытательной лаборатории, поскольку выдаваемый ею протокол испытаний формально не является «официальным документом, удостоверяющим соответствие товара требованиям безопасности», даже если в нем имеются кроме фактических показателей и нормативные требования.
Процесс становления и развития рыночных отношений и преобразования отношений в сфере экономики требует совершенствования уголовного законодательства.
Заключение
В своей работе, я попытался осветить вопрос защиты прав потребителей в торговле. Я выяснил, что данная проблема регулируется большим количеством нормативных актов, однако решающее, главенствующее положение среди них занимает Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», а в данной ситуации глава 2.
Хотелось бы подчеркнуть, что во избежание подобной ситуации стоит сразу обращать внимание на дефекты товара. Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги. Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям. Практика контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о явных пробелах в правовой культуре предпринимателей. Обусловлены они, главным образом, незнанием предпринимателями законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. По-прежнему, не вошли в практику делового обращения предпринимателей такие критерии, как взаимная ответственность, доброжелательность и порядочность по отношению к потребителю и заинтересованность продавца (изготовителя) в продаже качественного товара (услуги). В связи с этим организациям по защите прав потребителей – муниципальной и общественной необходимо организовать комплексную работу с предпринимателями, проводить обучающие семинары по разъяснению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, я уверен, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.
Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Конституция Российской Федерации. 12.10.1993г. // Российская газета, - 1993. № 237
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. // Законность. 1995. № 2. С. 47.
5. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025.
6. Уголовный кодекс РФ: Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2594.
Законы.
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)//Российская газета 15.07.2006г.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 ФЗ (в ред. от 29.12.2006) «О естественных монополиях» // Российская газета, N 164, 24.08.1995г.
Учебная литература:
1.Абалкин
Л. Роль государства в
2. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие/Под редакцией И.В. Князева.-М.: Омега-Л, 2006.
3. Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. – 2007 г.
4. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей // Законность. 2005. № 9.
5. Богдан В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей // Российский судья. 2003. № 3.
6. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М., 2002.
7. Варга В. Цикл статей по основам рыночного хозяйства. - // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. -№10 – 12
8. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 117, 132.
9. Попов Л.Л. / Москва, 2005 «Административное право»
10. Селянин А.В. Защита прав потребителей. М.: Юстицинформ, 2006. – 248 с.
Сайты:
1. http://www.fas.gov.ru/
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей