Правовое регулирование защиты прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

Область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или производитель нарушает ЗАКОН, который эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом.

Содержание

Введение………………………………………………………..……………..стр.4

Законодательство в области защиты прав потребителей и пути его совершенствования……………………………………………………………...………стр.6

Юридическая сущность государственной, общественной и судебной защиты прав граждан…………………………………………………………………стр.15

Ответственность за нарушение прав потребителей…………………..…..стр.21

Гражданско – правовая ответственность.………………..………….стр.23

Административно-правовая ответственность………………………стр.26

Уголовная ответственность……..……………………...……………стр.30

Заключение…………………………………………………………………..стр.35

Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа гп.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

     ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 
 

 
     Кафедра Гражданско - правовых дисциплин 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО

     ГРАЖДАНСКОМУ  ПРАВУ

     ВАРИАНТ - 2 
 
 

                                                          Выполнил: слушатель 5 курса

                                                          группа «5С» ФДПО

                                                         

                                                          Проверила: преподаватель 
 
 
 
 

     Хабаровск 2011г.

     План  курсовой работы

 

      Тема 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей

      Примерный план

      1. Законодательство в области защиты прав потребителей и пути его совершенствования.

      2. Юридическая сущность государственной, общественной и судебной

      защиты  прав граждан.

      3. Ответственность за нарушение прав потребителей:

  • гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей; 
  • административная ответственность за нарушение прав потребителей; 
  • уголовная ответственность за нарушение прав потребителей. 

     Содержание:

Введение………………………………………………………..……………..стр.4

Законодательство  в области защиты прав потребителей и пути его совершенствования……………………………………………………………...………стр.6

Юридическая сущность государственной, общественной и судебной защиты прав граждан…………………………………………………………………стр.15

Ответственность за нарушение прав потребителей…………………..…..стр.21

     Гражданско  – правовая ответственность.………………..………….стр.23

     Административно-правовая ответственность………………………стр.26

     Уголовная ответственность……..……………………...……………стр.30

Заключение…………………………………………………………………..стр.35

Список используемой литературы…………………………………………стр.37

 

      Введение:

     Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.

     Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации О защите прав потребителей, иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

     С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.

     За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

     Необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты которые были бы достаточно эффективны. Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя и продавца товаров и услуг, несоответствующих требованиям закона. Существует проблема определения понятия дорогостоящий товар, но, ни в одном из нормативных актов определения данного понятия не содержится.

     Область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или производитель нарушает ЗАКОН, который эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом. Нормальный потребитель не станет лечиться микстурой или таблетками, аннотация к которым изложена на корейском языке, хотя бы потому, что осознает свое право знать, что это за товар и как им правильно пользоваться, чтобы не причинить себе вреда.

 

Законодательство  в области защиты прав потребителей и  пути его совершенствования.

     Принятие в 1992 году Закона «О защите прав потребителей» (далее - Закон) на первый план выдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.

     С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих  на потребительском рынке, значительно улучшилось, последние изменения вносились в ноябре 2009 г. Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей. В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

     Закон «О защите прав потребителей» предусматривает  возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать, как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора.

     Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.

     Нередко на практике возникает вопрос: обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товара или выполнения работы (услуги) или нет? Законом предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. Однако добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Что же касается потребителя, то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю, исполнителю) - право потребителя. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.

     Исключение  из этого правила предусмотрено  для требований потребителя о  возмещении морального вреда. Статья 15 Закона предусматривает, что размер возмещения морального вреда определяется судом. Из этого вытекает, что требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке.

     По  смыслу Закона следует, что по данной категории дел не установлено  обязательного предварительного досудебного  порядка разрешения спора. Однако следует  заметить, что Закон служит базой  для дальнейшего и детального урегулирования отношений с участием потребителей, следовательно, обязательность такого порядка может быть предусмотрена в иных нормативных актах, а именно в правилах продажи отдельных видов товаров, утверждаемых Правительством РФ. На практике, однако, потребителю целесообразно обратиться к продавцу (изготовителю, организации, выполняющей их функции) с письменным обоснованным требованием. К этому побуждает также требование ст. 483 ГК (Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи) и ст. 452 ГК (порядок изменения и расторжения договора).

     Вместе  с тем по некоторым услугам  законодательством предусмотрено  обязательное предъявление претензий. Так, например, ст. 55 Федерального закона «О связи» от 16 февраля 1995 г. установлен срок в шесть месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями). Этой же статьей установлены различные сроки для ответа на претензию. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд. Обязательный претензионный порядок установлен также транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Например, ст. 797 ГК РФ «претензии и иски по перевозке грузов» предусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозки груза до обращения истца в суд, которое может последовать лишь после полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа в течение 30 дней. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска. Данное положение закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону РФ. В.В. Богдан обращает внимание на то, что такой подход свидетельствует о непоследовательности законодателя, выделяющего лишь отдельные правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта1. Чтобы ликвидировать указанный пробел, необходимо распространить этот порядок на все случаи взаимоотношений потребителей и предпринимателей.

     Таким образом, следует иметь в виду, что в соответствии с правилами  предоставления отдельных видов  услуг и продажи товаров и  на основании п. 1 ст. 135 ГПК РФ судья  должен отказать в приеме искового заявления, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

     При нарушении прав потребителя при  оформлении покупки или заказа необходимо обратиться с устной претензией к  должностному лицу предприятия. Таким  лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор магазина. Зачастую такого обращения бывает достаточно для восстановления прав гражданина.

     В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его  права необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. Так как в настоящее время большинство товаров приобретается на рынках, то в таком случае претензия пишется на имя частного предпринимателя. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

     Хотелось  бы отметить, что, хотя формально по Закону отсутствие кассового или  товарного чека не препятствует предъявлению требований, фактически потребитель лишается возможности защитить свои права. Очень часто недобросовестные продавцы просто отказываются признать свой товар, поэтому очень трудно доказать, что товар приобретен именно у этого продавца. Конечно, Закон допускает возможность использовать как доказательство показания свидетелей. Но нередко граждане приобретают товар, заказывают работы или услуги без свидетелей. Поэтому, несмотря на то, что Закон не обязывает продавца выдавать товарный чек, покупатели должны сами себя обезопасить и требовать при покупках товарные чеки. Иногда продавцы отказывают в выдаче товарных чеков ввиду отсутствия бланков. Но это не является основанием для подобного отказа. Товарный чек можно выписать на простом листе бумаги с указанием номера свидетельства ИП, Ф.И.О. продавца, вида товара, цены, даты продажи, гарантийного срока и подписи.

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей