Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 07:21, курсовая работа
Область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или производитель нарушает ЗАКОН, который эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом.
Введение………………………………………………………..……………..стр.4
Законодательство в области защиты прав потребителей и пути его совершенствования……………………………………………………………...………стр.6
Юридическая сущность государственной, общественной и судебной защиты прав граждан…………………………………………………………………стр.15
Ответственность за нарушение прав потребителей…………………..…..стр.21
Гражданско – правовая ответственность.………………..………….стр.23
Административно-правовая ответственность………………………стр.26
Уголовная ответственность……..……………………...……………стр.30
Заключение…………………………………………………………………..стр.35
Список используемой литературы…………………………………………
Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ по защите прав потребителей. Например, право требования компенсации морального вреда возникнет у потребителя, если ему будет продан товар ненадлежащего качества или с опозданием будет отремонтирована квартира.
Гражданский кодекс предусматривает единственную форму, в которой суд может взыскать компенсацию с причинителя вреда — денежную (п. 1 ст. 1101 ГК). Суды, как правило, ориентируются при определении сумм, подлежащих возмещению в качестве компенсации морального вреда, на суммы требований граждан о возмещении материальных убытков, неустойки и др. В отдельных случаях суды без мотивации снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда, несоразмерно характеру причиненного вреда. В целом подходы к определению компенсации морального вреда не отработаны. В результате имеется значительный разброс и необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации морального вреда.
Административно-правовая ответственность:
За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыскании неустойки и убытков. Административно-правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, антиобщественное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:
фактическое основание административной ответственности — административный проступок. Подавляющее большинство нарушений, подпадающих под административную ответственность не настолько вредны, чтобы их можно было квалифицировать как преступления. Поэтому законодатель считает их проступками;
наличие
своих специфических видов
при
привлечении к административной
ответственности наступают
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) ссылка!!!!!. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Выделяют следующие виды административных наказаний:
1. Предупреждение – выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);
2.
Административный штраф –
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
4.Конфискация
совершения или предмета
5.
Лишение специального права —
лишение лица ранее
6.
Административный арест —
7.
Административное выдворение
8. Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;
9.
Административное
Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания. При этом многие из них часто не причиняют непосредственного материального вреда. Поэтому средства гражданско-правового принуждения в таких случаях не могут применяться.
Действующее законодательство наделяет ряд государственных органов полномочиями по защите прав потребителей. Один из них Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения. Данный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. В этой области его деятельность можно подразделить на два главных направления:
1.
защита прав конкретного
2. защита прав неопределенного круга потребителей.
В первом случае действия антимонопольных органов начинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудительному удовлетворению требований потребителя, путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого предусмотрена также выдача предписаний о прекращении или о приостановлении продажи товаров в случаях, если специалистами антимонопольных органов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;
2.
продажа товаров (выполнение
3.
продажа товаров (выполнение
Предписания могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии Исполнители (изготовители, продавцы) имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
В
пределах своей компетенции
Помимо органов, наделенных правом применять административные взыскания в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей, можно назвать и органы местного самоуправления в лице городского комитета и районных отделов по защите прав потребителей.
Уголовная ответственность.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара (работ, услуг) и его безопасностью (ст. 140, 238, 125 и т.д.).
Поэтому субъекты, субъективная сторона, объективная сторона этих правонарушений, естественно, совпадают. Разграничение проводится по последствиям, точнее – по размеру ущерба, причиненного потребителю.
Следует отметить, что новым УК не предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли, которая определялась в УК РСФСР ст. 156.5.
Законом РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. закреплено практически введенное ранее правило о том, что правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее – субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Остальные показатели и требования к качеству продукции, содержащиеся в государственных стандартах, стали рекомендательными, и их соблюдение зависит от усмотрения изготовителя (исполнителя) и его контрагентов.
Эти изменения означали принципиальный поворот в уголовно – правовой ответственности за нарушение требований к качеству продукции и товаров.
Во-первых,
устранялась уголовная
Во-вторых, вводилась уголовная ответственность за изготовление только недоброкачественных товаров.
В-третьих, изменялось содержание состава преступления – вместо выпуска в продажу недоброкачественных товаров вводился их сбыт. Однако была очевидна крайне неудачная конструкция состава преступления по существу (перенесение ответственности со стадии выпуска на изготовление) и нечеткая, противоречивая формулировка (противопоставление требований государственных стандартов и требований по безопасности).
В УК произошли существенные изменения в этой области. Статья 238 УК РФ, сохранив ответственность за выпуск или продажу товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, добавила к ней ответственность за выполнение таких работ.
Принципиальное
изменение произошло в
Часть 1 ст. 238 говорит, по существу, о составах четырех преступлений (выпуск или продажа, неправомерная выдача или использование документа о безопасности), имеющих различные субъекты. Из смысла статьи следует, что речь идет только о товарах народного потребления (работах, услугах), под которыми, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», понимаются товары, предназначенные для удовлетворения личных бытовых нужд граждан-потребителей.
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей