Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:44, курсовая работа
Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.
Задачи исследования
- выявление основных тенденций его современного развития;
- разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения
- выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика предвыборной агитации……………………………………5
1.1 Краткая история, понятие, формы и методы предвыборной агитации………….5
1.2 Агитация через средства массовой информации………………………………….9
2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………………….30
Необходимо отметить, что предвыборной агитацией вправе заниматься только граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и т.д. К иным избирательным действиям следует, по всей видимости, отнести и предвыборную агитацию, и любую другую связанную с выборами деятельность.
По
причине отсутствия в Федеральном
законе "Об основных гарантиях избирательных
прав" прямого запрета на осуществление
предвыборной агитации несовершеннолетними
многие предвыборные штабы допускали
серьезные ошибки, привлекая к
агитационной деятельности лиц, достигших
14 лет, с письменного согласия их
родителей. При этом они руководствовались
статьей 26 Гражданского кодекса РФ,
а также Федеральным законом "Об
общественных объединениях". Последний
предусматривает возможность
Объясняются такие действия предвыборных штабов низкой стоимостью труда несовершеннолетних, высокой степенью готовности молодежи практически к любой работе. Подобная практика вызывала негативную ответную реакцию средств массовой информации конкурентов, внимательно отслеживавших работу противника. Кроме того, следовали соответствующие меры правоохранительных органов: несовершеннолетних задерживали, а в средствах массовой информации широко освещалось "циничное попрание основ морали и нравственности "грязными политтехнологами".
Очевидно, что гораздо более важной в данном случае является не административная санкция, а воздействие на общественное мнение путем демонстрации "нечистоплотности" противника, использующего труд несовершеннолетних. Однако (как всегда это бывает при неоднозначных по своей природе PR-акциях) возможна и обратная реакция на действия кандидата-нарушителя: избиратели убеждаются, что "даже дети на его стороне".
Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации в своих
Среди
субъектов предвыборной агитации закон
называет также общественные объединения.
В статье 5 Федерального закона "Об
общественных объединениях" дается
определение, а в статье 7 - организационно-правовые
формы общественного
Под
общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного
объединения.. Общественные объединения
могут создаваться в одной
из следующих организационно-
Бесспорен
тот факт, что избирательные комиссии,
чья компетенция определена в
законе, не вправе проводить предвыборную
агитацию. Тем не менее избирательные
комиссии нередко, умышленно или
от недопонимания своей роли в
избирательном процессе игнорируя
требования правовых норм, допускают
прямые и косвенные призывы
Возьмем,
к примеру, средства массовой информации
в период избирательной кампании.
Это коммерческие организации. Их участие
в избирательных кампаниях
Приходится констатировать, что большинство избирательных кампаний в нашей стране проходит с нарушениями правил проведения предвыборной агитации в СМИ. При совершении данных правонарушений физические лица должны привлекаться по разным статьям Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (нарушение условий доступа к СМИ и пр.). При этом на практике иногда допускаются досадные ошибки: избиркомами отклоняются жалобы на СМИ, проводящие не оплаченную из избирательного фонда агитацию, так как СМИ "по определению не являются субъектами предвыборной агитации". Остается неясным, какую же деятельность осуществляла та или иная газета или телерадиокомпания.
Кроме того, законодатель фактически приравнивает к предвыборной агитации рекламу в ходе избирательной кампании коммерческой и иной деятельности организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты и пр., обязывая оплачивать ее из средств избирательного фонда (пункт 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав"). То есть законом фактически признается, что предвыборная агитация может вестись коммерческими организациями в форме рекламы их хозяйственной деятельности.
Другой
пример - инициативные группы избирателей.
Каков их статус как субъектов
предвыборной агитации. Инициативная
группа избирателей - это регистрируемая
в установленном законом
Исходя из закона, деятельность, побуждающая избирателей не участвовать в выборах, предвыборной агитацией не является. Однако о том, как важно снизить явку на избирательные участки в регионах, полностью поддерживающих оппонента, знает любой сотрудник компании по политическому консалтингу. На это бывают направлены немалые материальные ресурсы.
Вопрос
о включении в определение
предвыборной агитации в качестве цели
побуждения избирателей к отказу
от участия в выборах является
спорным. С.Д. Князев считает, что в
законе имеется серьезный пробел,
исключающий из сферы правового
регулирования подобные действия и
создающий почву для
Действительно, Российская Федерация - государство с демократической формой правления, что предполагает формирование ряда государственных органов путем выборов. Пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Как отмечает В.Д. Мостовщиков, "добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, - в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах".
Однако,
по нашему мнению, до тех пор пока
законом не установлена обязанность
участвовать в выборах и
Также вызывает интерес формулировка закона, в соответствии с которой агитация - это деятельность, имеющая целью или побуждающая избирателей к голосованию против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). В российской избирательной системе такая форма голосования не предусмотрена. В силу пункта 6 статьи 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" избиратель вправе проголосовать за кандидата (кандидатов) либо список кандидатов, проголосовать "против всех", но не может выделить кандидата (кандидатов) либо список кандидатов и проголосовать именно против них.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
следующие выводы. Представляется целесообразным
скорректировать
Зачастую появляется необходимость заново определять понятие предвыборной агитации в каждом конкретном регионе и территориальном образовании. Характер предвыборной агитации во многом зависит от правовой культуры населения данной местности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Сегодня существенно возросла роль профессионального юридического сопровождения избирательной кампании. Толкование определения предвыборной агитации во многом зависит от субъективных особенностей отдельных членов избирательных комиссий и судей, ряда других факторов. При этом широкая или узкая трактовка избирательной комиссией понятия предвыборной агитации оказывает воздействие и на уровень решительности акций, предпринимаемых предвыборными штабами. При рассмотрении жалоб в ходе избирательной кампании постоянно складывается одинаковая ситуация: идет спор о форме и содержании определения предвыборной агитации. Юристам в избирательной кампании повсеместно приходится отстаивать прямо противоположные правовые позиции по аналогичным вопросам. Сторона, обжалующая какие-либо действия, старается толковать понятие предвыборной агитации расширительно, упирая на предоставленную для этого законом возможность. Оппоненты же стремятся показать избирательной комиссии или суду недопустимость расширительного толкования понятия "предвыборная агитация". Их задача - акцентировать внимание на том, что подобная практика может привести к невозможности объективно определить критерии предвыборной агитации.
Информация о работе Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации