Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:44, курсовая работа
Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.
Задачи исследования
- выявление основных тенденций его современного развития;
- разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения
- выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика предвыборной агитации……………………………………5
1.1 Краткая история, понятие, формы и методы предвыборной агитации………….5
1.2 Агитация через средства массовой информации………………………………….9
2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………………….30
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика
предвыборной агитации………………………
1.1 Краткая история,
понятие, формы и методы
1.2 Агитация через
средства массовой информации……
2 Правовые аспекты
проведения предвыборной
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Такая тема, как «Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации», особо актуальна в преддверии предстоящих выборов будущего года.
В современной России происходят глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появился широкий спектр различных политических сил, который приводит к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Несомненно, главным составляющим этой борьбы становится предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в ней средств массовой информации, PR-технологий, приемов и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все это является проблемой для российского общества, требующей совершенствования своего законодательного разрешения.
Правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения.
Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а также в ее отдельных субъектах свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к соблюдению его требований, о большом количестве нарушений, об использовании не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования должно обеспечивать гарантии реализации избирательных прав участников выборов, которые сказываются на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, не подрывая доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.
Также определить основные направления совершенствования регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, раскрыть роль и место в этом процессе политических сил, избирательных комиссий, других субъектов избирательного процесса.
В начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации и проведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработки собственного их правового регулирования.
Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.
Задачи исследования
- выявление основных тенденций его современного развития;
- разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения
- выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.
Структура данной работы состоит из введения, 2-х глав, подглав, заключения, библиографии, глоссария, приложений.
1.1
Краткая история,
понятие, формы
и методы предвыборной
агитации
Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику.
История Афинского государства в VIII-VI веках до н.э. наглядно показывает пример борьбы мнений, которая велась только в периоде обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование. То есть периоды агитации плавно переходили в стадию голосования.
Римская республика в V - III веках до н.э. демонстрирует период агитации как самостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов. Больше всего распространенным способом агитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег1.
В ходе развития демократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Примером поиска подобных служит переписка Квинта Туллия Цицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов в средневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, в описании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в его работе «Земские соборы Русского государства в ХVI - ХVII вв.».
Развитие
европейских государств в ХVII - XIX
вв., либерализация экономической, политической,
культурной жизни требовали
Примерно
аналогичная картина
На сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации -это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)2.
Формы предвыборной агитации. Предвыборная агитация может принимать следующие формы:
- призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
- выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
- описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);
- распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
- распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
- деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
- иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:
- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
- посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
- иными не запрещенными законом методами.
Методы агитационного воздействия. Наиболее динамичным методом агитационного воздействия являются агитационные листовки. Относительно маленький формат, большой тираж, экономичный и наглядный – все эти свойства отвечают задачам агитации. В содержание листовок входят планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Также существуют настенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные.
Существуют следующие виды настенных листовок:
- ориентирующие на борьбу - первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формирует положительное восприятие кандидата.
- библиографические - с изложением краткой библиографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.
- программные - с кратким изложением программы.
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с правилами поведения в экстренных ситуациях, экологическими телефонами и тд.).
Характерной
особенностью листовок является доминирующие
желание закрепить образ
Специальные выпуски газет. Через печать осуществляется формирование определенного имиджа кандидата (его человеческое лицо - образование, карьера, хобби, образ хорошего семьянина, заслуги перед жителями города/области, республики, фото с политическими лидерами). Специальный выпуск газеты представляет собой особый вид агитационной продукции, соединяющий в себе достоинства листовки, плаката и газеты. С одной стороны он позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другой стороны имеется возможность представить интересующемуся избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.
Информация о работе Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации