Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.
Задачи исследования
- выявление основных тенденций его современного развития;
- разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения
- выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика предвыборной агитации……………………………………5
1.1 Краткая история, понятие, формы и методы предвыборной агитации………….5
1.2 Агитация через средства массовой информации………………………………….9
2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

ТемаПравовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

     Тема: Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации

     Содержание

 
 

Введение…………………………………………………………………………………3

1 Общая характеристика  предвыборной агитации……………………………………5

1.1 Краткая история,  понятие, формы и методы предвыборной  агитации………….5

1.2 Агитация через  средства массовой информации………………………………….9

2 Правовые аспекты  проведения предвыборной агитации………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………..26

Глоссарий……………………………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………………..31

     Введение

 

     Такая тема, как «Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации», особо актуальна в преддверии предстоящих выборов  будущего года.

     В современной  России происходят глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появился широкий спектр различных политических сил, который приводит к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Несомненно, главным составляющим этой борьбы становится предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в ней средств массовой информации, PR-технологий, приемов и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все это является проблемой для российского общества, требующей совершенствования своего законодательного разрешения.

     Правовое  регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения.

     Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а  также в ее отдельных субъектах  свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к  соблюдению его требований, о большом  количестве нарушений, об использовании  не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование  предвыборной агитации, ее финансирования должно обеспечивать гарантии реализации избирательных прав участников выборов, которые сказываются на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, не подрывая доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.

     Также определить основные направления совершенствования регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, раскрыть роль и место в этом процессе политических сил, избирательных комиссий, других субъектов избирательного процесса.

     В начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации и проведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработки собственного их правового регулирования.

     Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.

     Задачи  исследования

     - выявление основных тенденций его современного развития;

     - разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения

     - выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.

     Структура данной работы состоит из введения, 2-х глав, подглав, заключения, библиографии, глоссария, приложений.

     Основная  часть

     1 Общая характеристика предвыборной агитации

 

     1.1 Краткая история,  понятие, формы  и методы предвыборной  агитации 

     Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику.

     История Афинского государства в VIII-VI веках до н.э. наглядно показывает пример борьбы мнений, которая велась только в периоде обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование. То есть периоды агитации плавно переходили в стадию голосования.

     Римская республика в V - III веках до н.э. демонстрирует период агитации как самостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов. Больше всего распространенным способом агитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег1.

     В ходе развития демократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Примером поиска подобных служит переписка Квинта Туллия Цицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов в средневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, в описании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в его работе «Земские соборы Русского государства в ХVI - ХVII вв.».

     Развитие  европейских государств в ХVII - XIX вв., либерализация экономической, политической, культурной жизни требовали соответствующих  изменений в системе государственного устройства, широкого доступа к управлению государством прогрессивной общественности, представителей творческих профессий, рабочих, студентов, городской бедноты. Одним из важных направления развития законодательства стало регулирование  вопросов агитации, поскольку, по свидетельствам современников, она принимала принципиально  важное значение в обеспечении победы на выборах.

     Примерно  аналогичная картина наблюдалась  и в России. По мнению отечественных  историков, в частности, соборы конца  ХVI - начала ХVII вв. проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией  зачастую с нарушением порядка и  правил. Наиболее активно избирательное  право в России развивалось во второй половине XIX - начале XX вв. Именно в это время в обществоведении  впервые делается попытка сформулировать понятие «агитация», «предвыборная  агитация». Так, в энциклопедическом  словаре, вышедшем в свет в 1890 году мы находим такое определение: «Агитатор, (лат.) В политической жизни называется лицо, подготовляющее общественное мнение для известных целей. Агитация может  быть направляема и к совершенно законным, великим целям, а может  быть и весьма опасна для государства, если направлена к нарушению законов  и права».

     На  сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации -это деятельность, осуществляемая в период избирательной  кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей  к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)2.

     Формы предвыборной агитации. Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

     - призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

     - выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

     - описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

     - распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

     - распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

     - деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;

     - иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

     Законодательно  закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

     - на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

     - посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

     - посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

     - иными не запрещенными законом методами.

     Методы  агитационного воздействия. Наиболее динамичным методом агитационного воздействия являются агитационные листовки. Относительно маленький формат, большой тираж, экономичный и наглядный – все эти свойства отвечают задачам агитации. В содержание листовок входят планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.

     Также существуют настенные и предназначены  для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные.

     Существуют  следующие виды настенных листовок:

     - ориентирующие на борьбу - первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формирует положительное восприятие кандидата.

     - библиографические - с изложением краткой библиографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.

     - программные - с кратким изложением программы.

     Агитационная  листовка для раздачи избирателям  зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с правилами  поведения в экстренных ситуациях, экологическими телефонами и тд.).

     Характерной особенностью листовок является доминирующие желание закрепить образ кандидата  с помощью «ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «это наш кандидат», «это свой человек»), как показала практика лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию, адресные цветные листовки.

     Специальные выпуски газет. Через печать осуществляется формирование определенного имиджа кандидата (его человеческое лицо - образование, карьера, хобби, образ хорошего семьянина, заслуги перед жителями города/области, республики, фото с политическими лидерами). Специальный выпуск газеты представляет собой особый вид агитационной продукции, соединяющий в себе достоинства листовки, плаката и газеты. С одной стороны он позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другой стороны имеется возможность представить интересующемуся избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.

Информация о работе Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации