Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современного состояния конституционно-правового регулирования предвыборной агитации.
Задачи исследования
- выявление основных тенденций его современного развития;
- разработка системного представления о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения
- выяснение проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика предвыборной агитации……………………………………5
1.1 Краткая история, понятие, формы и методы предвыборной агитации………….5
1.2 Агитация через средства массовой информации………………………………….9
2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

ТемаПравовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

     Перед разработкой избирательных компаний стоят четыре вопроса касающихся использования специальных выпусков газет:

     - необходимость применения данного вида агитации, его роль в избирательной компании;

     - выбор типа специального выпуска, либо на базе уже существующего издания, либо издание оригинальной газеты, определение его объема, формата тиража;

     - содержание, оформление специального выпуска;

     - количество специальных выпусков, время выхода, способы распространения.

     В идеале в ходе агитации должны быть задействованы все каналы коммуникации, по которым к избирателям может  попасть информация о кандидатах на выборные должности. Однако на практике не всегда существуют возможности для  этого, приходится выбирать наиболее эффективные, для конкретных обстоятельств проведения кампания, средства агитации, выбирать источники информации пользующиеся наибольшей популярностью у населения, через которые возможно более  полно донести информацию о кандидате, при минимуме затрат. 
 

     1.2 Агитация через  средства массовой  информации 
 

     Российские  законодатели предусмотрели информирование избирателей в гл.8  Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011)3. Статья 51. п.1 гласит, что информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, а также о кандидатах, включенных в эти списки.

     Также ст.51.п.2. утверждает, что информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установленное настоящим Федеральным законом.

     В ст.51.п.3 разрешается организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободу в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

     В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических  печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими  партиями, выдвинувшими федеральные  списки кандидатов, должны даваться исключительно  отдельным информационным блоком, без  комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются политическими  партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии, не должна допускаться дискриминация (умаление прав) какой бы то ни было политической партии, в том числе по времени  освещения проводимых ею предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

     Также в законе говорится, что журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

     В день голосования запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов  Государственной Думы, в том числе  размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен  определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет"), до момента окончания  голосования на территории Российской Федерации.

     Средства  массовой информации (СМИ) являются источником информации пользующейся наибольшей популярностью (разного рода печатные и электронные издания, телевизионные программы и т.д.) доступные каждому.

     Закон разрешает различные формы предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и «других не запрещенных законом формах»5. Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «других не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти. Не логичней ли использовать здесь более точное определение, как то «разрешенных законом». В частности, это поможет четче определить роль Интернета при проведении выборов.

     Из  всего выше сказанного вытекает вывод, что данное положение закона нуждается в тщательной проработке и требует определенных изменений и дополнений, которые бы позволили решить множество проблем, возникающих при применении законодательства на практике.

     Кроме того, если уже указанное положение  закона подвергнуть анализу, то станет видно, что все эти формы предвыборной агитации относятся к электронным  СМИ, а печатные СМИ практически  оставлены законодателем без  внимания. Подобное отношение легко  объяснимо. Действительно, электронные  СМИ, представляющие собой непосредственную наглядную агитацию, имеют максимальное воздействие и их использование  для участников избирательного процесса является наиболее удобным. Это и  отразилось на законодательной регламентации. Но даже видимое преимущество электронных  СМИ над печатными не может  являться оправданием того, что законодателем  были упущены спорные моменты, которые  касаются именно печатных СМИ - вопросы  о допустимости и границах использования  в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации6.

     Следует обратить внимание на то, что закон все же содержит некоторые положения, относящиеся к печатным средствам массовой информации.

     Прежде  всего в связи с вопросом о  равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаются такие полиграфические  тонкости, как объем и другие условия.

     Указывается, что публикация предвыборных материалов не должна сопровождаться редакционными  комментариями в какой бы то ни было форме.

     Столь бедная по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые преимущественно относятся к печатной прессе.

     Следует остановиться еще на одном спорном  моменте в определении предвыборной агитации. Законодатель признает предвыборной агитацией рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных  объединений и блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками или членами руководящих  органов которых являются эти  лица. Реклама деятельности перечисленных  лиц относится на счет избирательного фонда того кандидата, избирательного объединения (блока), которого представляют или поддерживают эти лица. В связи  с этой нормой необходимо уточнить некоторые моменты. В частности, возникает вопрос: что означает «реклама коммерческой и иной деятельности»  Включается ли в понятие «иной  деятельности» любая служебная, профессиональная, творческая, научная, спортивная деятельность и любительские занятия всех лиц, причастных к избирательному процессу7.

     Если, например, имеется в виду служебная  деятельность, то избирательные фонды  некоторых кандидатов и общественных объединений (блоков) будут моментально  исчерпаны только такой рекламой, и ни на что другое не хватит средств. С другой стороны, как положения  данной статьи соотносятся с указанием  закона о том, что ограничения  на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения должностных, служебных  обязанностей депутатами, выборными  лицами, высшими государственными служащими. Означает ли также, что реклама коммерческой деятельности представителей бизнеса, если они как-либо участвуют в избирательном процессе, ограничена данной статьей. Отмеченные неясности, весьма существенные для СМИ, требуют компетентных разъяснений законодателя..

     Поскольку Закон « Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» является базовым  актом российской избирательной  системы, постольку и нормы, устанавливающие  условия предвыборной агитации через  печатные СМИ, имеют бланкетный характер, относя детальное регулирование  процедур предоставления газетных полос  для материалов предвыборной агитации к сфере действия специальных  законов. Фактическое регулирование  порядка и условий предвыборной агитации в печатных СМИ осуществлялось на основании подзаконных актов - инструкций Центральной избирательной  комиссии. И хотя качество этих документов было достаточно высоким (а неоднократные  попытки оспорить в суде положения  инструкций ЦИКа по предвыборной агитации ни разу не увенчались успехом), социальное и политическое значение правового  регулирования предвыборной агитации столь высоко, что, безусловно, заслуживает  именно законодательного определения  в качестве норм прямого действия.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что правила ведения  предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей  и противоречий. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Правовые аспекты  проведения предвыборной  агитации глава

 
 

     Ст 8.  Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) регламентируется право граждан российской Федерации на предвыборную агитацию. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

     од  предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам  и имеющая целью побудить или  побуждающая избирателей к голосованию  за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

     Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу  проведения предвыборной агитации в  соответствии с законами.

     Зарегистрированным  кандидатам гарантируются равные условия  доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации8.

     Надо  определить, во-первых, агитация - это деятельность. Нет нужды обращаться к толковому словарю, чтобы понять, что под деятельностью можно понимать все что угодно, кроме бездеятельности. Воспользовавшись методом исключения, применение которого не редкость при обсуждении вопросов агитации, можно сказать, что предвыборной агитацией будет признано все, для чего предпринимались какие-либо действия соответствующим субъектом. Следовательно, если данный субъект никаких действий не предпринимал или отсутствуют доказательства совершения им каких-либо действий, то не может идти речи о его ответственности за возможные правонарушения.

     На  практике все выглядит несколько  иначе. Избирательные комиссии и  даже суды для применения санкций  за избирательное правонарушение нередко  считают достаточными сведения, приведенные в поданных жалобах, не утруждая себя поиском доказательств совершения тем или иным кандидатом противоправных действий. Это способствует применению предвыборными штабами провокаций против конкурентов. Например, распространяются листовки с выходными данными оппонентов в период, когда предвыборная агитация запрещена, или в местах, где запрещена предвыборная агитация.

     Во-вторых, в определении указаны субъекты предвыборной агитации, к которым  относятся: граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения. В соответствии с определением деятельность иных субъектов не может быть признана законной агитацией и должна рассматриваться в качестве иной деятельности. С кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками ситуация более или менее ясна.

     Агитация  для них - основное средство воздействия  на избирателей. Что касается граждан  Российской Федерации, то включение  этой категории в число субъектов  предвыборной агитации должно было, по всей видимости, подчеркнуть установленный  пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" запрет: «Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.»

Информация о работе Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации