Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Стабильная и эффективная работа транспорта, являющегося ключевым элементом интеграции, во многом определяет динамику экономического развития любой страны.
Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее транспортную политику. Транзитное геополитическое положение Республики Беларусь признано Европейским сообществом, которое, определяя существующие и будущие грузопотоки, выделило на территории станы два транзитных коридора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Понятие автомобильной перевозки и характеристика автотранспортных организаций их осуществляющих
Понятие автомобильной перевозки
Международные транспортные организации
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)
Ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ)
Правовая основа регулирования международных автомобильных перевозок грузов
Товарно-транспортная документация на груз
Транспортное страхование при международных перевозках грузов
Понятие транспортного страхования
Страхование ответственности автомобильных перевозчиков
Страхование ответственности перед таможенными органами при использовании книжки МДП
Перестрахование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Понятие автомобильной перевозки и характеристика автотранспортных организаций их осуществляющих.doc

— 184.00 Кб (Скачать)
      1. Ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ)

     Ассоциация  Международных Экспедиторов и Логистики  «БАМЭ» -некоммерческая организация, объединяющая на основе добровольного членства экспедиторские и логистические организации  различных форм собственности.

     Объединение экспедиторов в национальную ассоциацию служит подтверждением их высокого профессионализма, финансовой стабильности и заслуженной  деловой репутации, для клиента - гарантией получения им качественных и надежных экспедиторских услуг, для самой ассоциации -необходимым условием ее нормальной деятельности, успешного выполнения своих уставных задач.

     Основной  целью ассоциации является  защита интересов членов ассоциации на белорусском рынке экспедиторских и логистических услуг, координация их усилий в деле расширения деловой активности, недопущение между ними недобросовестной конкуренции, представление и защита интересов экспедиторов в государственных, общественных и иных организациях.

     Данная  работа проводится ассоциацией по двум направлениям:

     - в рамках отраслевых министерств,  ведомств и общественных организациях  ассоциация оказывает своим членам  содействие в обеспечении оптимальных  условий их профессиональной  деятельности и решения задач  по достижению высокой экономической  эффективности.

     - в силу своих уставных обязанностей ассоциация решает перечисленные выше задачи непосредственно с законодательными органами, участвуя в обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся экспедиторской деятельности, в т.ч. таких, как Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, транспортные уставы. Ассоциация занимала ведущую роль в разработке Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», который был принят Постановлением Палаты Представителей национального собрания Республики Беларусь от 13.06.2006 г. № 124-З, а также в разработке «Правил транспортно-экспедиционной деятельности», которые были приняты Постановлением Совета Министров от 30.12.2006 г. № 1766.

     С 1995 года ассоциация представляет интересы белорусских экспедиторов в Федерации  международных экспедиторских ассоциаций (FIATA) в качестве единой национальной ассоциации экспедиторов. По рекомендации ассоциации более 33 ее членов приняты в FIATA на индивидуальной основе, что служит доказательством уверенного вхождения белорусских экспедиторов в мировое экспедиторское сообщество.

     Ассоциация  активно проводит работу по внедрению  в практику бланков экспедиторских форм и документов FIATA. Получение  экспедитором права выписывать своим  деловым партнерам экспедиторские документы FIATA (оборотный мультимодальный транспортный коносамент, экспедиторская расписка, складская расписка) является свидетельством высокого профессионализма экспедитора и гарантией качества экспедиторских услуг.  

     Ассоциация  на регулярной основе осуществляет подготовку и повышение квалификации экспедиторских кадров. Достижение этой цели осуществляется при помощи созданного при ассоциации Частного учреждения образования «Курсы повышения квалификации кадров «БАМЭ-Экспедитор».

     В марте 2009 г. ассоциация защитила программу  обучения экспедиторов по международному стандарту FIATA с правом выдачи слушателям соответствующего диплома этой организации.

     Таким образом, деятельность Ассоциации «БАМЭ» подчинена созданию условий для  оказания грузовладельцам и другим деловым партнерам высококачественных экспедиторских и логистических услуг. От этих услуг зависит своевременное, сохранное и экономичное перемещение грузов внешней и внутренней торговли нашей страны.

     В состав ассоциации входит 120 экспедиторских и логистических предприятий. Хотелось бы отметить, что объем оказанных транспортно-экспедиционных услуг за 2008 г. от деятельности только 50 ведущих экспедиторов – членов ассоциации составил 606 млн. дол. США или 71 % от общего объема оказанных транспортно-экспедиционных услуг республики. Это является подтверждением того, что основные объемы экпортно-импортных грузов перерабатываются крупными экспедиторскими компаниями, входящими в состав ассоциации. С рейтингом ведущих экспедиторов вы можете ознакомиться на нашем сайте.

     В настоящее время в рамках реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года для обеспечения координации деятельности логистических компаний ассоциация определяет новые направления сотрудничества.

 

      2. Правовая основа  регулирования международных  автомобильных перевозок грузов

     Порядок взаимоотношений между грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями  при осуществлении международных  перевозок грузов регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, аббревиатура – CMR, от Convention Merchandises Routiers; международная товарно-транспортная накладная, разработанная в соответствии с конвенцией КДПГ, также называется CMR-накладная) 1956 года, выработанной в рамках Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Конвенция определяет правовой механизм и устанавливает единообразие в условиях договора международной автомобильной перевозки грузов, способствующие более рациональному и эффективному их осуществлению.

     Положениями Конвенции КДПГ руководствуются  европейские страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках. Республика Беларусь присоединилась к конвенции 5 апреля 1993 года.

     Сфера действия конвенции – заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика и отправителя грузов, претензии и иски, осуществление перевозки последовательно несколькими перевозчиками, заключительные положения.

     Необходимо  отметить, что Конвенция носит  открытый характер, т.е. ее положения  распространяются на перевозки грузов за вознаграждение, когда места принятия груза и сдачи находятся в двух странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от места жительства и национальности сторон договора. На практике это означает, что положения Конвенции будут применяться к ответчикам – юридическим лицам стран, не являющихся членами данного соглашения. При этом устанавливается, что договор перевозчика определяется международной товарно-транспортной накладной (CMR), которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.

     В конвенции подробно определены права отправителя и получателя по распоряжению транспортируемым грузом и порядок действий в случае возникновения препятствий к перевозке и выдаче груза.

     Особое  практическое значение имеют положения конвенции о предъявлении к перевозчику претензий и исков.

     Перевозчик  согласно ст. 17 КДПГ, несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, произошедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а так же за просрочку в доставке. Конвенция построена на презумпции вины перевозчика. Это означает, что бремя доказательства своей невиновности в коммерческой неисправности груза лежит на перевозчике (ст. 18 КДПГ). Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства – землетрясение, наводнение, гражданская война, революция); действий или упущений отправителя или получателя; особых естественных свойств груза; из-за недостатков тары, незаметных при при наружном осмотре. Любое доказательство является опровержимым, т.е. противоположная сторона имеет возможность доказать обратное. Размер возмещения за повреждение, утрату или порчу грузов определяется на основании фактической стоимости утраченного груза или его части. Под таковой понимается общепринятая рыночная цена товара в месте и во время принятия его к перевозке. Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а так же их маркировка и нумерация мест соответствовали указанным в накладной (ст. 9 КДПГ).

     Сроки доставки груза определяются соглашением  сторон, а если это не было сделано, таковым признается период времени, необходимый (с учетом всех обстоятельств, включая комплектование мелких отправок) для доставки груза разумным образом  добросовестным перевозчиком. В случае просрочки в доставке груза, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (п.5 ст.23 КДПГ).

     Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, при ее отсутствии, на основании текущей рыночной цены, либо, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Необходимо помнить, что существует предел ответственности перевозчика (ст. 23 КДПГ), согласно которому размер возмещения не может превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования (по курсу Национального Банка Республики Беларусь – 12,16 долларов США), соответствующих определению Международного валютного фонда, за килограмм веса брутто. Грузополучатель в праве считать груз утраченным и требовать от перевозчика его полного возмещения в том случае, если груз не прибыл в место назначения в период тридцати дней по истечении указанного в накладной срока доставки или шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком, если срок доставки не был установлен. Претензии относительно состояния принятого грузополучателем товара должны быть предъявлены в следующем порядке (ст. 30 КДПГ):

  • В отношении явных утрат и повреждений – записью в накладной в момент приема груза от перевозчика;
  • В случае если утраты и повреждения не являются очевидными, - не позднее семи дней со дня принятия груза, исключая воскресенье и праздничные дни;
  • При нарушении срока доставки груза – в течение двадцати одного дня с момента передачи груза в распоряжение получателя.

     Особо оговариваются перевозки, выполняемые  последовательно несколькими автомобильными перевозками. Причем ущерб, причиненный  при перевозке грузов, осуществляемой несколькими перевозчиками, возмещается в следующем порядке: перевозчик, по вине которого причинен ущерб, должен один нести ответственность за все убытки; если ущерб был причинен по вине нескольких перевозчиков, то каждый из них должен уплатить сумму, пропорциональную доле лежащей на нем ответственности. В случае невозможности установления этой доли каждый перевозчик несет ответственность пропорционально части причитающейся ему провозной платы. Согласно положению конвенции претензионный характер разрешения споров не обязателен. Более того, не существует нормативных сроков, в течении которых ответчик должен принять или отклонить претензию. Эта коллизия в каждом конкретном случае разрешается на основе норм применимого права.

     По  всем спорам, возникающим из договора перевозки, истец может обратиться в суд страны, на территории которой ответчик имеет обычное место жительства или место нахождения своего основного коммерческого предприятия, посредством которого был заключен договор перевозки; находится место принятия груза к перевозке или его места сдачи. Обращение в другие суды не допускается, как не допускается повторное обращение в суд по делу, по которому суд уже вынес решение (ст. 31 КДПГ). Срок исковой давности на все требования всех сторон – один год, за исключением умышленных действий или приравненных к таковым. В таком случае срок исковой давности увеличивается до трех лет. Срок исковой давности наступает:

  • Со дня сдачи груза получателю – в случае частичной утраты груза, повреждения или прострочки доставки;
  • С момента, когда груз считается утраченным,  - в случае утраты всего груза;
  • По истечении трехмесячного срока со  дня заключения договора перевозки  - во всех прочих случаях;

     День, когда начинается истечение срока  исковой давности, в срок исковой  давности не засчитывается (ст. 32  КДПГ).

    2.1. Товарно-транспортная  документация на  груз

     К товарно-транспортной документации относится  международная товарно-транспортная накладная (CMR) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, счет-фактура контрактной стоимости груза, сертификаты качества и происхождения, карантинный и ветеринарный сертификаты, акт загрузки автомобиля. Эти документы составляются на языке страны-отправителя. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и, заполненные, передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.

     Товарно-транспортная накладная CMR

     В Беларуси использование товарно-транспортной накладной международного  образца  (CMR-накладной) регламентировано пунктом 8 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970.

     С 01 декабря 2004 года вступило в силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 N 23

     "Об  утверждении бланка международной  товарно-транспортной накладной  "CMR" и Инструкции по ее  заполнению".

     Пункт 1 Инструкции устанавливает, что международная  товарно-транспортная накладная CMR является бланком строгой отчетности и  применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

Информация о работе Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов в Республике Беларусь