Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового положения и роли суда в гражданском судопроизводстве.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Изучить исторический этап развития и становления суда в гражданском процессе.
Рассмотреть международный опыт развития суда за рубежом.
Изучить вопросы подсудности и подведомственности.
Введение
3
1 Суд как участник гражданского процесса: от истории до современного состояния
7
1.1 Исторические этапы роли суда в российском гражданском процессе
7
1.2 Принципы осуществления правосудия в зарубежных странах
13
2 Судебная деятельность: анализ законодательства и практики
19
2.1 Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел
19
2.2 Правовая активность суда на всех стадиях гражданского процесса
28
3 Коллизионные вопросы деятельности суда в гражданском процессе в настоящее время
37
3.1 Проблемы осуществления правосудия по гражданским делам
37
3.2 Пути преодоления проблем и совершенствование законодательства о значимости суда в гражданском процессе
42
Заключение
46
Список используемой литературы
Понимание «состязательности» как формы судопроизводства, при которой суд играл бы в процессе пассивную роль, а сам процесс сводился бы к «свободной игре спорящих сторон», в настоящее время не поддерживается наукой гражданского процессуального права. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Кроме того, суд проверяет относимость представляемых доказательств к рассматриваемому делу и их допустимость, окончательно устанавливает содержание вопросов, по которым требуется получить заключение экспертов, в отдельных случаях может по своей инициативе назначить экспертизу40.
Следует заметить, что действие принципа состязательности имеет особенности в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, что отражается и на степени активности суда в процессе. Эти особенности обусловлены характером указанных дел, в которых публичные интересы преобладают над частными. «В правоотношении личность (гражданин) - государство в лице его органов субъекты не равны по правовым возможностям и способностью доказывать законность своих действий и решений». Аналогичная особенность выявляется и в арбитражном процессе (неравенство сторон процесса - органа власти и субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности - в материальных правоотношениях)41.
В этой связи в отношении
категории дел, возникающих из публичных
правоотношений, законом закреплена
иная (по сравнению с исковым
В данном случае пределы активности суда при рассмотрении дел указанной категории расширены за счет предоставления ему права по собственной инициативе истребовать доказательства от государственных органов и органов местного самоуправления в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ, ч. 6 ст. 200 АПК РФ). В этой связи в юридической литературе предлагается относить суд к числу субъектов доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений. Как отмечает М.К. Треушников42, «по этим делам функция судебной власти как одной из ветвей государственной власти сводится к очищению правового поля в государстве от незаконных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государства и его должностных лиц во имя правового порядка».
Кроме того, при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, суд, как правило, не связан доводами сторон. Суд также вправе признать обязательной явку представителей органов власти в судебное заседание (под угрозой наложения судебного штрафа).
Учитывая сказанное, представляется
возможным заключить, что в производстве
по делам, возникающим из публичных
правоотношений, принципы активной роли
суда, объективной истины и законности
превалируют над принципами состязательности
и диспозитивности. При рассмотрении
таких дел суд обязан проявлять
инициативу в выяснении обстоятельств,
имеющих значение для правильного
разрешения дела, и не может быть
поставлен в зависимость от активности
сторон в процессе.
Как отмечает Н.И. Клейн, такая трактовка
принципа состязательности производства
по делам из публичных правоотношений
«связана с задачей суда, с одной стороны,
защитить общественные интересы и публичные
интересы государства, с другой - защитить
права, законные интересы граждан, организаций
и индивидуальных предпринимателей от
необоснованного административного вмешательства»
. Говоря о роли суда в состязательном
процессе, Н.И. Клейн отмечает, что суд
не является посторонним наблюдателем,
а должен способствовать защите прав лиц
и правопорядка, установлению материальной
истины. Для этого ему должны быть предоставлены
соответствующие правомочия.
В юридической литературе
было высказано предположение, что
законодатель в нынешних условиях правовой
культуры посчитал предоставление сторонам
всей полноты процессуальных полномочий
по определению предмета доказывания
и собирания доказательств
Постепенное расширение действия
принципов состязательности и диспозитивности,
как указывалось ранее, безусловно,
привело к изменению
В Федеральной целевой
программе «Развитие судебной системы
России» на 2007 - 2011 гг. повышение активной
роли суда, усиление его влияния
на правоприменение
Таким образом, современный процесс отправления правосудия арбитражными судами и судами общей юрисдикции в РФ построен на основе принципов состязательности и диспозитивности, вмешательство же суда (руководство его процессом) допустимо постольку, поскольку это необходимо для выяснения материальной истины и соблюдения установленной законом состязательной процессуальной формы разбирательства и принципа законности.
3 Коллизионные вопросы деятельности суда в гражданском процессе в настоящее время
3.1 Проблемы осуществления
Проблема обеспечения доступа к правосудию для любого заинтересованного лица достаточно подробно исследована в отраслевой науке с позиции определения юридической природы данного явления, его структуры и определения факторов, влияющих на доступность правосудия. Кроме того, изучена проблема реализации права на доступ к правосудию в различных стадиях рассмотрения дела в суде (начиная со стадии возбуждения дела)45.
В статье 18 Конституции РФ46 указывается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом отмечается, что правосудие необходимо постольку, поскольку оно способно обеспечить беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина. В актах правосудия должно находить выражение не только формальное содержание законов и иных нормативных актов, но и их применение, сопряженное с пониманием судьями действительного смысла прав человека, в качестве приоритетной ценности, поскольку «когда судебное решение, основанное на законе, не достигает цели защиты нарушенного права, тогда оно не может претендовать на признание состоявшимся актом правосудия». В рассматриваемом аспекте особое значение приобретает проблема доступности правосудия, которое должно осуществляться в интересах реальной защиты прав граждан, а также поиск возможных путей его более полного обеспечения.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»47 указывается, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Таким образом, на уровне федерального закона обеспечение доступа доверителей к правосудию объявлено целью адвокатской деятельности. Понимание цели деятельности как категории, характеризующей конечную задачу и «идеальный» результат, обеспечивается различными средствами, в том числе законодательным регулированием статуса адвоката и его отдельных аспектов, вопросами тактики адвокатской деятельности. Роль адвокатской деятельности в свете обеспечения доступа к правосудию Конституционный Суд РФ определил так: «Реализации права на судебную защиту наряду с другими правовыми средствами служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве - доступ к правосудию. В отличие от граждан организации по своей правовой природе лишены возможности непосредственно участвовать в судопроизводстве, а потому дела организаций ведут в арбитражном суде их органы в лице руководителей или другие, по их выбору, представители (части 4 и 5 статьи 59, статья 61 АПК Российской Федерации)»48. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать правовую природу доступа к правосудию, основные проблемы, связанные с ним, а также возможные пути их решения.
В.В. Ярков49 называет следующие основные факторы, определяющие доступ к правосудию: продолжительность судебных процессов; удорожание всей «юридической инфраструктуры», включая сферу представительства; изменение экономических условий деятельности адвокатуры и нотариата; усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса; неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения. Представляется, что среди приведенных факторов наиболее значимым является усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса, поскольку иные поименованные факторы связаны с ним. В литературе отмечается, что система отечественного законодательства уделяет на первый взгляд достаточное внимание важнейшим элементам организации правосудной деятельности:
- конституционно закреплена
самостоятельность судебной
- на законодательном
уровне принята концепция
- законодатель постоянно
уделяет внимание ходу
- федеральным конституционным
законом определена
- федеральными конституционными
законами закреплено правовое
положение Конституционного
- рассмотрены в первом
чтении проекты законов о
- федеральным законодательством
конкретизировано правовое
- федеральными законами
приняты кодифицированные
- законодательно установлен единый правовой статус судьи, дополнительные гарантии его государственной и социальной защиты;
- федеральным законодательством заданы параметры деятельности органов судейского сообщества;
- подзаконными нормативными
правовыми актами
Вместе с тем в аспекте
обеспечения доступности
Решение задачи обеспечения
доступности правосудия В.Ф. Яковлев
связывает, в частности, с дифференциацией
судебных процедур, в том числе
с упрощенными формами
Наибольшая часть необходимых
на данном этапе знаний связана с
требованиями, предъявляемыми к форме
и содержанию документов, а также
с правилами подведомственности
и подсудности дел судам. По мнению
автора, возможно несколько способов
решения данного аспекта единой
проблемы: принятие организационного
решения или изменение
Информация о работе Правовое положение и роль суда в гражданском судопроизводстве