Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:33, контрольная работа
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
1.Сущность, структура и функции государства 2
2. Формы правления и государственного устройства 6
3. Правовое государство и гражданское общество 10
Литература
План
стр.
1.Сущность,
структура и функции
государства
2.
Формы правления и государственного
устройства
3.
Правовое государство
и гражданское общество
10
Литература
1.Сущность государства
Центральным институтом политической
системы является государство. В его деятельности
концентрируется основное содержание
политики. Сам термин «государство» обычно
употребляется в двух значениях. В
широком смысле государство понимается
как общность людей, представляемая и
организуемая органом высшей власти и
проживающая на определенной территории.
В современной науке государство,
в узком смысле, понимается как организация,
система учреждений, обладающие верховной
властью на определенной территории.
Общие признаки государства:
Государства разных
На протяжении истории
прпр
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.
Государство
– субъект международных отношений.
Лишь на основе обладания качествами государства
те или иные организации признаются субъектами
международного права и наделяются соответствующими
правами и обязанностями. В современном
международном праве выделяются три минимальных
признака государства: территория, народ,
объединенный правовым союзом граждан
(гражданством), и суверенная власть, осуществляющая
эффективный контроль хотя бы над большинством
территории и населения.
Причины
возникновения государства
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
В научной
литературе отмечаются и некоторые
другие факторы, влияющие на образование
государств и их особенности: географическое
положение, наличие или отсутствие естественных
границ, климатические условия, плодородные
земли и т.д.
Исторические рубежи в развитии государства
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В целом, конституционный этап в развитии
государства, связан с его подчиненностью
обществу и гражданам, с юридической очерченностью
полномочий и сферы государственного
вмешательства, с правовой регламентацией
деятельности государства и созданием
институциональных и иных гарантий прав
человека. Одним словом, он связан с появлением
конституции.
Конституция
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.
Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так же структура и порядок функционирования управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической конституции
– показатель подлинной конституционности
государства лишь в том случае, если она
реально воплощена в государственной
организации и неукоснительно исполняется
органами власти, учреждениями и гражданами.
Завершенность процесса формирования
конституционного государства, закрепления
принципа ограничения его компетенций,
с помощью специальных институтов и законов,
исходящих от народа, характеризует понятие
«правовое государство».
2. Формы правления и государственного устройства
Формы
правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько
Монархия была господствующей формой
правления на протяжении тысячелетий.
В специфической форме она сохраняется
и сегодня почти в трети стран мира (например,
в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).
Парламентская
республика
Второй основной формой
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.
Правительство обладает
Президентская
республика
Отличительный признак
В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество