Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:39, доклад

Описание работы

Гражданское общество Гегель понимал как совокупность корпораций, общин, сословий, которые базируются на особых потребностях и опосредствующем их труде. Это прежде всего мир частной собственности и материальных интересов. Частной (гражданской) жизни человека Гегель противопоставлял его всеобщую (политическую) жизнь, находящую высшее проявление в государстве.

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество и правовое государство.docx

— 18.93 Кб (Скачать)

Гражданское общество и правовое государство.

1.Понятие гражданского  общества

Гражданское общество Гегель понимал  как совокупность корпораций, общин, сословий, которые базируются на особых потребностях и опосредствующем  их труде. Это прежде всего мир частной собственности и материальных интересов. Частной (гражданской) жизни человека Гегель противопоставлял его всеобщую (политическую) жизнь, находящую высшее проявление в государстве.

В марксизме под «гражданским обществом» понимается сфера «действительных», т.е. материальных отношений людей, порожденная определенным способом производства. Это прежде всего отношения экономические, имущественные, но не только. Если Ф.Энгельс определял гражданское общество как царство экономических отношений, а наукой о гражданском обществе прямо объявлял политическую экономию, то для К.Маркса гражданское общество всегда – это «общественная организация», развивша­яся непосредственно из производства и общения, «общественное состояние», «определенный способ совместной деятельности», обусловленный совокупностью производительных сил, «определенный общественный строй», обусловленный производственными отношениями.

Гражданское общество – это, по Марксу, «социальная система» в противоположность  политической, т.е. практически вся  неполитическая жизнь общества («человек как член гражданского общества –  неполитический человек»), начиная  с самых общих форм существования  общества и кончая частны­ми существованиями отдельных индивидов.

Таким образом, определяя гражданское  общество как «материальные жизненные  отношения», как «все материальное общение индивидов», К.Маркс имеет  в виду не только экономические отношения. Он исходит из дилеммы «общество  – государство», заданной предшествующей общественной мыслью и решаемой ею в идеалистическом духе. Маркс  использует введенное раннебуржуазными мыслителями понятие «гражданское общество» для под­черкивания первичности материальной жизни (т.е. общества) по отношению к политике и государству. Ф.Энгельс позднее отмечал, что они оба с К.Марксом пришли к выводу, что «не государством обусло­вливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство, что, следова­тельно, политику и ее историю надо объяснять экономическими отношениями и их развитием, а не наоборот».

Наконец, гражданское общество –  это деятельность различных объединений  и организаций, созданных по инициативе самих индивидов для выражения  и защиты их интересов. Причем признаком гражданского общества является не просто наличие общественных организаций (они существовали в нашей стране и в период тоталитарного режима, но были созданы по инициативе партии и государства и выполняли в основном идеологические и политические функции – пионерская организация, комсомол, профсоюзы, ветеранские организации), а именно характер их создания и выполняемые ими функции.

2.Идеи гражданского  общества в истории политической  мысли.

В качестве основания для периодизации истории теоретических представлений  о гражданском обществе можно  рассмотреть идейное господство той или концепции. Соответственно выделяется несколько стадий или  периодов: а) “естественно-правовой”  период; б) период легитимации; в) рационалистический период.

В “естественно-правовой” период (с античности до конца XVIII в.) происходит первый синтез идеи гражданского общества, суть которого определяется концепциями “естественного права” и общественного договора. Их основное содержание можно выразить формулой: “естественное состояние – общественный договор – гражданское, политическое состояние”. Это период господства так называемой “естественной религии”, апеллирующей в основном к истокам изначального общежития людей и неизменной человеческой природе.

Согласно концепциям “естественного права” и общественного договора, гражданское общество (или гражданское  состояние) приходит на смену “естественному состоянию”, в котором господствуют культ силы и “борьба всех против всех”. На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его  естественной природе. Это – право  на собственность, жизнь, волеизъявление и т.д. Переход к гражданскому (политическому) состоянию сопровождается или опосредуется заключением общественного  соглашения или договора, на основе которого народ и власть строят далее  свои взаимоотношения. С этой точки  зрения, гражданское общество –  это единство или единение лиц (чаще всего политическое), основанное на соглашении (договорных обязательствах) граждан с государством и его  представителями (сувереном, правительством, собранием и пр.).

“Естественно-правовой” период развития идеи гражданского общества связан с  именами Платона, Аристотеля, Бэкона, Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо, Гольбаха, Дидро, Монтескье, Пуфендорфа, Томазия и др. Значительную роль в развитии “естественно-правовой” концепции гражданского общества сыграли отечественные философы и юристы (И. Посошков, С. Десницкий и др.). По своей сути их представления, несмотря на отдельные попытки реалистического анализа, носили в основном утопический характер. Они стремились обосновать принципиально неосуществимые на практике общественные идеалы и вымышленные модели.

Начинается новый, “легитимационный” период, который связан с именами Гумбольдта, Гизо, Смита, Канта, Токвиля. В основе их социально-политических взглядов лежит представление о гражданском обществе как неполитической сфере социума, противостоящей государству или сосуществующей с ним, которая включает также такие институты и организации, как предпринимательство, торговля, семья и родственные объединения, различные общественные союзы и ассоциации.

Существенный вклад в обоснование  и пересмотр теоретических оснований  данной концепции принадлежит Гегелю и Марксу. Среди отечественных  мыслителей следует выделить особо  М. Бакунина, Б. Чичерина, П. Новгородцева, С. Франка, И. Ильина и др. В их понимании гражданское общество выступает совокупным представителем разнообразных частных и общественных объединений, имеющих собственные, независимые от государства источники существования.

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме  гражданской рациональности – системы устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе (как правило, уже реально существующем), которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной действительности, идейный плюрализм, сосуществование различных установок и жизненных стратегий людей и др. Идея гражданского общества постепенно утрачивает как свое религиозное содержание, так и чрезмерную теоретичность, оторванность от социальной практики. Она становится достоянием обыденного сознания и практического мышления большинства жителей современной цивилизации.

Таким образом, к концу ХХ столетия постепенно намечается переход к четвертому синтезу идеи гражданского общества. На смену рационалистической парадигмы теории гражданского общества, утверждающей господство разума в сфере научно-технического и индустриального развития, приходят другие интерпретации и конструкции, углубляющие и расширяющие наше представление о нем.

6. Основные принципы правового государства

Принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права может  быть раскрыт при усвоении  следующих моментов. Во-первых, право  неразрывно связано с человеком,  это сторона его бытия, универсальное  средство общения и гарантия  нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный  источник формирования права.  Во многих случаях оно лишь  оформляет, облекает в правовую  форму либо естественно-правовые  требования, либо волеизъявление  всего народа (общества),выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство.

2. Принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Сразу  следует подчеркнуть, что данный  принцип носит первичный, комплексный,  непреходящий и абсолютный характер.

 Человек как разумное и  общественное существо в процессе  своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

 Комплексность заключается  в том, что названный принцип  лежит в основе всех взаимосвязей  гражданина как с государством  и его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими  гражданами в рамках правовых  отношений по поводу самых  различных объектов.

 Непреходящий характер указанного  принципа обусловлен естественным  происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека  сохранить, защитить свои жизнь,  свободу, здоровье и т.д. Иными  словами, право возникло и существует  как разумная сторона бытия,  мера свободы человека.

 Абсолютность (тотальность) этого  принципа состоит в том, что  все взаимоотношения индивида  с государством (его органами, должностными  лицами) должны строиться только  на правовой основе. Если они  выходят за пределы действия  права, со стороны государства  это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием  нуяод человека.

 Принцип правовой защищенности  в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная  ответственность государства и  гражданина; 2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус  гражданина и система юридических  гарантий его осуществления.

3. Принцип единства права и  закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым. Это  означает, что он должен отражать  естественно-правовые начала, соответствовать  международно-правовым нормам о  правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом  государственной власти, законно  избранным или назначенным. И  наконец, при его издании должен  быть использован весь комплекс  правовых средств и приемов,  выработанных мировой практикой.  Это логически выверенные и  соизмеримые с гуманистическими  принципами правовые конструкции  и понятия, адекватные норме  процессуальные формы, адресные  типы и способы правового регулирования,  последовательные демократические  процедуры принятия законов и  др.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке  партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

 Традиционная концепция разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

 

 


Информация о работе Гражданское общество и правовое государство