Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:34, курсовая работа
В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить развитие мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на данную проблему. В-третьих, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране.
Введение 2
Глава I 4
Развитие взглядов ученых о гражданском обществе
Глава II 8
Признаки гражданского общества в современном
понимании
Глава III 11
Структура гражданского общества
Глава IV 14
Правовое государство и его признаки
Глава V 17
Теория и практика формирования правового государства
в современном Российском обществе
Заключение 21
Список использованной литературы 24
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
« Правовое государство и гражданское общество.»
г. Москва-2011
Содержание
Введение
Глава I
Развитие взглядов ученых о гражданском обществе
Глава II
Признаки гражданского общества в современном
понимании
Глава III
Структура гражданского общества
Глава IV
Правовое государство и его признаки
Глава V
Теория и практика формирования правового государства
в современном Российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Идея гражданского общества
широко распространена в мире. Во многих
цивилизованных странах она используется
в официальных доктринах и
законодательствах уже в
"Приобщаясь в рамках
нового политического мышления
к мировым общечеловеческим
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства.
Сегодня стоит вопрос о
принципиальном изменении характера
правоотношений между государством,
обществом и личностью. Этот вопрос
поставил много проблем. Известно, что
"любое общество может успешно
развиваться, опираясь на четко обозначенные
реальные цели, на научно выверенную модель
жизнеустройства". Сегодня в общественном
сознании отсутствует цельное
Изучая проблему гражданского
общества в России, не следует отбрасывать
все положительное, что выработало
человечество за довольно продолжительный
период построения гражданского общества
в других странах мира. Во многих
высокоразвитых странах существуют
полноценные гражданские
Создание раскованного, открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь.
В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить развитие мировоззрений о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на данную проблему. В-третьих, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране.
I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Античные мыслители не
разделяли «Общество» и «Государство».
Так, например, народное собрание жителей
Афин было одновременно и высшим органом
политического управления. При этом
государство (публичная власть) доминировало
над обществом, господствуя над
ним то в форме восточной деспотии,
то в форме Римской империи, то
в форме средневековой
Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»1. Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).
Отделение государства от
общества и превращение его и
общества в относительно самостоятельные
феномены произошло только в результате
буржуазных революций и утверждения
полного господства обменных отношений
как средства, связующего людей в
общественные организмы. Общество, освободившееся
от тирании государства и
В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»2. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества3.
В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество