Правовая система Германии в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Ноябрьская революция в Германии
Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

Содержание

1. Ноябрьская революция в Германии
2. Гитлеровская Германия
3. Последующее государственно-правовое развитие Германии

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЕРМАНИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

Основные изменения, произошедшие в германском торговом праве в XX в., были связаны с ограничением сферы  действия норм Торгового кодекса  в связи с принятием целого ряда специальных законов, содержащих подробное регулирование отдельных  торгово-правовых институтов. Наибольшим изменениям подвергся институт акционерного общества. Основная цель, которую преследовал  германский законодатель при создании акционерного закона 1931 г., состояла в  установлении большего финансового  контроля в сфере акционерного предпринимательства  благодаря введению обязательной годовой  отчетности и института независимых  экономических экспертов. Впоследствии эти положения были развиты в  акционерном законе 1965 г., содержащем подробную регламентацию вопросов, связанных с учреждением, внутренней организацией акционерного общества, ответственностью учредителей и  должностных лиц.

Определенные изменения  в ТК 1897 г. были внесены также благодаря  принятию Закона о недобросовестной конкуренции 1909 г., Закона о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закона об общих условиях купли-продажи 1976 г. и др.

Уголовное право. Статья 4 Конституции Германской империи 1871 г. установила, что “издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства” относится к исключительной компетенции империи. Во исполнение этого положения уже в мае 1871 г. на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германской империи, воспринявшее нормы Уголовного уложения Северо-германского союза 1870г.

Подобно УК Франции 1810 г. Уголовное  уложение Германской империи базировалось на идейных основах так называемой “классической” школы уголовного права, наиболее яркими представителями  которой в Германии были Г. Гегель, И. Кант, А. Фейербах, К. Биндинг. Последние  рассматривали в качестве преступления лишь деяния, недвусмысленно запрещенные  законом на момент их совершения, а  основное значение наказания видели в справедливом возмездии за совершенное  преступление. Непосредственным же автором  УК 1871 г. стал германский правовед Адольф Леонард.

Уголовное уложение Германской империи 1871 г. состояло из трех частей, первые две из которых были посвящены  общим вопросам уголовного права: принципам  разграничения правонарушений и  назначения уголовного наказания, а  также институтам покушения, соучастия  и др. Третья книга представляла собой Особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний.

В отличие от БГБ, принятие которого сопровождалось длительной бурной дискуссией, УК 1871 г. был введен в  действие очень быстро, вызвав дискуссию  лишь по одному вопросу — вопросу  о допустимости смертной казни, поскольку  в то время в Саксонии и в  ряде других германских государств смертная казнь была отменена.

Все преступные деяния разделены  в Уголовном уложении 1871 г. на преступления, проступки и полицейские нарушения, в зависимости от тяжести предусмотренных  за них наказаний.

Самым суровым образом  каралось нарушение существующего  строя Германской империи. В § 80 и 81 как государственная измена квалифицировались  убийство императора, попытка насильственного  изменения государственного устройства империи, изменение порядка престолонаследия. За одно лишь публичное выступление  или распространение сочинений  с целью побудить к одному из указанных  деяний виновный лишался свободы  на срок до 10 лет. Произнесение речей  на собрании, распространение сочинений  или изображений, которые подстрекали  к неповиновению законам или  иным постановлениям властей, наказывались большим штрафом или тюремным заключением до двух лет. В §116 предусматривалась  суровая уголовная Ответственность  для лиц, которые собирались в  публичных местах и не расходились  после трехкратного приказа должностных  лиц. Если последними было оказано сопротивление, то они наказывались как бунтовщики.

Система наказаний включала в себя смертную казнь, различные  виды лишения свободы (тюремное заключение, содержание в крепости и пр.), штраф, конфискацию имущества и ограничение  в правах. Несмотря на строгость, УК 1871 г. воспринял и отдельные либеральные  тенденции. Так, применение смертной казни (введенной под давлением Пруссии  в бундесрате) в качестве меры наказания  в мирное время допускалось лишь в двух случаях: за государственную  измену, включая измену конкретному  германскому государству, и за спланированное умышленное убийство. В отличие от уголовных законов отдельных  германских государств УК Германской империи исключал применение телесных наказаний, рассматриваемых как  пережиток средневековья.

Последующее развитие уголовного законодательства в Германии проходило  под знаменем нового — “социологического” — направления в германской уголовно-правовой науке, основателем которого в Германии считается профессор Берлинского  университета Ф. Лист. В период с 1912 по 1933 г. было создано большое число  комиссий с целью пересмотра отдельных  положений УК 1871 г., появилось 8 новых  проектов УК, но ни один из них так  и не был принят.

После открыто террористических, античеловеческих уголовных установлений нацистской Германии и последующей  их отмены наиболее существенные изменения  в уголовное право были внесены  в 50—60-х гг. XX в. В 1954 г. бундестагом  была образована комиссия по подготовке “большой реформы” уголовного права, которая решила, однако, ограничиться сначала лишь реформой Общей части. Новация состояла в отказе от прежней  трехчленной классификации преступных деяний. Отныне они делились на преступления (за которые следует в качестве меры наказания лишение свободы  на один год и больше) и проступки (которые наказывались лишением свободы  на срок до одного года или штрафом). Остальные менее тяжкие деяния стали  рассматриваться как административные правонарушения и регулироваться Законом 1968 г. об административных правонарушениях. В результате проведения реформы  с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать  новый Уголовный кодекс, Общая  часть которого была создана в 60-х  гг. XX в., а Особенную часть составляли нормы УК 1871 г., подвергшиеся изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, формулировки.

Существенные изменения  в Особенную часть были внесены  в связи с принятием законов  о борьбе с экономической преступностью (1976 и 1986), о борьбе с терроризмом (1986), о преступных деяниях против окружающей среды (1980), о должностных  преступлениях (1980) и др. В связи  с изданием этих законов в 1987 г. была принята новая редакция УК ФРГ.

В новой редакции Особенной  части УК особое внимание уделяется  различным видам преступлений в  экономической сфере и в сфере  защиты окружающей среды, подробно рассматриваются  противозаконные действия должностных  лиц. Довольно значительным по объему является также раздел УК, посвященный  преступлениям, связанным с сексуальным  насилием, и направленным против семьи.

Действующее уголовное законодательство Германии предусматривает так называемую дуалистическую систему уголовных  санкций: назначение основного наказания (к которым относятся лишение  свободы и штраф) и наряду с  этим применение мер исправления  и безопасности (дополнительное наказание), например, в виде лишения права  занимать определенную должность, пользоваться правами (параграф 45), запрещения управлять  транспортным средством. Последовательно  проводя в жизнь основные демократические  принципы и идеи правового и социального  государства, УК Германии не предусматривает  применение смертной казни (запрещенной  статьей 102 Конституции ФРГ) даже за особо тяжкие преступления, заменяя  ее пожизненным лишением свободы.

Трудовое и  социальное законодательство. Основная тенденция развития германского права в конце XIX в. нашла выражение в его постепенной “социализации”, что во многом объяснялось активной позицией социал-демократов в рейхстаге. В 70-х гг. XIX в. в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название “трудовое право”.

Первое тарифное соглашение было заключено в Германии еще  в 1873 г. в сфере печатной промышленности. Его активными участниками стали  профсоюзы, впервые легализованные Промышленным уставом 1869 г. Северо-Германского  союза. Наряду с принципом свободы  предпринимательства этот Устав  закрепил свободу промышленных объединений. Так, ст. 152 провозглашала, что впредь отменяются “все существующие запреты  и уголовно-правовые предписания, действующие  в отношении мелких производителей, подмастерьев, а также фабричных рабочих по поводу заключения ими между собой соглашений с целью достижения более выгодных условий труда и его оплаты”.

Среди возникших в это  время профсоюзов наиболее активными  были так называемые свободные профсоюзы, создаваемые под руководством социал-демократов, наибольшее распространение получившие после отмены в 1890 г. Исключительного  закона против социалистов. Находящиеся  под значительным влиянием классовой  теории К. Маркса, отрицавшей возможность  какого-либо компромисса между “трудом  и капиталом”, “свободные профсоюзы” долгое время выступали против заключения соглашений с предпринимателями  и лишь с 1899 г. стали рассматривать  их как одно из средств проведения в жизнь интересов рабочих.

Образование в 1918 г. Веймарской республики ознаменовало собой начало нового этапа в становлении трудового  права Германии. В центре внимания германского законодательства в  этой сфере по-прежнему оставался  вопрос о тарифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе “тарифной  автономии”. Отныне все условия  организации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных соглашений между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Возникший таким  образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового  акта, регулирующего взаимоотношения  между владельцем предприятия и  рабочими.

Нормативный характер тарифных соглашений был закреплен путем  принятия в 1918 г. специального постановления  о тарифном договоре. Однако принцип  “тарифной автономии” остался нетронутым, поскольку сохранялось ведомственное  рассмотрение трудовых споров, все  больше приобретавшее черты принудительного  примирения сторон. Процедура рассмотрения трудовых споров была. регламентирована постановлением от 30 октября 1923 г., согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий  ни к одной из сторон независимый  председатель. Функции последнего обычно кыполняло соответствующее должностное  лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто  не могли прийти к согласию, решение  принималось председателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в  последние годы Веймарской республики. В этот период на смену принципу “тарифной автономии” приходит законодательное  нормирование оплаты труда, наиболее ярко проявившееся в период фашистской диктатуры.

Наметившийся еще в  начале XX в. процесс постепенного выделения  трудовых договоров из общих предписаний  БГБ о найме услуг и связанного с этим формирования отрасли трудового  права в Германии завершился уже  после окончания второй мировой  войны. В 1949 г. в ФРГ принимается  Закон о тарифных договорах, заложивший прочную законодательную базу для  определения условий организации  и оплаты труда. В этот период после  долгих лет подпольного существования  на политическую арену Германии вновь  выходят профсоюзы. В ст. 9 Основного  закона ФРГ говорится, что граждане имеют право “создавать объединения  для охраны и улучшения условий  труда и экономических условий”. В качестве одного из средств к  достижению своих интересов допускаются  забастовки.

Параллельно с нормами, регулирующими  взаимоотношения между работодателями и наемными рабочими, в конце XIX—XX вв. в Германии развивался особый Комплекс правовых норм, получивший здесь специальное  название “социальное законодательство”.

Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 г. Этот закон установил  особую ответственность владельцев железнодорожных предприятий за произошедшие на них несчастные случаи с работниками, занятыми на строительстве  и обслуживании железнодорожных  путей и составов. Обязанность  работодателя в таких случаях  возместить ущерб не зависела от вины.

Рассмотрение германским законодателем железной дороги в  качестве “источника повышенной опасности” и установление особой ответственности  предпринимателей в этой сфере привело  к утверждению идеи обязательного  страхования рабочих от несчастных случаев, что позволило бы несколько  улучшить положение владельцев железнодорожных  предприятий.

В 80-х гг. XIX в. в Германии, как уже отмечалось, принимается  целый ряд законов о социальном страховании: в 1883 г. был принят Закон  о медицинском страховании рабочих, в 1884 г. — Закон о страховании  от несчастных случаев и др. Завершил этот список Закон 1889 г. о страховании  на случай инвалидности и старости (пенсионное страхование). Эти законы заложили основу для создания в Германии высокоэффективного социального законодательства и развитой системы страховых  организаций в XX в.

Знаменательной вехой  в процессе становления германского  страхового права стало принятие в 1911 г. постановления об имперском (государственном) страховании, впоследствии получившего название Социального  кодекса. Это постановление было очень значительным по объему и состояло из шести книг, объединивших все  действующие в то время в Германии социально-правовые нормы. В частности, в “кодекс” вошел принятый в  том же году закон о пенсионном страховании служащих.

Тенденция постепенного уравнения  в правах рабочих и служащих в  социальной сфере продолжала оставаться основным направлением развития социального  законодательства Германии и после  второй мировой войны. Другая тенденция  состояла во введении обязательного  социального страхования для  лиц различных профессий: мелких производителей, врачей, сельскохозяйственных работников и др., приведшего к созданию разветвленной сети страховых организаций  по всей стране.

С целью совершенствования  системы государственного страхования  в 1953 г. в Германии был создан специальный  Суд по социальным делам, в компетенцию  которого входило рассмотрение споров в социальной сфере.

В 70-е гг. XX в. была проведена  широкомасштабная реформа социального  законодательства. В ходе ее проведения в 1975 г. в новой редакции принимается  книга первая (“Общие положения”) Социального  кодекса, в 1976 г.— книга четвертая (“Положения о социальном страховании”), в 1988 г. — книга пятая (“Медицинское страхование”). В 1989 г. переработке  подверглась последняя — шестая — книга Социального кодекса, посвященная вопросам пенсионного  страхования.

Информация о работе Правовая система Германии в средние века