Правовая система Германии в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Ноябрьская революция в Германии
Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.
Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

Содержание

1. Ноябрьская революция в Германии
2. Гитлеровская Германия
3. Последующее государственно-правовое развитие Германии

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЕРМАНИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

Теперь, глядя на прошлое  с новых позиций, очевидно, что  непримиримая борьба компартии с  германской социал-демократией, доходившая до обвинений в предательстве  интересов рабочего класса, была ошибкой, предопределившей отчуждение двух рабочих  партий Германии. При всем том компартия  оказалась более дальновидной и  смелой, чем социал-демократия, когда  предложила последней тактику единого  народного фронта.

Политический режим и  государственное устройство гитлеровской Германии. Как фашистский и авторитарный режим германский фашизм начал с  ликвидации буржуазно-демократических  свобод. С этой целью уже в первые месяцы гитлеровского правления  были изданы чрезвычайные декреты. Так, февральский декрет 1933 г. «В защиту народа и государства» отменял свободу  личности, слова, печати, собраний; принятый в том же месяце декрет «В защиту германского народа» наделял  неограниченными Правами полицию  и т. д. Репрессии обрушились, прежде всего, на коммунистов. По закону от 23 марта 1933г. депутаты-коммунисты в рейхстаге  были лишены мандатов и арестованы, в марте же компартия была запрещена, ее пресса закрыта.

Гитлеровцы прибегли к  провокациям. В ночь на 26 февраля 1933 г. они подожгли здание рейхстага, чтобы  обвинить в этом компартию и получить новый предлог для гонений  на коммунистов. Известный Лейпцигский  процесс, призванный доказать это обвинение, провалился: обвиненные в поджоге болгарские коммунисты Г. Димитров и другие были оправданы за полной недоказанностью обвинения. Тем не менее провал дела не помешал развернуть в стране травлю коммунистов и демократов вообще, включая членов социал-демократической партии.

Затем наступила очередь  всех остальных партий, не исключая и буржуазных. Право на существование  и господство получила одна лишь национал-социалистская  партия. Профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. Опираясь на опыт фашистской Италии, нацисты  создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, в которые  насильственно загоняли людей.

Очень скоро нацистская партия стала частью правительственной  системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и  на правительственной службе связывалось  с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные  функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы  правления.

Партия имела военизированную  структуру. Члены партии были обязаны  безусловно подчиняться приказам и  указаниям местных «фюреров», которые  назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В  непосредственном подчинении партийного центра находились так называемые штурмовые  отряды, охранные отряды, известные  под названием эсэсовских, наконец, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера. Преступления, совершенные  членами партии, рассматривались  особыми судами, выделенными из общей  судебной системы, и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

Особое место в системе  репрессивного аппарата занимало гестапо (государственная тайная полиция), располагавшее  огромными денежными средствами и массой сотрудников, которые перед  назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал - социализму.

Государственная власть в  гитлеровской Германии сосредоточилась  в правительстве, правительственная  власть — в руках фюрера. Уже  закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, которые «уклоняются  от Конституции» 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался  главой правительства. Ни перед кем  не ответственный, фюрер пребывал в  этой роли пожизненно и мог назначать  себе преемника.

Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций. Той же цели служили и так называемые народные опросы, результат которых  был известен заранее, ибо всякий, кто пользовался правом тайного  голосования, объявлялся врагом народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционное деление  государства на земли, которым немцы  так дорожат, было ликвидировано  в интересах централизации управления. А в качестве обоснования этого  был выбран тезис о единстве нации. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным  правительством. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат, предварительно подвергшийся чистке (что  характерно для подобных режимов), был  увеличен в два раза. От Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.

Руководство экономикой. Как  и в фашистской Италии, в нацистской Германии между правящей партией, государством и монополиями (банками, концернами и пр.) существовала прямая связь. Те, кто привел Гитлера к власти, процветали: это был их режим.

Законом от 27 февраля 1934 г. в  Германии учреждались так называемые хозяйственные палаты — общеимперская  и провинциальные, возглавляемые  банкирами и промышленниками. Эти  палаты имели важные полномочия в  сфере регулирования экономической  жизни и социальных отношений. Результаты сказались почти немедленно: средняя  продолжительность рабочего дня  увеличилась с 8 до 10—12 часов, тогда  как реальная заработная плата составила  уже в 1935 г. всего 70% заработной платы 1933 г. В то же время резко выросли  прибыли концернов и банков; так, доходы известного Стального треста составили в 1935 г. 8,6 млн. марок, а  в 1941 г.— 27 млн. марок.

Не без содействия палат  происходил процесс картелирования экономики, приведший к исчезновению массы мелких предприятий, о которых  нацисты говорили (до прихода к  власти) как о предмете особой заботы, как и о мелких лавочниках, так  и не дождавшихся избавления от разорительной  конкуренции крупных магазинов.

Обмануты были и крестьяне, не получившие ни земли, ни отсрочки долгов, ни обещанных им кредитов (законом 1933 г. о так называемых наследственных дворах были введены льготы для крупных  и отчасти средних крестьянских дворов).

Ликвидированными оказались  социальные завоевания трудящихся, в  том числе те, о которых говорилось в Веймарской конституции. Закон  о порядке национального труда  от 20 марта 1934 г. объявлял предпринимателя  высшей инстанцией для рабочих данного  предприятия. К его компетенции  были отнесены вопросы продолжительности  рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов и пр.; он же издал  положения о проступках, влекущих «немедленное увольнение без предупреждения».

В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность: рабочего и вообще трудящегося могли послать в  административном порядке на любую  работу в любой район страны независимо от профессии.

Агрессия во внешней политике. Вторая мировая война. Придя к  власти (и даже до этого), гитлеровцы говорили о «большой войне», в которой  «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное пространство». Идеологическим основанием этих целей  служила так называемая расовая  теория, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Соответственно с этим Германия в  одностороннем порядке аннулировала для себя Версальский мирный договор 1919 г. и начала всестороннюю подготовку к мировой войне за новое «жизненное пространство». 1 сентября 1939 г., сочтя  момент подходящим, Германия обрушилась на Польшу и в 10 дней уничтожила ее как  военную державу. Территория Польши была оккупирована. Она должна была послужить, и действительно послужила, главным плацдармом для нападения  на СССР.

Затем Германия нанесла поражение  Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись  на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война  советского народа, в ходе которой  агрессору было нанесено сокрушительное поражение. В 1945 г. Советский Союз и  его союзники, прежде всего США  и Великобритания, завершили военный  разгром фашистской Германии.

Поражение Германии. Потсдамская  конференция. Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав  территорию Германии, союзники — СССР, США, Великобритания, Франция — выработали согласованную политику в отношении  Германии. Было решено, что войска стран-победительниц  займут каждая одну из четырех оккупационных  зон; 5 июня 1945 г. было принято решение  об образовании из четырех командующих  Союзного контрольного совета, призванного  решать текущие вопросы, имеющие  значение для всей Германии.

Наконец, летом 1945 г. (17 июля — 2 августа) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств СССР (И. В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля — К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена  на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую  на западе. Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать  генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных  преступников; уничтожить монополистические  союзы капиталистов — опору фашистского  режима; произвести чистку немецкого  государственного аппарата от военных  преступников (денацификация); ликвидировать  военно-промышленный потенциал Германии, с тем, чтобы она больше никогда  не могла производить оружие. Восстанавливалось  действие демократических институтов — местного самоуправления, свободы  собраний, слова, печати. Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном  контрольном совете.

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала  сепаратное управление двумя западными  зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств: одно на западе — будущая Федеративная Республика Германии и другое на востоке —  будущая Германская Демократическая  Республика.

3. Последующее  государственно-правовое развитие  Германии

Конституция ФРГ. В 1949 г. с  разрешения западных оккупационных  властей три западные зоны соединились  в единое государство под названием  Федеративной Республики Германии. Новое  государство получило утвержденную оккупационными властями новую Конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений  походила на Веймарскую конституцию.

Новое германское государство  было построено на началах федерализма. Оно объединяло 10 земель, самостоятельных  в своем бюджете и независимых  друг от друга (ст. 109). Каждая земля имела  свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает  своих уполномоченных в верхнюю  палату парламента — бундесрат (Союзный  совет).

Нижняя палата (бундестаг) сохранила свою демократическую  первооснову — она избирается народом. Голосование происходит по мажоритарной и пропорциональной системам. В первом случае достаточно получить относительное большинство голосов  по сравнению с другими кандидатами  в депутаты, во втором — по признаку партийных списков (в парламент  проходит именно то число кандидатов, которое определяется числом голосов, поданных за данный список). Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Главным законодательным  органом является бундестаг, но его  полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам — изменение Конституции, передел  территории, компетенция земельных  властей и даже финансы — бундесрат  наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться  нижняя палата. В других случаях  верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался  не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.

Главой государства Конституция  провозгласила президента, избираемого  на пять лет. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата  на пост главы правительства, которым  во всех случаях становится лидер  партии, победившей на выборах.

Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве  государства и особенно в руках  его председателя — канцлера. Правительство  контролирует законодательство, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т. д.

Важными функциями наделен  федеральный Конституционный суд, в первую очередь правом толкования Конституции и соответственно определения  того, насколько принятый парламентом  закон отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы  о пределах компетенции федерации  в целом и каждой земли в  отдельности в случаях, когда  этот вопрос становится предметом спора  между федерацией и землями. Судьи  Конституционного суда назначаются  пожизненно.

Наиболее влиятельной  партией ФРГ является христианско-демократическая. В период ее правления Западная Германия преодолела послевоенную разруху и  вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и по производительности труда. В настоящее время она входит в тройку наиболее мощных индустриальных держав мира (США, Япония и ФРГ).

Правящей партией одно время была и социал-демократическая. Но как первой, так и второй обычно недостает некоторого количества голосов  для доминирования в нижней палате. В этих специфических условиях в  число правящих партий выдвинулась  немногочисленная партия свободных  демократов (СвДП), которая претендовала и претендует на важные министерские портфели. В течение 13 лет СвДП сотрудничала как с христианскими демократами, так и с социал-демократами, но, преследуя особые цели, осенью 1982 г. свободные демократы перешли  на сторону христианских демократов, что вызвало правительственный  кризис. Так при известных обстоятельствах  малая партия, дающая численный перевес  крупной партии, может играть роль, не соответствующую ее действительному  влиянию в стране в целом. За распадом коалиции последовали досрочные  парламентские выборы.

Конституция ГДР. Восточная  Германия, занятая советской армией, по окончании войны первое время  управлялась советской военной  администрацией. Вскоре к правительственной  деятельности была привлечена социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния  коммунистических и социал-демократических  партийных организаций. В сентябре — октябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и в земельные  парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50% голосов на общинных выборах  и 47% на выборах в ландтаги.

Далее последовали реформы  социалистического характера: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и  т. д., что соответствовало социалистической ориентации на преобразование промышленности и сельского хозяйства. В связи  с этим западные зоны Германии поспешили  самоопределиться. В ответ на это  Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему  выработать конституцию будущей  ГДР. 7 октября 1948 г. Народный совет объявил  о создании Германской Демократической  Республики как самостоятельного государства  и преобразовал себя во Временную  народную палату ГДР. Правительство  СССР предоставило правительству ГДР  функции управления, принадлежавшие советской военной администрации.

Информация о работе Правовая система Германии в средние века