Правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Содержание

Введение стр.2
Глава 1 Понятие правопорядка и его основы стр.3
1.2 Правопорядок
1.3. Методы обеспечения правопорядка
1.4. Функции правопорядка
Глава 2. Понятие и основы законности стр.10
2.1. Законность
2.2. Принципы законности
2.3. Функции законности
Глава 3. Соотношение правопорядка и законности стр.15
Заключение стр.20
Список литературы стр.22

Работа содержит 1 файл

KR_pravovedenie.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение  стр.2

Глава 1 Понятие правопорядка и его основы                                   стр.3

           1.2 Правопорядок

           1.3. Методы обеспечения правопорядка

           1.4. Функции правопорядка

Глава 2. Понятие  и основы законности                                              стр.10

           2.1. Законность

           2.2. Принципы законности

          2.3. Функции законности

Глава 3. Соотношение правопорядка и законности                         стр.15

Заключение                                                                                      стр.20

Список  литературы                                                                           стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее  “здоровье” всего общественного  организма и его индивидов. В  условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях  законодательной, исполнительной и  судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально  гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется  его материальные и духовные потребности.

В правовой сфере трудно найти явления более  взаимосвязанные, чем законность и  правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между  ними не проводилось и они употреблялись  как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно  проследить, ибо это имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень  важно учитывать те социальные связи  и отношения, в которых они  исследуются. Взятые сами по себе, они  абсолютно ничего не значат. Цель работы – рассмотреть понятия «правопорядок» и «законность», провести сравнительный анализ данных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  правопорядка и его основы

    1. Правопорядок

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Структуру правопорядка составляют:

  • правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане);
  • правоотношения и связи в обществе;
  • а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий).

Правопорядок может быть классифицирован  по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а  также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.).

Выделяют следующие признаки правопорядка:

  • Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.
  • Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
  • Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.
  • Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
  • Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.
  • Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
    1. Методы обеспечения правопорядка

Правовое  регулирование представляет собой  сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия  на общественные отношения. 
         Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. 
         Тем не менее, следует отмечать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. 
          Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 
 
 Основные структурные элементы механизма правового регулирования 
1. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актов, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Нормы права это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. 
          В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативно основой механизма правого регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствуют потребностям и интересам граждан правового государства. 
          Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования общественных отношений. 
2. Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций) , в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение. 
           Правоотношения устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизм правового регулирования "возможность" завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения. 
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений об осуществлении их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации права и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечит их полную реализацию. 
          Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в иных принципах социальной справедливости.

    1. Функции правопорядка

При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется  его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Он выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление - деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

Исходя из этого можно выделить три основные функции, функциональные нагрузки правопорядка.

Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде особенно сильное  влияние на правопорядок оказывают  экономические, политические, разнообразные  социальные факторы, с которыми он взаимодействует  и к которым должен приспосабливаться  в ответ на их благотворное или  угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и  в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается  к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место  в больших системах и испытывая  их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает  обратное воздействие. Угнетающему  влиянию он противостоит. Чем совершеннее  и прочнее правовой порядок, тем  решительнее он отвергает негативные на него влияния.

 Функция обособления качественной определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что в конечном счете обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

  Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

Правопорядок окружен внешней  средой. Это общество, государственная  власть, режим демократии и др., что  оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и  угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его  и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны  его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и  правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора  и т. д.

Но она и разрушает его  правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых  решений, коррумпированностью, местническими  тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и  т. п. Правопорядок противостоит этим силам  и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает  деятельность каждого звена системы  и особенно ведущих структур постоянно  заниматься самосовершенствованием как  единственным средством выживания  и развития.

Данная функция складывается из различных направлений, в том  числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств  стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.

Все элементы и звенья правопорядка участвуют в осуществлении функций.

Глава 2. Понятие и основы законности

2.1. Законность

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

Гарантии  законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

  1. Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.
  2. Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.
  3. Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
  4. Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

Информация о работе Правопорядок