Правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Содержание

Введение стр.2
Глава 1 Понятие правопорядка и его основы стр.3
1.2 Правопорядок
1.3. Методы обеспечения правопорядка
1.4. Функции правопорядка
Глава 2. Понятие и основы законности стр.10
2.1. Законность
2.2. Принципы законности
2.3. Функции законности
Глава 3. Соотношение правопорядка и законности стр.15
Заключение стр.20
Список литературы стр.22

Работа содержит 1 файл

KR_pravovedenie.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

2.2. Принципы законности

Выделяются следующие принципы обеспечения законности:

  1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);
  2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
  3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
  4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
  5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
  6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
  7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
  8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Законность выступает, прежде всего, как соответствие нормам права различных  явлений и процессов. Именно это  соответствие и является наиболее глубинным  свойством законности, ее сущностью. Поскольку же чаще всего носителем  этого свойства является поведение, деятельность людей, то для характеристики законности обычно используются категории "соблюдение", "исполнение".

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых  наступает юридическая ответственность. В обществе, функционирующем в  режиме прочной законности, реально  существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Законность требует исполнения не только законов. Если государственный  орган принимает подзаконный  акт на основе закона и в рамках своих законных полномочий (это одно из требований законности), то при таком положении дел требование законности - соблюдать и данный подзаконный акт. Это вытекает из того, что посредством законов не возможно урегулировать все правоотношения. контроля за конституционной законностью.

Важную роль в обеспечении законности Конституция РФ возлагает на Правительство: оно призвано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью. Особую роль Правительство и система  возглавляемых им органов играет в реализации тех законов, которые  предписывают проведение определенных конкретных мероприятий, требующих  активных действий со стороны тех, кому адресован закон.

Правовое государство создаёт  необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки  для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов  субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными  органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют  к правонарушителям различные меры государственного принуждения. 
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса. 
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.

Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений.

2.3. Функции  законности

Мало  исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции:  
- проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;

-  создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;

-  обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.

Научный интерес  представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в основе структуры законности, относится:  
- правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемую их правоспособность);

- правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемую содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);

- правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемую материальными и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).

В современных условиях в процессе формирования правового государства  важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности:

1.     проведение четкого разграничения законности как режима и форм ее реализации;

2.     изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, правосознанием);

3.     анализ законности в механизме правового регулирования в целях более четкого отграничения от близких к ней государственно-правовых явлений, исследование ее структуры, т.е. состава элементов и связи между ними.

Глава 3. Соотношение правопорядка и законности

При исследовании средств властвования и путей осуществления государственной  власти берется одна связь. Здесь  законность выступает методом государственного руководства обществом. Причем не сам  правовой метод, а его состояние, качественные характеристики.

При рассмотрении отправных начал, основ деятельности государства, его  органов, должностных лиц, других субъектов  права и поведения граждан  имеет место новая связь, где  законность выступает основным конституционным  принципом.

При анализе демократии она выступает  как определяющий институт и правовая основа народовластия.

При характеристике нормативных и  правоохранительных актов, судебной, следственной и иной правовой деятельности говорят  о законности, как об их важнейшем  сущностном качестве.

Сердцевиной законности является требование точного понимания и повсеместного  выполнения законов, защиты прав, свобод, законных интересов граждан, субъектов  права и обеспечение выполнения ими возложенных обязанностей, осуществление  ответственности.

Указанные моменты необходимо учитывать  при сопоставлении правопорядка и законности.

В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых  целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и  многообразны, что трудно уловить  зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Эти категории формируются на одних  принципах, взаимосвязаны с государственной  властью, у них единое государственно-волевое  содержание и интересы. Они связаны  с правами, свободами И обязанностями, ответственностью граждан, субъектов  права, имеют формальную нормативную  определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

1. Право, законность, правопорядок - различные по содержанию и  характеру категории: 

- право - установленная законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

- законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

- правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

2. Они выступают различными этапами  реализации воли и интересов  власти и народа:

- право - начальный этап, как оформление воли и интересов в обязательные для всех правила, их объективирование;

- законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

- правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

3. Они несут различную правовую  функциональную нагрузку. Право,  законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления  права и законности, упорядочивающий  социальную жизнь. 

Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому  прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости  от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

4. Различны их связи и зависимости. 

Если законность выступает как  причина, то правопорядок следствие.

Если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными  и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством,

Если право, законы выступают как  возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает  качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она  выступает одним из существенных проявлений состояния.

Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину  и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают  стройную и разветвленную систему  демократического и справедливого  законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому  право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п.

Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям  обладают качеством законности. В  этом одно из принципиальных отличий  правопорядка от узаконенного произвола.

Законность обеспечивает (направлена на обеспечение) общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом  действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений  из области правовой надстройки (правозаконность  – законность – правопорядок)”.

В этом отношении было бы не совсем точным отождествлять законность с  деятельностью людей, с их правомерными поступками, с их отношениями, развивающимися на основе и в рамках закона.

При таком отождествлении смысловые  оттенки понятий “законность”, “правопорядок” выявить сложно.

Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемое в правомерном поведении  их участников.

Следовательно, когда участники  регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными  правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.

Как видно, законность непосредственно  примыкает к закону, выражается в  требованиях его соблюдения, правопорядок – к осуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.

Информация о работе Правопорядок