Правопорядок как результат реализации требований законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Главным и существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Актуальнейшей темой является взаимосвязь законности и правопорядка в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Законность: понятие и содержание 5
1.1. Понятие законности 5
1.2. Принципы законности 6
1.3. Гарантии законности 13
Глава 2. Правопорядок: основы и понятие 16
2.1. Понятие правопорядка 16
2.2. Элементы правопорядка 17
Глава 3. Правовое государство и законность в РФ 21
3.1. Характеристика правового государства 21
3.2. Правопорядок как результат реализации требований законности 23
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Законность: понятие и содержание 5

1.1. Понятие законности  5

1.2. Принципы законности 6

1.3. Гарантии законности 13

Глава 2. Правопорядок: основы и понятие 16

2.1. Понятие правопорядка  16

2.2. Элементы правопорядка 17

Глава 3. Правовое государство и законность в РФ 21

3.1. Характеристика правового  государства 21

3.2. Правопорядок как результат  реализации требований законности 23

Заключение 27

Список использованных источников и литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Законность является фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Главным и существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Актуальнейшей темой является взаимосвязь законности и правопорядка в современной России.

В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и  обязательного его исполнения всеми  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось  главным образом к работе контрольно-надзорных  и правоохранительных органов − выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного  режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Объект исследования − закономерности формирования гражданского общества и правового государства; предмет изучения − некоторые аспекты формирования гражданского общества и правого государства в российском обществе, а также основные проблемы укрепления в нем законности и правопорядка.

Цель работы – определение основных тенденций развития отечественных научных разработок в области законности и правопорядка, уточнение основного понятийного аппарата, а также обозначение современных направлений в развитии изучаемых явлений.

Задачи работы:

− проанализировать литературу по теме, которая показывает проблемы социалистической законности, а также ситуацию в современной России;

− изучить гарантии, принципы законности, как основополагающие начала правовой системы общества;

− определить наиболее важные, с точки зрения современности, понятийные характеристики гражданского общества, правого государства, законности и правопорядка;

− показать понятие правопорядка как результат реализации требований законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законность: содержание, понятие, принципы.

    1. Понятие законности

Законность – стержень нормального функционирования всей общественной системы, всех звеньев политического устройства. Законность вносит в человеческую жизнь соответствующую гармонию, обеспечивает справедливое разделение интересов людей.

О законности написано множество работ. Существует и огромное число различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, − строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.

Например, социалистическая законность традиционно определялась как строгое и неуклонное исполнение законов (и соответствующих им подзаконных  актов) всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Исходным элементом  законности является обязательность закона, его «слепое» («строгое и неуклонное») исполнение абсолютно всеми субъектами общественных отношений.

Такое понимание законности соответствует режиму тоталитарного  государства, которое осуществляло полный контроль за жизнью общества и граждан. Считалось, что государство через законы дарует гражданам определенные (достаточные с точки зрения партии и правительства) права, устанавливает границы свободы, определяет обязанности и ответственность за правонарушения. Гражданам, их объединениям, должностным лицам остается только исполнять изданные законы, и тогда будет существовать определенный правопорядок, режим социалистической законности.1

На первый взгляд может  показаться, что все различия в  определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное − это отграничить законность от близких с ней понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подвергает критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.

Из всего многообразия определений понятия «законность» представляется наиболее полным и содержательным, определение профессора С.С. Алексеева: «Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе». 2

Законность можно рассматривать  как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения.

1.2. Принципы законности

Подлинная, а не формальная законность должна строиться на определенных основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер.

В юридической литературе сформулирована следующая система  принципов законности:

  1. единство законности;
  2. верховенство закона;
  3. равенство всех перед законом;
  4. неотвратимость юридической ответственности.3

Рассмотрим подробней каждый из этих основополагающих принципов законности.

  1. Единство законности.

При всем многообразии действующих  законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание  и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы  попытки создания, скажем,  в каждом субъекте Федерации (а тем более  на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда соблюдается, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и, порой, даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности и таким образом снижает эффективность правового регулирования.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности  и инициативы мест.

Законы предъявляют абсолютно  одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют  одинаковую силу на территории всех государственных  образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного  содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных  лиц. Она соответствует действительному  смыслу закона и проводит в жизнь  заложенные в нем регулятивные функции.

Единство законности предполагает также соблюдение всех правовых норм, а не только законов, т.е. законодательства в широком понимании. Здесь понимается, что каждый подзаконный акт, если он издан в развитии закона и соответствует ему, должен соблюдаться, как и закон, ибо нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона.

Таким образом, единство законности, прежде всего, означает понимание и применение законов на всей территории их действия.

  1. Верховенство закона.

Данный принцип понимается, как подчинённость ему всех иных нормативных правовых актов и  актов применения права.  В   Российской Федерации наивысшую  юридическую силу имеет Конституция. Законность – это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность можно рассматривать как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения. В более широком плане можно сказать, что законность – это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Законность – стержень нормального функционирования всей общественной системы.4

Российская Конституция  упоминает о законности в ряде статей. Как известно, Российская Федерация  рассматривается Конституцией как  демократическое федеративное правовое государства (ст. 1).5 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4).6 Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).7 Во многих других статьях Конституции проблема законности находит свое конкретное воплощение. Отсюда следует, что данный принцип предполагает соблюдение иерархии источников права (Конституция – закон – указ) в рамках правового государства каким провозгласила себя Россия в Конституции (ст.1). В данной связи  в вопросе реализации данного принципа особого внимания заслуживает конкуренция между актами Президента РФ и федеральными законами. Согласно Конституции (ст.90), обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы  распоряжения Президента РФ «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».8 Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в праве указанный принцип нарушен. Данный принцип требует иной формулировки, которая должна звучать так: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнении Конституции Российской Федерации и Федеральных законов». Очевидно, что указное правотворчество, какие бы объективные причины при этом ни приводились, девальвирует роль высшего представительного органа и ставит под сомнение принцип верховенства закона. Тем самым подрываются общие правовые основы всей системы нормативных актов и нормативно – правовая база законности. Думается, что данную коллизию между законом и указом следует решить в пользу верховенства закона посредством внесения поправок в Конституцию или соответствующего толкования Конституции Конституционным судом Российской Федерации.

  1. Целесообразность законности.

 Критерием оценки роли  законности должно быть то, как  она способствует достижению  целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение  задач социального прогресса,  защиты прав и свобод граждан.

 Целесообразность законности  вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

 Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

 В силу формальной  определенности закон не может  изменяться одновременно с изменяющейся  жизнью и поэтому нередко отстает  от ее требований, устаревает. Законы  могут быть неэффективными, несовершенными  с технической стороны. Нередки  случаи, когда подобные законы  нарушаются именно по соображениям  их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. Законность, точное следование предписаниям  закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

 Иначе говоря, с точки  зрения целей правового регулирования  в любой ситуации целесообразно  следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда  нецелесообразно. Законность всегда  целесообразна, и целесообразность  выступает как принцип, основа  законности.

 Основанное на принципе  законности, право само предоставляет  возможность учитывать фактор  целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая − выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Информация о работе Правопорядок как результат реализации требований законности