Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа
Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на совещании с главами городов Золотого кольца России,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и субъекты права муниципальной собственности…………………5
Глава 2. Объекты права муниципальной собственности…………………………….11
§ 1. Общие положения…………………………………………………………..11
§ 2. Земельные участки как объект муниципальной собственности…………18
§ 3. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности……...22
Глава 3. Управление муниципальной собственностью………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
Список нормативно-правовых актов…………………………………………...39
Список материалов судебной практики…………………
Таким образом, принцип равенства частных и публичных субъектов гражданского права не может быть реализован в полной мере, в том числе и в реализации права собственности.
Глава 2. ОБЪЕКТЫ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
§ 1. Общие положения
Перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определен в статье 50 Федерального закона об общих принципах. В качестве объектов муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав муниципального имущества могут входить ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, различные памятники истории и культуры. Также в состав муниципального имущества может входить имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. Данный перечень долгое время считался закрытым, что давало основания утверждать, что частная форма собственности ставится в доминирующее положение по отношению к муниципальной, и тем самым нарушается принцип равной защиты всех форм собственности. Однако Конституционный суд в своем определении указал, что ст. 50 Федерального закона об общих принципах в части, устанавливающей перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находится в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований5.
Объекты публичной собственности, разновидностью которой является муниципальная, распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества на основе Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1). Однако в арбитражно-судебной практике нередки споры, предметом которых является недвижимое имущество, принадлежащее публичным собственникам. Принципиально важным в случае возникновения таких споров является вопрос о собственнике конкретного объекта и тех документах, которая должна предоставить сторона в подтверждении имеющегося у него права.
Порядок регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество урегулирован Федеральным законом от 21. 07. 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). В соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В то же время Высший Арбитражный Суд РФ в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25. 02. 1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 8) указал, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Однако анализ действующих норм гражданского законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, приводит к выводу о том, что единственным выводом, подтверждающим государственную регистрацию прав, является свидетельство о государственной регистрации права, а такой разновидности правоустанавливающего документа, как выписка из реестра, действующее законодательство не предусматривает. Возникает вопрос: является ли выписка из реестра права федеральной, государственной и муниципальной собственности надлежащим и достаточным документом, доказывающим принадлежность имущества на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию?
Из анализа практики применения судами этих норм можно сделать вывод о том, что выписка из реестра права государственной или муниципальной собственности может рассматриваться и рассматривается в качестве надлежащего документа, подтверждающего право государственной или муниципальной собственности на объект6.
Но выписка не должна признаваться правоустанавливающим документом, аналогичным по юридической силе свидетельству о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Выписка из реестра может рассматриваться в качестве одного из доказательств, подтверждающих возникновение государственной или муниципальной собственности, но при этом должна оцениваться не как свидетельство о государственной регистрации права. Абзац 5 п. 3 Постановления № 8 прямо предписывает при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанный реестр или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствоваться не выписками и реестрами как таковыми, а приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению № 3020-1, на основе которых, в частности, эти реестры формировались.
Таким образом, представляется возможным относительно правовой природы выписки из реестра государственной и муниципальной собственности сформулировать следующие выводы:
1. разъяснения, содержащиеся в п. 3 Постановления № 8, касаются разграничения государственной собственности, которое производилось на основании Постановления № 3020-1. Возникновение права собственности не связывается в них с государственной регистрацией этого права в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации прав, вступившим в силу к моменту принятия указанных разъяснений. При этом, устанавливая собственника объекта, суды обоснованно руководствуются Приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению № 3020-1 (п. 3 Постановления № 8), указывая, например, что отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на объекты недвижимого имущества не свидетельствует об отсутствии на них права собственности (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации);
2. вышеназванным Постановлением № 3020-1 не исключается возможность возникновения спора о правомерности включения имущества в надлежащий реестр. Соответственно в случае возникновения спора о праве собственности на объекты, не включенные или необоснованно включенные в реестр должного уровня собственности, суд рассматривает основания включения имущества в соответствующий реестр;
3. при возникновении споров о принадлежности государственного или муниципального имущества выписка из реестра государственного или муниципального имущества может рассматриваться как документ, подтверждающий, наряду с другими доказательствами, право собственности государства или муниципального образования на имущество, полученное таким собственником в порядке разграничения государственной собственности на основании Постановления № 3020-1 и не имеет при этом правоустанавливающего значения;
4. право собственности, возникшее в результате разграничения на основании Постановления № 3020-1, является ранее возникшим по п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, признается юридически действительным, а государственная регистрация такого права проводится по желанию обладателя.
Настоящих выводов придерживается складывающаяся на сегодняшний момент судебная практика. Так, арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (правопреемник - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области) к администрации Волгограда и департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании недействительным зарегистрированного права собственности городского округа город-герой Волгоград на нежилое здание, удовлетворил заявленные требования. Признавая заявленные требования подлежащими удовлетворению, арбитражный суд применил п. 3 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, из которого следовало, что спорное нежилое помещение относится к федеральной собственности, в то время как администрация Волгограда и департамент муниципального имущества не представили доказательств передачи спорного объекта в муниципальную собственность. При этом суд обоснованно не принял во внимание представленные ответчиком выписку из реестра муниципального имущества Волгограда и свидетельство государственной регистрации, подтверждающее произведенную государственную регистрацию права муниципальной собственности Волгограда на вышеуказанное нежилое здание, отметив, что право собственности на недвижимость возникает в силу государственной регистрации права, но не по причине такой регистрации, которая не отнесена законом к одному из оснований приобретения права собственности (ст. 218 ГК РФ).7
Однако при этом необходимо обратить внимание на одно принципиально важное обстоятельство. Все эти выводы относятся только к случаям, когда имущество попало в соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности в рамках процедуры разграничения государственного имущества.
В случае если имущество попало в реестр государственной или муниципальной собственности по основаниям, отличным от вышеприведенных, в рамках других процедур, то общие правила ГК РФ и Закона о государственной регистрации должны соблюдаться и суды должны делать выводы о возникновении права собственности у государства и муниципальных образовании на основе общих норм.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
Все вышесказанное относится к так называемой процедуре «первоначального» разграничения государственной собственности, которая имело место в процессе становления России как федеративного государства и развития экономических основ конституционного строя.
В настоящее время Постановление № 3020-1 к отношениям, возникающим при разграничении публичной собственности, не применяется. Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. В настоящее время лишь один вид публичного имущества – земельные участки, разграничивается между публично-правовыми образованиями не на основании Постановления № 3020-1, а на основании закона (ст. 16-19 Земельного кодекса). Права муниципального образования на данный вид имущества регулируются ст. 19 Земельного кодекса и будут рассмотрены нами в отдельном параграфе.
Действующий порядок разграничения государственной собственности установлен ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 122-ФЗ). Названный Закон введен в действие с 1 января 2005 г. В соответствии с абз. 31 ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке установленном упомянутым Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой соответствующими решениями уполномоченных органов, осуществляющих полномочия собственников имущества.
Указанное положение
прямо противоречит нормам ГК РФ и
Закона о государственной регистрации
в части установления обязательной
государственной регистрации
Однако Конституционный суд РФ в своем постановлении указал, что отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловленные разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу не регулируется8.
Таким образом, КС РФ исключил применение к этим отношениям общего правила о возникновении права собственности на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации, установив приоритет специальных норм публичного права над гражданско-правовыми нормами, регулирующими оборот недвижимости. Факт и момент возникновения права собственности публичного образования в результате применения процедур разграничения государственной собственности определяются в соответствии со специальными нормами закона № 122-ФЗ, которые исключают действия общего правила о возникновении права собственности на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Находящееся в муниципальной
собственности имущество подраз
Информация о работе Право муниципальной собственности: вопросы теории и практики