Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Рассмотреть развития института защиты чести, достоинства и деловой репутации в России и за рубежом.
2. Изучить общие положения действующего законодательств о компенсации морального вреда, проблемы и особенности правового регулирования отдельных случаев возмещения морального вреда.
3. Определить порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Введение
Глава I. Развитие гражданско-правовых норм о защите чести, достоинства и деловой репутации в России
1.1 Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
1.2 Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в современном законодательстве России
1.3 Международная практика защиты чести, достоинства и деловой репутации
Глава II. Институт компенсации морального вреда в Российской Федерации
2.1 Общие положения о компенсации морального вреда по действующему законодательству России
2.2 Особенности правового регулирования отдельных случаев возмещения морального вреда
2.3 Проблемы развития института компенсации морального вреда
Глава III. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
3.1 Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
3.2 Основные формы и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации
3.3 Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве
Заключение
Список использованных источников и литературы
В п.3 ст. 152 ГК РФ предусмотрена
ситуация, когда в средствах массовой
информации публикуются сведения, которые
сами по себе не являются порочащими и
соответствуют
Закон "О средствах массовой информации" установил специальный порядок, в соответствии с которым требование потерпевшего опубликовать опровержение или ответ в средствах массовой информации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана в письменной форме в течение 1 месяца уведомить физическое или юридическое лицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении.
Опровержение должно быть помещенным в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. При опровержении по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение (ст. ст. 43,44).
В случае если отказывает в опровержении, нарушает порядок опровержения либо истек месячный срок для дачи опровержения, соответствующие требования в течение 1 года могут быть обжалованы в суде. По иску о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу в данном случае является редакция соответствующего средства массовой информации.
Если редакция средства массовой информации не юридическое лицо, к участию в деле в качестве ответчика привлекается учредитель данного средства массовой информации. Необходимо иметь в виду, что статьями 45 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации" установлен годичный срок, в течение которого физическое или юридическое лицо вправе обратиться в суд с требованием признать необоснованным отказ редакции в публикации опровержения или ответа на публикацию. Началом течения указанного срока является день распространения оспариваемых сведений.
Помимо средств массовой информации порочащие сведения могут быть распространенны в документах: такие документы подлежат замене. Если работник полностью или только в отдельных ее частях не согласен с содержанием производственной характеристики, то он может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой он не согласен.
Пунктом 2 ст. 150 ГК РФ предусмотрена
возможность использовать при защите
нематериальных благ любой способ,
названный в ст.12 ГК РФ, а также
иные способы, установленные Кодексом
и другими законами. Специальные
способы защиты установлены ст. 152
ГК РФ в случаях нарушения чести,
достоинства и деловой
Кроме специальных и общих
способов защиты чести, достоинства
и деловой репутации, гражданин
может потребовать
Пунктом 6 ст. 152 ГК РФ предоставляется
возможность гражданам защиты чести,
достоинства, деловой репутации
и в случаях, когда ни авторов,
ни распространителей порочащих
сведений установить невозможно (анонимное
письмо). Указанная норма относится
к случаям, когда анонимное письмо
поместили в газете, зачитали по
радио и т.п. В этих случаях
гражданин имеет право
Иногда распространяют порочащие измышления несколько человек. Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по основаниям ст. 152 ГК РФ они должны отвечать солидарно. Однако известно, что при полном исполнении обязанности солидарным должником остальные лица освобождаются от исполнения кредитору (ч. 1 ст. 325 ГК РФ). В тоже время опровержение, сделанное лишь одним распространителем неверной информации, не всегда удовлетворяет интересы истца. Если другие правонарушители будут уклоняться от аналогичных заявлений, то это может означать, что они сохраняют прежние позиции и косвенным образом порочат репутацию гражданина. В таких делах опровергнуть упомянутые сведения обязаны все те, кто участвовал в их распространении.
В отношениях с государственными органами и должностными лицами а защита чести гражданина становится предельной острой в тех случаях, когда она связана с привлечением невиновного к уголовной ответственности. Позор, который покрывает имя человека, обвиняемого в преступлении, и которого он не совершал, особенно если он безвинно осужден за тяжкое преступление, не только сводит к нулю репутацию человека, но и бросает тень на его родных и близких.
Необоснованно опороченная
честь, достоинство или деловая
репутацию может быть восстановлена
с помощью юридических мер, которые
сводятся к опровержению сведений не
соответствующих
Предмет нарушения деловой репутации являются теми элементами носителя деловой репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной деятельностью.
Гражданским Кодексом, Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 определена суть нарушения деловой репутации, как распространение ложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных причинить ему убытки.
По аналогии с тем, как
рассматривается
Без подобной связи защита деловой репутации теряет коммерческий смысл. В хозяйственной области информация только тогда в состоянии причинить убытки, когда она доведена до сведения тех лиц, от действия которых зависит благополучие хозяйствующего субъекта, в отношении которого распространена информация.
Нельзя считать носителем опорочивающих сведений бракованные товары (работы, услуги), индивидуализированные посредством присвоения им товарного знака хозяйствующего субъекта, деловая репутация которого, таким образом, может подвергнуться умалению.
Деловая репутация может быть защищена двумя путями.
Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского кодекса РФ.
Второй вариант защиты предусмотрен Законом о конкуренции. Пункт 1 ст. 3, пункт 1 ст. 2 закона, определяют основные цели, задачи и функции Антимонопольного комитета и обозначают и такую, как пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и нанесение ущерба деловой репутации. Правда субъект, имеющий право на защиту по Закону о конкуренции, может быть хозяйствующим субъектом, входящим в предусмотренный ст. 4 перечень. Исходя из этого, правом на обращение в Антимонопольный комитет не обладают те хозяйствующие субъекты, которые не имеют права обращения за защитой своих интересов в арбитражный суд.
Именно способность быстрого привлечения или ограничения нарушения антимонопольного законодательства, обязать в административном порядке восстановление первоначального положения путем подачи в адрес нарушителя обязательного для исполнения соответствующего предписания, делает эффективным путь защиты деловой репутации через обращение в Антимонопольный комитет.
Но обращение субъекта за защитой от недобросовестной конкуренции в Антимонопольный Комитет, как административный орган, не исключает и две другие возможности:
а) параллельно обращаться:
в арбитражный суд и в
б) обращаться в арбитражный суд самого комитета с иском о запрещении недобросовестной конкуренции, восстановления первоначального положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего. Причем нельзя говорить о том, что в последнем случае Антимонопольный комитет будет всегда встанет на защиту хозяйствующего субъекта.
Обращаясь с иском о защите деловой репутации, истцом должны быть, представлены доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской либо иной экономической деятельностью.
Не всегда выполняются решения принятые судом. Здесь законодателем предусмотрено наложение штрафа для нарушителя (п. 3 ст. 152 ГК РФ), который взыскивается в предусмотренном процессуальном порядке в доход государства. Но уплаченный штраф не освобождает правонарушителя от обязанности выполнения предусмотренного решением суда обязательства.
Иногда о человеке распространяются сведения, которые хотя и соответствуют действительности, но содержат его негативную характеристику (прежнюю судимость, нахождение в психбольнице и т.д.) Не исключается, что разглашение и распространение подобных фактов создаст человеку дискомфорт и способно причинять ему определенные душевные переживания и волнения. В российском законодательстве не предусмотрены санкции за распространение таких сведений. Специальная литература содержит на этот счет различные точки зрения.
Одни специалисты утверждают,
что институт диффамации несовместим
с нашим законодательством. Другие,
наоборот, считают это неправильным,
так как огласке могут
Здесь, на наш взгляд, необходим
дифференцированный подход, ибо появление
информации о порочащих гражданина
обстоятельствах вызваны
Придать гласности неблаговидные поступки гражданина, выходящие за пределы личной сферы и затрагивающие интересы какого-либо коллектива или общества в целом, является оправданным и допустимым. Разумеется, за одни и те же аморальные действия нельзя наказывать бесконечно.
Ответственность за распространение порочащих сведений не соответствующих действительности наступает независимо от того, какая форма- устная, письменная, в средствах массовой информации и т.п., была использована для распространения этих сведений.
Указанная ответственность
может наступить и в тех
случаях, когда порочащие сведения
не соответствующие
При распространении подобных сведений в устной форме ответственность несёт само должностное лицо, а при распространении сведений в письменной форме - учреждение, предприятие или организация, от имени которого действует должностное лицо. В тех случаях, когда такие учреждение, предприятие или организация не имеют прав юридического лица, ответственность несет их вышестоящий орган.
3.3 Исковая защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве
Основной Закон России гарантировал право граждан на судебную защиту от посягательства на их честь и достоинство.
При наличии признаков, которые
свидетельствуют, что ущемляется честь,
достоинство и деловая
Судебная защита прав и
законных интересов физических и
юридических лиц - один из видов юридических
гарантий. В общих чертах защита,
предоставляемая государством правам
и интересам граждан и
В Гражданском кодексе
РФ (часть первая) указывается, что
гражданское законодательство "основывается
на признании равенства
Специальная норма, обеспечивающая
защиту чести и достоинства граждан,
а так же защиту деловой репутации
юридических лиц заключена в
ст.152 ГК РФ. В соответствии с действующим
российским законодательством всякое
заинтересованное лицо имеет право
в установленном порядке
Информация о работе Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации