Понятия, принципы и источники избирательного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.

Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают избирательное право и избирательную систему.

Работа содержит 1 файл

Избирательное право в Российской Федерации. Курсовая работа..doc

— 199.00 Кб (Скачать)
  • внесены коррективы в условия выдвижения кандидатов, в том числе и в части оплаты подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, после чего только могут собираться подписи, а также уточнены места, в которых нельзя их собирать, в том числе и в местах выдачи стипендий;
  • введены основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов;
  • произошло расширения перечня предоставляемых сведений о кандидатах и возросли требования к их достоверности. В случае обнаружения неточности в представляемых биографических данных или их недостоверности кандидату или отказывают в регистрации, или снимают его уже с состоявшейся регистрации;
  • возросли требования к программам кандидатам, выступления, в которых не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»15 как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм;
  • запрещена агитация возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
  • введены запреты на распространение призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов и списков кандидатов (даны описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов); распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями; распространение информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов;
  • произошло дезавуирование нормы об отмене фиксированного порога явки избирателей.
 

     К выше перечисленному необходимо добавить и изменения, внесенные в Конституцию РФ совсем недавно. Речь идет о законе, подписанном Президентом России Дмитрием Медведевым – о внесении поправок к Конституции, регулирующих срок полномочий президента и Госдумы. Таким образом, глава государства утвердил увеличение срока президентских полномочий с четырех до шести лет, а думских – с четырех до пяти лет. Соответствующая инициатива была озвучена Медведевым в ходе Послания федеральному собранию 5 ноября 2008 года.

     Утвержденные  президентом России поправки внесены в ч.1 ст. 81 и ч.1 ст. 96 Конституции РФ. Впервые с этим предложением Дмитрий Медведев обратился к федеральному собранию 5 ноября.

     Согласно  законодательству, для принятия этих поправок не требовалось проведения референдума, достаточно было одобрения  двух третей голосов депутатов в  Госдуме и трех четвертей в  Совете федерации.

     Уже 11 ноября соответствующие поправки были внесены в Госдуму. 21 ноября поправки в Основной закон страны признали обоснованными 392 депутата и 59 законодателей высказались против. Соответствующее обсуждение в Совете федерации состоялось 26 ноября, сенаторами закон также был одобрен. В дальнейшем поправкам предстояло найти поддержку у органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В декабре закон был одобрен всеми 83-мя субъектами федерации.

     Выступая на научно-практической конференции, посвященной 15-летию российской конституции, глава государства отметил, что внесение корректировок в Основной закон страны возможно и в будущем. В принципиальной модернизации Конституция России, по мнению Медведева, не будет нуждаться в течение 15-20 лет, однако "идеальной" ее назвать нельзя. "Конституция - это, конечно, не данный свыше канон, а все-таки результат общественного договора"16, - заявил президент.  

     Таким образом, принятые в последнее время  изменения в избирательном законодательстве дают возможность по-новому оценивать многие институты избирательного права и с учетом их действия оценивать современные тенденции развития избирательной системы Российской Федерации. 
 
 
 
 

Заключение

    Избирательное право Российской Федерации как  конституционно-правовой институт в  современный период находится в  процессе становления и развития. Об этом свидетельствует превалирование в системе источников избирательного права законов и расширении объема конституционно-правового регулирования электоральных отношений.

     Совершенствование избирательного законодательства связано  со спецификой реализации норм избирательного права. Этот процесс предполагает приведение материальных и процессуальных норм в соответствие с новыми социально-политическими условиями общества, устранение противоречий и пробелов в законодательстве, систематизацию и кодификацию на федеральном и региональном уровнях.

     Сложность совершенствования избирательного законодательства проявляется в  обеспечении свободы реализации избирательных прав граждан, с одной  стороны, и необходимости федеральной  регламентации избирательных процедур, с другой.

     Совершенствование избирательного законодательства является одним из приоритетных направлений  развития российской избирательной  системы. Представляется, что наиболее перспективным в этом отношении  может быть осуществление следующих мер.

     Во-первых, повышение уровня законодательного регулирования основных принципов  и категорий избирательного права  посредством придания им конституционной  формы и значения, выделение в  структуре Основного Закона специальной  главы, посвященной избирательной системе, возведение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ранг федерального конституционного закона.

     Во-вторых, устранение противоречий и пробелов в действующих федеральных законах, связанных с регулированием избирательных отношений, адекватное отражение в них потребностей поступательного развертывания демократического потенциала избирательных стандартов, формул и процедур.

       В-третьих, разработка и принятие  новых законодательных актов, посвященных регулированию отдельных, наиболее значимых элементов (сторон) избирательных отношений.

     Среди реальных претендентов на первоочередное принятие в юридической литературе выделяются федеральные законы о  финансовом обеспечении выборов, о Государственной автоматизированной системе «Выборы», об агитации при проведении выборов, об общественном контроле за проведением выборов.

     В-четвертых, ограничение президентской активности в сфере избирательного права  исключительно основанным на Конституции России и федеральных законах нормотворчеством, не допускающим первичного по своему характеру и содержанию регулирования электоральных прав и обязанностей граждан и иных участников избирательного процесса.

     В-пятых, обогащение законотворческого потенциала Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за счет наделения правом законодательной инициативы по вопросам ее ведения, а также усиление роли Центризбиркома России в качестве своеобразного научно-методического центра совершенствования электорального законодательства.

          
 
 
 

                      Список использованной литературы

1. Конституция РФ. - М., 1993. 

2. Федеральный  конституционный закон РФ «О  референдуме в РФ» от 10 октября  1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 2 с последующими  изменениями и дополнениями. 

3. Федеральный  закон РФ «О выборах Президента  Российской Федерации» от 10 января 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. 

4. Федеральный  закон РФ «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации»  от 20 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 51 с последующими изменениями и дополнениями. 

5. Федеральный Закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 

6. СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919  Закон «О выборах депутатов Государственной Думы». 

7. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950. 

8. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104. 

9.Федеральный закон от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // СЗ РФ. 2006. №29. Ст. 3125. 

10. Ст. 6,7,8 и др. Федерального закона от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» 

11. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №42. Ст. 3994. 
 

12.Конституционное  право России. Учебник для студентов  ВУЗов./ А.С. Прудников/ 3-е изд. 2007г.  

13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. - М., 2001. 

14. Князев С.Д. Обжалование нарушений избирательных прав // Журнал российского права. 2008. № 4/5. 

15. Ковлер А.И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. - М., 2005. 

16. Князев С.Д. Принципы Российского избирательного права // Правоведение. 2008г. 

17. Постников А. Е.. Избирательное право России. М.:ИНФРА М-НОРМА.

18. Очерки по истории выборов и избирательного права / Фонд "Символ". М.; Калуга, 1999. 

19. Политическая история России. Хрестоматия. Сост. В.И. Коваленко и др. М., 1996. 

20. Интернет  ресурсы.

Информация о работе Понятия, принципы и источники избирательного права России