Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:56, курсовая работа
Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.
Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают избирательное право и избирательную систему.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации - народ, по существу, ввела в юридический обиход новые для качественной политико-правовой теории и практики категории избирательный корпус и избирательная власть.
Именно здесь и лежит реальный источник более или менее безболезненного и согласованного перехода к системе политической демократии. Именно через избирательный процесс, организованный в институты и структуры избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования наличной системы государственной власти и управления и, самое главное, последовательно и постепенно решена важнейшая проблема современного государства - проблема правовой рационализации взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей и их политической ответственности перед гражданами. Фундаментальный смысл российского конституционного процесса, несмотря на весь его драматизм и издержки, в том и состоит, что вопреки всему впервые в практике государственно-правового развития страны, параллельно собственно бюро-кратическим основаниями и источниками ее жизнедеятельности и преобра-зований, активно формируется (юридизируется и институционализируется) новый гражданский источник и основание ее жизнедеятельности и преобразований.
Избирательный корпус и его юридическая структура - избирательное право, законодательство (совокупность юридических источников данного права) - выступают активным инструментом социально-политических и социально-экономических перемен, а борьба за избирательное право, ту или иную модель электоральной системы - ведущим мотивом политической и государственной деятельности. Суть наблюдаемых и переживаемых событий в разворачивании на наших глазах и с нашим участием (хотим мы или не хотим, осознаем или не осознаем) процесса отделения общества от государства и превращение его в полноценного и полноправного субъекта политических отношений, реального участника политического процесса, действительного носителя функции развития и преобразования политической системы, а в конечном итоге - выбора форм организации государственной власти и способов ее функционирования.
Отныне
любой политический режим, если он хочет
сохранить себя на долгосрочную перспективу,
не сможет не считаться с конституционно-
Новая
политическая идеология, отвечающая долговременным
и стратегическим интересам развития
российской государственности, заключается
в идее выборной гражданской демократии.
Это действительная, а не мнимая альтернатива
идеологии и практике корпоративного,
бюрократического или этнократического
господства и контроля. Системная суть
наблюдаемых и переживаемых российским
переходным обществом событий именно
и состоит в разворачивании весьма запоздавшего
для нашего времени процесса выделения
политического общества из административного
государства и превращения его в действительного
субъекта политико-экономических трансформаций,
полноправного носителя функции развития
и изменений. Фундаментальная роль в решении
этой действительно исторической задачи
принадлежит современному демократическому
избирательному праву.
ГЛАВА II
Понятия, принципы и источники избирательного права России
2.1 Понятие и принципы избирательного права
Понятие «избирательное право» многозначно и имеет как минимум два значения. Во-первых, под избирательным правом в науке конституционного права понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют принципы избирательного права, весь процесс выборов и порядок определения результатов голосования. Другими словами, речь идет об избирательном праве в объективном смысле.
Институт избирательного права включает как материальные, так и процессуальные нормы. Материальные нормы содержатся в Конституции РФ и формулируют принципы избирательного права и требования, предъявляемые к кандидатам на выборные должности, процессуальные — определяют организационно-правовые формы выборов и избирательных процедур. Они содержатся в законах и подзаконных актах, являющихся источниками избирательного права.
Во-вторых, избирательное право понимается как субъективное право граждан участвовать в образовании представительных органов, в избрании Президента РФ, других органов государственной власти и местного самоуправления, мировых судей. Оно, в свою очередь, разделяется на активное избирательное право — право гражданина избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (т.е. выступать на выборах в качестве избирателя) и пассивное избирательное право — право быть избранным в эти органы (т.е. выступать на выборах в качестве кандидата). Для активного и пассивного избирательного права установлен различный возрастной ценз — для активного он составляет 18 лет, для пассивного (по выборам в общефедеральный парламент и в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации — 21 год; по выборам Президента России — 35 лет;
по выборам главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации — 30 лет; по выборам главы местного самоуправления — 21 год).
Выборы — это установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает пост) конкретное должностное лицо (Президент, губернатор, мэр, судья).
Выборы различных выборных органов проводятся на основе определенных законодательно принципов.
Под принципами избирательного права понимаются основополагающие руководящие начала, идеи, положения, закрепленные в нормах избирательного права. Это исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование электоральных отношений на всех его стадиях. В настоящее время в науке конституционного права нет общепризнанной классификации принципов избирательного права, но наиболее востребованной является классификация, предложенная С.Д. Князевым.6 Согласно этой классификации принципы избирательного права делятся на две группы в зависимости от целевого назначения в механизме правового регулирования избирательных отношений:
принципы участия граждан РФ в выборах — всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свободное участие в выборах;
принципы организации и проведения выборов — их обязательность, периодичность, альтернативность, независимость органов, осуществляющих руководство выборами, гласность и открытость.
Принцип всеобщности избирательного права означает, что активное и пассивное избирательное право принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим установленного законом возраста и не лишенным избирательных прав по какому-либо основанию.
Гражданин РФ может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан по одному из указанных признаков запрещаются нормами не только избирательного, но и уголовного законодательства.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Избирательное право граждан восстанавливается в полном объеме после освобождения из мест лишения свободы или применения принудительных мер медицинского характера.
Для активного избирательного права российское законодательство устанавливает определенные требования (цензы), которые не носят дискриминационного характера. Обладание субъективным избирательным правом при федеральных и региональных выборах связывается в первую очередь с наличием российского гражданства. В то же время Закон об основных гарантиях устанавливает возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории муниципальных образований, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Еще одним условием реализации избирательного права является ценз оседлости.
Он означает условие постоянного или преимущественного проживания гражданина на соответствующей территории. Это условие не может содержать каких-либо требований относительно продолжительности и сроков такого проживания.
В отношении пассивного избирательного права ограничения, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ.
Например, условие постоянного проживания на территории Российской Федерации не менее 10 лет устанавливается Конституцией для кандидата на пост Президента РФ.
В качестве ограничения пассивного избирательного права также предусмотрены некоторые условия, не позволяющие лицу баллотироваться кандидатом (иногда именуемые цензом неизбираемости). В соответствии со ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Гражданин, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение своих полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. При проведении повторных выборов Президента РФ кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительным.
Равное избирательной право означает, что все граждане, которые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Таким образом, равенство избирательного права означает, что по каждому избирательному округу гражданин имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Он отражает равенство граждан в политической жизни.
Равенство избирательного права включает требование в равенстве по численности избирательных округов. Оно обеспечивается тем, что при определении границ избирательных округов (нарезке) принимается в расчет численность населения в конкретном регионе и избирательные округа объединяют территории с примерно равным числом избирателей. Поэтому сила или вес голосов примерно одинаковы.
Прямые выборы предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов или списков кандидатов непосредственно.
Каждый гражданин должен проголосовать лично, т.е. голосование за других лиц (даже членов семьи) запрещается. Если гражданин не может присутствовать избирательном участке, он имеет возможность проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной избирательной комиссии (за 4—15 дней до выборов) или в участковой избирательной комиссии (за 1—3 дня до выборов). В случае, если гражданин не может по состоянию здоровья или другим уважительным причинам присутствовать в день выборов на избирательном участке, то по его заявлению участковая избирательная комиссия должна организовать голосование по месту нахождения гражданина. Член избирательной комиссии и наблюдатель (если он присутствует на участке) выезжают к гражданину доставляют специальный переносной ящик и избирательные бюллетени.
Противоположностью прямым выборам выступают выборы прямые — косвенные, многостепенные.
В России путем многостепенных выборов формируется половина состава Совета Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 3 августа 2000г. представитель субъекта РФ в Совете Федерации избирается от законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем тайного голосования.
Тайное голосование означает, что контроль за волеизъявление избирателей во время голосования, в какой бы то ни было форме, исключается. Тайна голосования обеспечивается рядом мер: оборудованием на избирательном участке специальных комнат или кабин; установкой опечатанных избирательных ящиков для бюллетеней таким образом, чтобы путь к ним обязательно проходил через такие кабины; избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательных комиссий и наблюдателей; запрет для членов участковой избирательной комиссии присутствовать в момент заполнения бюллетеней избирателем в кабине для тайного голосования; установлением единой формы избирательных бюллетеней во всех избирательных округах (для голосования по общефедеральному избирательному округу, для голосования по одномандатным и многомандатным округам); наличием на обороте избирательного бюллетеня печати участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов; вскрытие избирательных ящиков до объявления председателем участковой избирательной комиссии об окончании голосования законодательством не допускается.
Информация о работе Понятия, принципы и источники избирательного права России