Понятия, принципы и источники избирательного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.

Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают избирательное право и избирательную систему.

Работа содержит 1 файл

Избирательное право в Российской Федерации. Курсовая работа..doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Среди достижений цивилизации выборы и  избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государственного устройства.

     Избирательное право Российской Федерации находится  в стадии своего развития. Россия, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что «носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...». «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». 1

     Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в формировании и контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления. Это находит свое предметное юридическое отражение и в системе действующего права и законодательства. Весьма скромный по своим масштабам и роли в политическом процессе институт, связанный с правом голоса граждан, постепенно превратился в сложный межотраслевой комплекс норм, институтов и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.

     Народовластие из формального института в системе организации и функционирования государства превратилось в его несущую конструкцию. Политическое волеизъявление граждан, выраженное в форме электорального выбора, приобрело исходное значение в механизме публичного властвования и управления, основанного на политическом представительстве разнообразных общественных интересов.

     Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой системы  Российской Федерации.

     Избирательное право относится к категории политико-правовых явлений, существующих в пограничной области публичной политики и публичного права. Это публичное политическое право, связанное с политическим процессом воспроизводства и легитимации публичной власти.

     Избирательное право предметно регулирует вопросы приобретения и передачи власти, а избирательный процесс как разновидность политического процесса является технологией осуществления народовластия.

     Избирательное право и процесс по своему политико-правовому  содержанию и смыслу представляют собой юридическую форму и способ осуществления политической свободы, понимаемой как формально предоставленная всем дееспособным гражданам возможность в рамках установленных процедур, гарантий и ограничений реально участвовать в системах и процессах власти, организации ее институтов и их функционировании. 

     Целью работы является обобщение результатов  правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.

     Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом  исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени  освещают избирательное право и  избирательную систему.

     Предметом исследования являются развитие и современное состояние воззрений на избирательное право и избирательную систему в Российской Федерации.

     В работе рассмотрены понятие и принципы избирательного права РФ, а так же система его источников. Проведен небольшой экскурс в историю развития избирательного права в нашей стране. В последней главе курсовой работы обозначены тенденции современного развития избирательного права в Российской Федерации.

                                               ГЛАВА I

       История развития избирательного права в России.

    1.1 Избирательное право в дореволюционной и советской России. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения.

    Освобождение  громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной  власти дворян, разрушение важнейших  институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали  к жизни земскую (1864 г. ) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.

    Начало  земской реформе положил указ Александра II от 1 января 1864 года и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».   Император предписывал:  «...призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до  хозяйственных польз и нужд каждой губернии  и  каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лиц...»2 В 34 губерниях России предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на три года.

    В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества. В  основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владельцы недвижимости, а также торговых и промышленных предприятий. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горожане объединялись на основании имущественного ценза.

    Выборы  уездных земских гласных проходили  отдельно на трех избирательных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевладельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть торгово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000 рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сельских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голосовали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев.

    Выборы  были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное  количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Число представителей одной курии не могло превышать общего числа представителей двух других. На практике это приводило к тому, что на долю помещиков и зажиточных горожан приходилось от 50 до 80 процентов общего числа земских гласных.

    К участию в выборах допускались  лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать  в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под  следствием или судом. Избиратели могли  голосовать по доверенности или уполномочию. Гласными не могли быть избраны губернские чины, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной полиции. В «Положении» оговаривалось, что гласные не наделяются широкими служебными преимуществами и им не полагается денежного содержания.

    Законодательство  о выборах земских учреждений было достаточно сложным. Вскоре после  его издания последовали разъяснения  министерства внутренних дел о практике применения закона. Особенно это касалось определения цензов.

    Организация первых земских выборов потребовала  длительной и серьезной подготовки. В докладе одного из губернаторов правительству отмечалось, что «предмет этот по новости и обширности его, как видно, достаточно еще не уяснился в сознании будущих двигателей дела». Выборы 1865 года не отличались активностью избирателей. Особенно слабую заинтересованность проявили представители первых двух курий. Причины этого исследователи объясняют тем, что многие крупные землевладельцы и купцы не проживали постоянно в губерниях, а также равнодушием населения к общественной деятельности. Сказывалось и отсутствие социального опыта. Не была высокой и активность крестьян, однако многочисленные факты свидетельствуют об их явном не безразличии  к избранию земских гласных из своей среды.

    Вслед за созданием земских учреждений правительство в 1870 г. провело реформу городского самоуправления, которое к этому времени фактически перестало функционировать. В соответствии с новым «Городовым положением» учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - думы- получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Гласные дум избирались на четырехгодичный срок плательщиками налогов. «Городовое положение» определяло следующий круг избирателей: владельцы торговых и  промышленных заведений; держатели купеческих, промысловых и  приказчичьих свидетельств, вносившие налоги в городскую казну. Различные ведомства, учреждения, общества, товарищества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, также пользовались правом голоса в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское подданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишался избирательных прав. Кроме них, к выборам не допускались осужденные за ряд преступлений и проступков, отрешенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения), находившиеся под следствием или судом, объявленные несостоятельными, а также лишенные духовного сана или звания за пороки или исключенные из среды сословных корпораций (например, дворянских собраний) по решению сословных судов. Также не участвовали в выборах губернаторы, члены губернских правлений и присутствий, чины местной полиции.

    Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими городских налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков; каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным, каждый отдавал свой шар за того или иного кандидата. Допускалось и голосование по доверенности.

    Гласным городской думы мог быть избран любой  горожанин, имевший право голоса, если он изъявлял на то желание или  был предложен кем-либо из избирателей. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов, при этом число избирателей, присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

    В 1892 году правительство пошло на изменение  системы выборов в органы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повышением имущественного ценза, ликвидирована куриальная система выборов.

    Несмотря  на неравный и цензовый характер, а  также ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах. 

     Особую политическую значимость избирательное право в России, приобрело в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа – Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг.

     Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть "русской по духу"3. Были введены имущественные цензы.

     Закон подробно перечислял, какое имущество  и какие доходы нужно иметь, чтобы  получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие  в выборах. Устранению неугодных  правящему режиму категорий населения  способствовало восстановление куриальной системы выборов. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1906 г. подразделяло население вновь на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне. Впоследствии была введена еще и рабочая курия. Это сохранилось и в последующих избирательных законах. Каждая курия избирала определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов Государственной Думы. Число выборщиков не соответствовало числу социальных групп населения.

     Установление  такого порядка соответствовало сохранению оптимального баланса сил в российском парламенте того времени.

     Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской  революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие Красной Армии и Флота. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.) ; частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом4.

Информация о работе Понятия, принципы и источники избирательного права России