Понятия, принципы и источники избирательного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.

Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают избирательное право и избирательную систему.

Работа содержит 1 файл

Избирательное право в Российской Федерации. Курсовая работа..doc

— 199.00 Кб (Скачать)

 Закон о выборах депутатов Государственной  Думы устанавливает, что лица, нарушившие избирательные права граждан, несут административную и уголовную ответственность.

  Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без принуждения со стороны государства. Законодательство даже предусматривает ответственность для тех, кто оказывает воздействие на гражданина с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах.

  Принцип периодичности и  обязательности выборов означает, что, во-первых, выборы признаются единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а во-вторых, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного законом срока. По окончании этого срока новые выборы должны проводиться в обязательном порядке. Законом об основных гарантиях устанавливается, что срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления не может превышать пяти лет. Это способствует обеспечению стабильности функционирования выборных институтов, а с другой стороны — гарантирует ротацию депутатов и выборных должностных лиц.

  Изменение — увеличение или уменьшение —  срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается (ст. 8).

  Проведение  выборов на альтернативной основе означает, что на один мандат претендуют несколько кандидатов. Избирателю таким образом обеспечивается реальная возможность отдать предпочтение одному из кандидатов путем свободного волеизъявления. Закон об основных гарантиях устанавливает, что, если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий (ст. 32).

  Среди принципов избирательного права  следует назвать также организацию и проведение выборов избирательными комиссиями, одним из главных предназначений которых является обеспечение реализации, соблюдения и защиты избирательных прав граждан. Именно избирательные комиссии разного уровня организуют подготовку и проведение выборов.

  Избирательные комиссии федерального и регионального уровней имеют постоянный государственный статус. В пределах своей компетенции избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность избирательных комиссий не допускается.

  Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны  для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

  Гласность подготовки и проведения выборов также является одним из принципов избирательного права. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий имеют право присутствовать кандидаты на выборные должности, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.

  Все решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию. Эти решения публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в определенные законом сроки.

  В день голосования, с момента начала работы комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в том числе и иностранные (международные).

       

           2.2 Источники избирательного права Российской Федерации

      Избирательное право Российской Федерации имеет  свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы,  определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся 7:

      1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

      2. Федеральный  Закон  "О  выборах  Президента  Российской 
Федерации" от 17 мая 1995 г.

      3. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных 
прав и права на участие  в референдуме  граждан  Российской 
Федерации от 26 сентября 1997 года; другие федеральные законы, а 
также   законы   субъектов   Российской   Федерации,   подробно 
регламентирующие  организацию  и  порядок  выборов  в  различные 
органы государственной власти и местного самоуправления.

      4. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, 
акты глав администраций и других руководителей исполнительных 
органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и 
проведения выборов.

      Основу  избирательной системы и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок  выборов  Президента  Российской  Федерации,  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в  иные  федеральные  государственные  органы,  предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами,  используемый  при  выборах  в  органы  государственной власти субъектов Российской Федерации,  а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации8.

    Этот порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в своей совокупности  образуют избирательное право.  Следовательно, избирательная система  и избирательное право тесно  связаны между собой, хотя отождествлять  их нельзя.

      Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.  Термин "избирательное право" используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан.

      В последнем случае реализуется активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ГЛАВА  III

        Современные тенденции развития избирательного права в РФ 

  Значительная  часть норм конституционного права регулирует вопросы, непосредственно связанные с формированием в Российской Федерации гражданского общества, строительства новой государственности. Основой этого процесса служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Они выступают исходным принципом организации органов государственной власти и местного самоуправления: в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами избирается Президент России, путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, представительные и другие выборные органы и должностные лица местного самоуправления.

  Выборы  наряду с референдумом, различными организационными проявлениями самоуправления выступают одной из форм осуществления  суверенитета  народа;  они  признаются  Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3)

   Начало  процессу создания современной новой  избирательной системы положили указы Президента РФ и утвержденные в 1993 году Положения о выборах членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ9, в которых были сформулированы новые институты избирательного права.

  За  десять с лишним лет парламент  России, законодательные органы субъектов  Федерации приняли целый ряд  законов, направленных на регулирование избирательного права, определяющего вопросы осуществления и передачи власти и избирательного процесса как важнейшей составляющей политико-правового процесса, обеспечивающего непрерывность и преемственность власти.

  Вместе  с тем реформирование избирательной  системы на современном этапе предполагает новые концептуальные подходы к анализу как модели формирования представительных органов власти, так и к теоретико-методологическим аспектам исследований юридической ответственности в системе гарантий избирательных прав. Поскольку реализация и защита избирательных прав граждан имеют самое непосредственное отношение к демократизации обществаста, характеризуют природу государственной власти, поэтому требуют осмысления положения нового Федерального закона от 18 мая 2005 г. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»10, связанные с отказом от формирования представительных органов на федеральном уровне по мажоритарной избирательной системе и переходом к выборам только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, изменениями в составлении федеральных избирательных списков, их структуре, внесением корректив в финансирование мероприятий по подготовке и проведению выборов, увеличением избирательного порога до 7 процентов и других нововведений законодателя. Ранее, как известно, были введены новые принципы формирования губернаторского корпуса11.

  Дальнейшие  изменения избирательной системы, такие, как: исключение избирательных блоков из числа участников избирательного процесса, ужесточение требований к проценту недостоверных или недействительных подписей избирателей, уточнение круга организаций, признаваемых общероссийскими и региональными организациями телерадиовещания, установление единого дня голосования на выборах в региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, изменение подходов к правовому регулированию избирательного залога12 — позволяют сделать вывод о значительном и глубоком реформировании как избирательной системы, так и избирательного права в целом.

 В 2006 г. было внесено еще несколько  важных изменений в избирательное законодательство. Во-первых, законом от 12 июля была отменена форма голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)13, во-вторых, законом от 25 июля 2006 г. введен отказ в регистрации кандидата в депутаты и лишение пассивного избирательного права гражданина РФ, имеющего гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной  документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства14. 

   17 ноября 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», по которому:

  • введены дополнительные основания для отказа в регистрации в качестве кандидатов лиц, чья деятельность носит экстремистский характер. Так, например не имеют права быть избранными граждане РФ:

  а) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

  б) кроме этого, осужденные к лишению свободы за совершение 
тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

  в) подвергнутые административному наказанию за совершение 
административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

Информация о работе Понятия, принципы и источники избирательного права России