Понятия, принципы и источники избирательного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований.

Задачи: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают избирательное право и избирательную систему.

Работа содержит 1 файл

Избирательное право в Российской Федерации. Курсовая работа..doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что по Конституции 1918 г. избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

      Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных  ограничений, отстранив от участия  в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав (последнее ограничение было отменено в 1958 г.). Произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

      В целом для избирательного права  советского периода характерны следующие  особенности:

      Конституцией  были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов  как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

     Новый   этап   в   развитии   российского   избирательного законода-тельства и права, наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов 5. Правовое  регулирование порядка проведения выборов в новый законодательный орган страны – Федеральное Собрание имеет много новых особенностей (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.). 

    1.2 Избирательное право в современной России

    Политико-правовая реформа в нашей стране проходила по сценарию развития любого переходного процесса, а именно в ситуации одновремен-ного и параллельного поиска новой структуры организации государственной власти и становления демократических институтов и форм политического участия граждан в ее осуществлении на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления.

    Совмещение  двух аспектов государственно-правового строительства - рационально-бюрократического и социально-политического - в едином процессе реформирования и совершенствования системы публичной власти актуализировало проблему поддержания режима стабильности, непрерывности и преемственности в ее деятельности и последовательного и целенаправленного освоения нетрадиционных подходов и решений в практике государственно-правового развития и функционирования.

    Для отечественной социально-политической практики интерес к такому институту народовластия, как демократические, конкурентные и периодические выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, закономерен, исторически обусловлен и нравственно мотивирован. Страна слишком долго пребывала в состоянии политического отчуждения населения от власти и своих собственных гражданских потребностей и интересов, чтобы отказаться от освоения накопленного в этой области общественных изменений опыта правового общения общества и государства, гражданина и власти.

    Социальная  ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

    Разумеется, формально-юридическая возможность  быть субъектом избирательного политического права не означает наличие действительной способности им быть. Но для этого и существуют выборы как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, публичного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и их объединений в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой гражданами.

    Современное понятие выборной демократии и законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. 

    Переходное  состояние политической системы определяет не только содержание и эволюцию действующего конституционного права и законодательства в целом, но и современный политико-правовой словарь, применяемый для описания и объяснения будущей демократической модели государственной власти, основанной на юридически гарантированном участии граждан в политическом процессе ее организации и осуществления.

    Правовой  документ, который, наряду с Конституцией Российской Федерации, формально устанавливает свободное и независимое положение граждан и их политических объединений в избирательных публично-правовых отношениях, - Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Он ввел в оборот комплекс понятий и определений в совокупности дающих достаточно полное представление о структуре и содержании политического права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Избирательное право, как и любое право, существует в двух измерениях - формально-юридическом  и политико-правовом. В формальном смысле национальное избирательное право представляет собой кодификацию юридически признанных условий и гарантий становления и развития политической свободы граждан в публично-правовой сфере общественных отношений, то есть отношений между населением, проживающим на определенной территории, и властью, в чьей юрисдикции оно находится. Юридическое значение его заключается в том, что оно вносит определенность в их взаимные отношения и ставит границы вмешательства государства в жизнь политического общества и, наоборот, защищает само государство от несанкционированных действий граждан в процессе формирования и осуществления власти.

    В политико-правовом смысле национальное избирательное право представляет собой каталог прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные участники избирательного процесса на отдельных стадиях его организации и проведения. В структуре субъективного избирательного права в зависимости от его содержания различают два правовых режима - режим активного и режим пассивного избирательного права. Объединяющим оба юридических режима началом является принцип формального равенства, вокруг которого собственно и выстраивается реальная картина и драматургия избирательного процесса, связанная, с одной стороны, с формальными гарантиями свободы волеизъявления, а с другой, возможностью неполноценного использования его участниками своих политических прав или злоупотребления ими.

    Совершенно  очевидно, что выборы – это политический институт и процесс - и избирательное право – это его юридическая система, взаимозависимые, но не рядоположенные понятия и явления. Первое относится к фактической стороне организации власти, точнее, осуществления принципов политической свободы в области организации и функционирования власти. Второе связано с ее конституционно-правовыми определениями, включающими в себя четыре основные юридические характеристики: субъект и объект политического избирательного права, содержание и структура политических избирательных отношений, представленных в виде правоотношений. В их системе и организуется все разнообразие существующих в этой области норм и институтов, избирательных действий и процедур, но уже как юридических категорий и событий, выраженных в форме взаимо-корреспондирующих прав и обязанностей, полномочий и ответственности участников избирательного процесса.

    Под избирательным процессом здесь  понимается регламентированная нормами избирательного законодательства деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов. Эта деятельность включает в себя ряд стадий, на каждой из которых участниками избирательного процесса осуществляется строго определенный набор избирательных действий, призванных в конечном итоге обеспечить полную и последовательную реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

    В свою очередь, избирательное право  представляет собой отрасль публичного права, самым непосредственным образом связанную с политической деятельностью. Разумеется, избирательное право предметно регулирует только определенный аспект этой деятельности, затрагивающий вопросы участия граждан в приобретении и передаче государственной власти. В полном объеме своего содержания вопросы ее организации и осуществления регулируются нормами конституционного и административного права.

    Политические  выборы и регулирующее их избирательное законодательство принадлежат к основным институтам и процессам, формирующим легитимную в социальном и правовом отношениях власть. Именно поэтому в избирательном праве, как ни и какой другой отрасли политического права, существенный момент его содержания и применения составляет доверие граждан. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом демократической политической и правовой культуры, определяет смысл современного избирательного права и процесса. Новое в избирательном праве состоит не столько в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентации, ожиданий и предпочтений, то есть в становлении нового источника избирательного права и законодательства - гражданского демократического правосознания.

    Понадобилась  целая эпоха кризисного развития российской государственности, чтобы по-новому взглянуть на исходные политико-правовые конструкции, определения и институты, характеризующие в целом различные аспекты организации и функционирования публичной политической власти.

    Это прежде всего касается двух базовых для построения демократической государственности доктрин - теории разделения властей и политической ответственности государственной администрации перед гражданским обществом, конституируемым на период избирательной кампании в электоральный корпус - особый субъект политических и государственно-правовых отношений. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является неполной. В ее классических определениях должно быть найдено место для избирательной власти, через которую только и опредмечивает себя суверенитет гражданского общества. Избирательная власть выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического господства и управления, а избирательное право фиксирует политико-правовые границы и гарантии их взаимодействия и взаимозависимости.

    Избирательное право является базовой юридической  структурой, внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляется становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - рассеянный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) - только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации - собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям, уже как политической публично-правовой корпорации.

    Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов - времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве. Его природа двойственна.

    С одной стороны, оно должно обеспечить нормальное развитие и демократическое воспроизводство выборных законодательных и исполнительных институтов государственной власти. С другой стороны, оно должно защищать само государство как от притязаний на монопольное использование государственных институтов любыми политически активными социальными (этноконфессиональными, бюрократическими) группами, так и периодическую смену и ротацию власти по итогам демократических конституционных выборов.

    Исключительно важная роль в политической трансформации системы властеотношений и регулировании демократического перехода к современным формам государственности принадлежит избирательным технологиям - правилам и процедурам становления системы ответственной власти, в самой себе заключающей в качестве безусловного политико-правового императива ее периодическую ротацию и смену.

    Ведущими  элементами политико-правового механизма  становления политической демократии являются институты (правила и процедуры), обеспечивающие организацию и проведение референдумов и выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти. Выборная демократия - первичное звено в комплексном и многоаспектном процессе реформирования однопартийной системы власти, в котором закладываются исходные социальные, политические и правовые условия перехода от этатистской (административной) модели к действительно открытой, конкурентной, самоуправленческой, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан модели властеотношений.

Информация о работе Понятия, принципы и источники избирательного права России