Понятие и значение механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Содержание

Введение……………………………………………………………… …… 3

Глава 1. Понятие и значение механизма государства..………………… 5

1.1.Принципы деятельности механизма государства…………………... 8

Глава 2. Основные черты механизма государства ……………………. 10

Глава 3. Структура механизма государства …………………………... 15

3.1.Понятие и признаки государственного органа………..…………… 15

3.2. Виды органов государства …………………………………………. 17

3.3. Вооруженные силы в механизме государства……………………... 20

Заключение ………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………... 25

Работа содержит 1 файл

Курс.работа Механизм государства.docx

— 53.91 Кб (Скачать)

       Расцвет парламентаризма приходится на период становления и развития буржуазного  государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия  и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание  роли правительства и снижение роли парламента.

       Парламенты  в большинстве стран мира состоят  из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших  странах (Дания, Финляндия). Верхняя  палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной  нижней палате.

       Глава государства. Разделенная на три  ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому  самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава  государства как раз и призван  обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных  государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях  — монарх, в республиках —  президент.

       Монарх  в силу конституционных постановлений  или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних  палат (там, где это принято), утверждения  и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).

       В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной  процедуры.

       Президент принимает иностранных дипломатических  представителей, назначает послов в  другие государства, в ряде стран  ратифицирует (утверждает) международные  договоры и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

       В парламентарных и президентских  республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

       В парламентарных республиках президент  — малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена  реальная власть. Например, роспуск  парламента в таких государствах, хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

       В президентских республиках президент  — центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный  аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных  служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает  сам. Только на высшие федеральные должности  президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной  жизни.

       Исполнительные  органы. Исполнительная власть принадлежит  правительству, которое непосредственно  управляет страной. Правительство  обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого  министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые  возглавляют отдельные центральные  ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются  министрами, секретарями, статс-секретарями.

       В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство  общефедеральное и правительства  членов федерации.

       По  всем вопросам своей компетенции  правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

       Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители  одной партии, во втором — двух или  нескольких.

       Свою  многостороннюю деятельность правительство  осуществляет через многочисленные органы государственной администрации  — министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства  обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

       Органы  правосудия образуют довольно сложную  систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху  этой системы находятся верховные  и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством  регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где  существует судебный прецедент, они  участвуют в правотворчестве.

       Суды  независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом  и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право  обвиняемого на защиту и т. д.

       В механизм государства входят силовые  ведомства, составляющие основу властной силы государства,— вооруженные  силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней —  охрана общественного порядка и  обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция  поддерживает общественный порядок. Она  подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

       Особо выделяются в механизме государства  местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются  обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные  населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная  администрация, избираемая населением.

3.3. Вооруженные  силы в механизме государства. 

      Существование государства неразрывно связано  с вооруженными силами (войском, армией). Они всегда играли заметную роль в  решении внутренних и внешних  задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма. На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления выступлений собственного народа, протестующего против проводимой государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского, завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны, Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную роль в решении экономических, политических и других задач государства.

      С формированием правовых начал в  государственной жизни мирового сообщества деятельность вооруженных  сил цивилизованных стран стала  постепенно переводиться в русло  чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние функции вооруженных  сил, их основной задачей становится оборона страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией государства и специальными законодательными актами.

      Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие представительные органы государственной  власти, глава государства или  глава правительства.

      В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на монарха- короля, королеву, императора. Верховным  главнокомандующим вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором функционируют специальные  органы: комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.

      Непосредственное  руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

      В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В Англии, например, основными  органами министерства обороны являются Совет обороны, Комитет начальников  штабов, Штаб обороны и департаменты видов вооруженных сил. Министр  обороны – гражданское лицо, являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет оперативное  руководство вооруженными силами через Комитет начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган – Совет по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и начальники штабов видов вооруженных сил.

      В структурном отношении вооруженные  силы состоят из армии и военно-морского флота. В свою очередь, армия делится  на сухопутные войска, ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные  силы. В США, Англии, Франции, Японии, Германии и в некоторых других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

      Виды  вооруженных сил состоят из родов  войск (сил), которые в организационном  отношении объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Наиболее распространенными родами войск  в сухопутных войсках являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В  военно-воздушных силах обычно различают  рода авиации: истребительную, бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из надводных  кораблей, подводных лодок, морской  авиации, морской пехоты. Кроме родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные, связи, автомобильные и прочие.

      Комплектование  вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или  по смешанному принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную  службу, в зависимости от состояния  их здоровья, религиозных, национальных и других убеждений. Вооруженные  силы современных государств характеризуются  высоким профессионализмом, оснащенностью  высокоэффективными средствами вооруженной  борьбы, в том числе, ядерным оружием, высокой боевой готовностью и  высокими боевыми возможностями. Вооруженные  силы ряда государств в мирное время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее специализированных органов. Другими словами, международный аспект вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.

      Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы. Их главная задача – защищать суверенитет и территориальную  целостность государства независимо от интересов различных партий и  политических течений.

      В современном мире четко проявляется  тенденция разблокирования ранее  противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора, последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным  вопросам различных государств свидетельствуют  о возможности исключения мировых  военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся более  интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и правоохранительных задач своей страны, развитии духовности, обеспечении экологической безопасности человека.

Информация о работе Понятие и значение механизма государства