Понятие и значение механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Содержание

Введение……………………………………………………………… …… 3

Глава 1. Понятие и значение механизма государства..………………… 5

1.1.Принципы деятельности механизма государства…………………... 8

Глава 2. Основные черты механизма государства ……………………. 10

Глава 3. Структура механизма государства …………………………... 15

3.1.Понятие и признаки государственного органа………..…………… 15

3.2. Виды органов государства …………………………………………. 17

3.3. Вооруженные силы в механизме государства……………………... 20

Заключение ………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………... 25

Работа содержит 1 файл

Курс.работа Механизм государства.docx

— 53.91 Кб (Скачать)

       До  недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

       Кардинальные  изменения, происходящие в экономической, 
политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых

принципах, обеспечивающих более эффективное  функционирование механизма государства. К ним относятся:

1.Принцип  представительства интересов граждан  во всех звеньях государственного  аппарата. Он обеспечивается демократической  избирательной системой, реальными  гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2.Принцип  разделения властей (законодательной,  исполнительной, судебной), который  формирует механизмы, исключающие  произвол со стороны властных  органов и должностных лиц;

3.Принцип  гласности и открытости в деятельности  государственного аппарата. Например, право граждан государства на  основе общенародных голосований  (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4.Высокий  профессионализм и компетентность  государственных органов, их способность  на высоком научном уровне  решать основные вопросы государственной  жизни в интересах населения  страны. Профессиональный принцип  в государственном управлении  означает, прежде всего, использование  квалифицированных работников, для  которых управленческая деятельность  является основной профессией. Привлечение  же к государственной службе  людей, не обладающих навыками  управления, как показала наша  отечественная практика государственного  строительства, приводит к негативным  последствиям. Эти люди, будучи хорошими  специалистами в области промышленного  или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в  советах, их комиссиях, комитетах)  не могут выполнять возложенные  на них обязанности достаточно  квалифицированно;

5.Принцип  законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6.Принцип  демократизма в формировании  и деятельности государственных  органов, позволяющий учитывать  разнообразные интересы подавляющего  большинства граждан государства,  их религиозные воззрения, особенности  национальной культуры, традиций, обычаев;

      Механизм  государства выступает основным субъектом осуществления государственной  власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает  заметное влияние на стабилизацию и  развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях  властные государственные функции  могут осуществлять и негосударственные  организации, если они на то уполномочены государством. 
 
 

       Глава 2. Основные черты механизма государства 

       Наиболее  общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

       Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

       Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов  и учреждений, которые находятся  в тесной взаимосвязи при осуществлении  своих непосредственных властных функций.

       В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

       В-четвертых, механизм государства призван надежно  гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных  органов ограничивается правом, которое  максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

       На  различных этапах развития человеческого  общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами  его территории, географическим положением и другими факторами.

       Если  говорить об основных чертах конституций иностранных государств, то чаще всего здесь содержатся нормативные характеристики государства, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее, применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публичные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII - территориальное самоуправление, в разделе IX - статус Верховной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Администрация». В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопасности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый посвящен Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 - статус вооруженных сил.

       Возникновению и развитию механизма государства  присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил  приводит к слому старого и  созданию нового механизма, причем всех его элементов. Так было во Франции  в конце XVIII в., такие «сломы» происходили  в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы  чаще всего направлены на планомерные  изменения отдельных элементов  государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет  применительно к территориальному устройству и построению региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или  иных составных частей механизма  государства. Так, например, медленно меняются государственные институты в  Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и  Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом поучителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей  страны.

       Государственный механизм призван функционировать  эффективно и бесперебойно, иначе  решение политических, экономических  и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для  этого необходимо соблюдение следующих  важных условий:

1.Обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;

2.Последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;

3. Правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;

4.Поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других;

5.Способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

       В то же время общественная практика в Казахстане и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от конституционной модели механизма государства. Нередко возникают неформальные структуры, которые действуют параллельно с государственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастаются лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс и уровни принятия государственных решений.

       Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное  и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства  и предотвращение негативных явлений.

       Государственный механизм действует и развивается  не изолированно от институтов гражданского общества. Его взаимодействие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной  власти, имеет два правовых основания. Оно исходит их общности решаемых задач в сфере экономики и  социального развития. И вместе с  тем закон допускает возможное наделение органов местного самоуправления отдельными

       государственными  полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства. Государство  контролирует реализацию переданных полномочий.

       Взаимодействие  механизма государства с местным  самоуправлением способствует расширению демократической базы государственной  власти. Реализации конституционного права граждан на участие в  управлении государственными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных  органов с общественными объединениями  граждан - партиями, профсоюзами, обществами и общественными движениями. Диалоги  и умение достигать договоренности между госорганами и объединениями  граждан приводят в итоге к  общественному согласию. Оппозиционные  действия и политическое давление нередко  порождают конфликты.

       Для гражданского общества и механизма  государства ключевой проблемой  является доверие и поддержка  населения. Отчуждение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет  государственный механизм. Подчас его  жесткие действия и бюрократический  стиль порождают отчуждение от власти и создают «плохие образы»  ее институтов.

       Все более важным становится партнерство  государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринимательства, творческих союзов и др.). Это позволяет правильно  сочетать публичные и корпоративные  интересы.

       Неумелые  действия должностных лиц и государственных  органов и учреждений, плохое владение ситуацией нередко порождают  скорее «протестные», чем позитивные формы политического участия граждан. Поэтому нужно создавать подлинно демократический стиль отношений между властями и населением. Гласность, доступность и высокая политико-правовая культура служат средствами решения этой задачи.

       Механизм  государства, охватывающий все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его, реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без  государственного механизма нет  и быть не может государства.

       Как уже было указано, понятие «механизм  государства» тесно связано с  категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять  в двух смыслах - широком и более  узком. В широком смысле понятие  государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает  с определением механизма государства, идентично ему. В более узком  смысле под государственным аппаратом  понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в  науке административного права.

       В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем  широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

       Как уже говорилось выше, понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Информация о работе Понятие и значение механизма государства