Понятие и значение механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Содержание

Введение……………………………………………………………… …… 3

Глава 1. Понятие и значение механизма государства..………………… 5

1.1.Принципы деятельности механизма государства…………………... 8

Глава 2. Основные черты механизма государства ……………………. 10

Глава 3. Структура механизма государства …………………………... 15

3.1.Понятие и признаки государственного органа………..…………… 15

3.2. Виды органов государства …………………………………………. 17

3.3. Вооруженные силы в механизме государства……………………... 20

Заключение ………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………... 25

Работа содержит 1 файл

Курс.работа Механизм государства.docx

— 53.91 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………  …… 3

Глава 1. Понятие и значение механизма государства..………………… 5

1.1.Принципы  деятельности механизма государства…………………... 8

Глава 2. Основные черты механизма государства ……………………. 10

Глава 3. Структура механизма государства …………………………... 15

3.1.Понятие  и признаки государственного  органа………..…………… 15

3.2. Виды органов государства …………………………………………. 17

3.3. Вооруженные  силы в механизме государства……………………... 20

Заключение  ………………………………………………………………... 23

Список  использованной литературы …………………………………... 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       До  недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как  на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство  с известной долей эффективности  обеспечивало упорядоченность и  организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось  достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся  десятилетиями система приносила  определенные плоды: государственный  аппарат, с точки зрения внутрисистемных  связей, работал достаточно ровно  и организованно, хотя и не всегда рационально.

       Стремительно  меняющаяся действительность последних  лет застала врасплох закостеневшую  систему государственных органов Казахстана. Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним государственным органам пришли другие, а оставшиеся - претерпели довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что это внесло определенную неразбериху в систему организации государственной власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части казахстанского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Казахстаном довольно остро встал вопрос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи.

       Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно  понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают  по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат  и механизм государства. Имеются  разногласия и при определении  системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями  государственного механизма. В связи  с этим необходимо изучить и систематизировать  имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру  и функции, а также проанализировать особенности функционирования и  развития непосредственно механизма  казахстанского государства на современном этапе.

       Исследованию  вопросов государственного механизма  посвящена достаточно обширная юридическая  литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич и другие.

       В советский и современный периоды  отдельные вопросы, связанные с  государственным механизмом, рассматривали  в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др. Хесин  Б.Л.

       В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма Казахстана является одной из актуальных задач отечественной юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Понятие и значение механизма государства  

       Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно  функционирующее выражение государства.

       Механизм  государства — это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

       Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства:

1. Это  целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

2. Первичными  структурными частями (элементами) механизма являются государственные  органы и учреждения, в которых  работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами). Государственные органы  связаны между собой началами  субординации и координации.

3. Для  обеспечения государственных властных  велений он имеет непосредственные  орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,—  вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство.

4. При  помощи механизма практически  осуществляется власть, и выполняются функции государства.

       Между функциями государства и его  механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как  раз и создается для выполнения функций государства, последним  в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в  обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят  на первый план такие элементы механизма  государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

       В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и  содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

       Механизм  государства – это система  специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом  и защита его основных интересов, поэтому уже в древневосточных  и античных европейских государствах имел довольно стройную систему. Он состоял  из главы государства (монарха или  коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц и т.д.

       В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после  выдвижения известного лозунга о  механизме диктатуры пролетариата. Его суть - партия как ядро власти через государство и негосударственные  организации (профсоюзы и др.) проводили  свой политический курс. Налицо попытка  демократизировать партийное руководство  и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция  политической организации или политической системы общества.

       Как уже выше было сказано, в юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного казахстанского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

       Основным  орудием государственной власти считается госаппарат и госорганы  как его структурно оформленные  звенья.

       Вместе  с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных  органов, организаций, вооруженных  сил, материальных средств государственной  власти.

       Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий  признак и неясно соотношение  механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными  характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных  и зарубежных авторов к игнорированию  данного понятия в контексте  «государства» и «государственных органов».

       В современных условиях понятие «механизм  государства» находит свое место  в понятийном ряду теории государства  и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной  юридической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства  чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты  государства, форма государства, формы  правления.

       И, тем не менее, для обогащения понятийного  аппарата и отражения специфики  государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие.

       Механизм  государства в различные эпохи  развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные  органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное  и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его  наиболее общие и существенные признаки.

       Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается  как единая система со своими элементами. Понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно  позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная  система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:

1) государственные органы;

2) публичные службы и корпорации;

3) процедуры принятия государственных решений;

4) ресурсное обеспечение.

       В таком подходе к механизму  государства полнее отражаются государственные  явления и рычаги устойчивого  функционирования государства. При  всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного  понятия. Одним из наиболее весомых  доказательств служат конституционные  характеристики государства.

       В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Республики Казахстан установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, государственных программ. В конституции Республики Казахстан регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов. 

    1. Принципы  деятельности механизма государства
 

       Построение  и деятельность механизма государства  осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Информация о работе Понятие и значение механизма государства