Понятие и значение механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально.

Содержание

Введение……………………………………………………………… …… 3

Глава 1. Понятие и значение механизма государства..………………… 5

1.1.Принципы деятельности механизма государства…………………... 8

Глава 2. Основные черты механизма государства ……………………. 10

Глава 3. Структура механизма государства …………………………... 15

3.1.Понятие и признаки государственного органа………..…………… 15

3.2. Виды органов государства …………………………………………. 17

3.3. Вооруженные силы в механизме государства……………………... 20

Заключение ………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………... 25

Работа содержит 1 файл

Курс.работа Механизм государства.docx

— 53.91 Кб (Скачать)

       Во-первых, механизм (аппарат) государства - это  система государственных органов, основанная на единстве принципов его  организации и деятельности, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, Законе РК «О государственной службе в Республике Казахстан» и других государственных законах.

       Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий  фактор структуры государственного механизма в соответствующих  исторических условиях данного государства  закреплен в его Конституции.

       В Конституции РК в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения здесь же определено, что государственную власть в Казахстане осуществляют Президент, Правительство, суды Республики Казахстан.

       В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных  между собой государственных  органов.

       Вместе  с тем от функций государства  зависит структура государственного механизма, они непосредственно  влияют на возникновение, развитие и  содержание деятельности тех или  иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные  социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных  функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми  «вещественными придатками», на которые  опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

      Особенность этих придатков в том, что они  выделяются в механизме государства  не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные  органы, а именно как «вещественные  придатки» последних. К ним относятся  различные материальные ценности, бюджетные  средства, имущество, сооружения, подсобные  помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые  для функционирования государственных  органов.

         В рассмотренные материальные  средства, «вещественные придатки»  механизма государства не входят  органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные  объединения. Их не следует  смешивать. Последние соотносятся  с государственным механизмом  как составные элементы единой  для данного общества политической  системы.

       Обобщение всех анализируемых признаков позволяет  прийти к выводу: механизм современного казахстанского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Структура механизма государства

        

       Единый  и целостный механизм государства  дифференцируется (расчленяется) на составные  части — органы, подсистемы. Между  ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

       Структура механизма государства изменчива  и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и  органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть  государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются  между собой.

       Многие  века и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

       Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава  государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые  структуры (армия, полиция, разведка). Последние  выполняют решения высших органов  государства, в том числе методами государственного принуждения (военное  подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения  осуществляют вооруженные отряды людей  — войско, полиция.

       К органам государства примыкают  государственные учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции  в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. 

       3.1. Понятие и признаки государственного органа  

       Первичным и важнейшим структурным элементом  механизма государства является орган государства.

       Государственный орган — это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это такая часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

       Из  вышесказанного следуют определенные признаки государственного органа:

1.Все  органы государства образуются  в законодательном порядке, который  определяет их компетенцию, другими  словами, образование и функциональная  деятельность органа государства  осуществляется на строго правовой  основе.

2.Орган  государства является самостоятельным  элементом государственного аппарата, действует специализированно в  системе других органов.

3.Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

      Органы  государства классифицируются по порядку  их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

       Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя  орган государства и обладает  определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган  государства состоит из государственных  служащих, которые находятся в  особых правоотношениях между  собой и органом. Они абстрагированы  от семейных, гражданских и других  отношений, не имеющих связи  с государственной службой, являются  официальными.

       Положение, права и обязанности государственных  служащих определяются законом и  обеспечивают их правовой статус. Объем  и порядок использования ими  властных правомочий устанавливаются  тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.

       К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

       Служащие  государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в государственном  органе согласно занимаемой должности.

3. Органы  государства имеют внутреннее  строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим  признаком органа государства  является наличие у него компетенции  — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно  своей компетенции орган государства  обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности  издавать обязательные к исполнению  правовые акты. Эти акты могут  быть нормативными или индивидуально-определенными  (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения  правовых актов органов государства  путем применения различных методов,  в том числе методов принуждения.

6. Для  осуществления своей компетенции  орган государства наделяется  необходимой материальной базой,  имеет финансовые средства, свой  счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец,  орган государства активно участвует  в реализации функций государства,  используя для этого соответствующие  формы и методы. 

       3.2. Виды органов государства  

       Органы  государства классифицируются по различным  основаниям. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от

избирателей (представительные органы). Производные  органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными  полномочиями. К

ним относятся  исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

       По  объему властных полномочий органы государства  классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства  наиболее полно олицетворяют государственную  власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в  административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

       По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной  компетенции. Органы общей компетенции  правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении  всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

       Органы  государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

       Законодательные органы. Право издания законов  принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим  родовым термином «парламент». В  Англии, Канаде, Индии и других странах  термин «парламент» — собственное  имя законодательного органа, в остальных  странах он называется иначе.

Информация о работе Понятие и значение механизма государства