Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:05, реферат
Предметом теории государства и права являются, во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, во-вторых, система основных правовых понятий и категорий и в-третьих, современная государственно-правовая действительность.
При этом следует отметить, что теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а все общее и особенное, что присуще государству вообще, а также общие правовые понятия – такие, как норма права, правоотношение, правосознание, законность и др.
Государство и право – это общественные явления, обусловленные возникновением, функционированием и развитием общества. Государства и право есть результат развития человеческого общества.
Предметом теории государства
и права являются, во-первых, наиболее
общие закономерности возникновения,
развития и функционирования государства
и права, во-вторых, система основных
правовых понятий и категорий
и в-третьих, современная государственно-
При этом следует отметить, что теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а все общее и особенное, что присуще государству вообще, а также общие правовые понятия – такие, как норма права, правоотношение, правосознание, законность и др.
Теория государства и права
как фундаментальная
1. Онтологическая функция. Выполняя эту функцию, теория государства и права отвечает на вопрос, что такое государство и право, как они возникли и что представляют собой в настоящее время.
2. Гносеологическая функция (функция познания). Выполняя эту функцию, теория государства и права вырабатывает теоретические приемы и способы познания, что в конечном итоге приводит к развитию правового познания.
3. Эвристическая функция (от греческого слова “эврика” – открытие). Теория государства и права исследует не только известные уже закономерности понятий государства и права и связанных с ними явлений, но и находит новые закономерности, порожденные реалиями общественной жизни.
4. Методологическая функция. Поскольку теория государства и права – фундаментальная наука, имеющая предмет изучения, она имеет способы и приемы исследования изучаемых понятий, которые в свою очередь являются составной частью юридической науки.
5. Политико-управленческая функция. Государство и право – это политические понятия, они необходимы для удержания политической власти в руках той или иной социальной прослойки. Для того, чтобы знать, как управлять государством, как пользоваться таким мощным средством воздействия на массы, как право, необходимо иметь научные основы внутренней и внешней политики, что и призвана делать теория государства и права.
6. Идеологическая функция. Под идеологией понимается система взглядов и принципов той или иной группы населения, общества, социального слоя. Иногда для большой группы населения или нации существует единая идеология. В качестве примера можно привести бывший СССР, где существовала только одна идеология – марксистко-ленинская. Если взять день сегодняшний, то в качестве примера можно привести США, где существует так называемая американская мечта, где каждый американец верит, что у него есть шанс стать преуспевающим человеком. При потере обществом идеологического ориентира в государстве начинают происходить смуты и волнения, резко вырастает кривая преступности. Поэтому теория государства и права вырабатывает своего рода рекомендации, которые следует применять для выработки у общества определенной правовой и политической культуры, не противоречащей политике, проводимой государством. Для этой цели государство может использовать различные средства и методы. Например, в Казахстане своего рода идеологической программой является послание Президента РК – 2030.
7. Практически-организаторская функция. Любое государство, каким бы развитым оно ни было, рано или поздно сталкивается с проблемами, на которые сразу ответ трудно найти. Тогда теория государства и права, основываясь на имеющемся практическом и теоретическом материале, дает рекомендации как решить ту или иную возникшую проблему. Например, если Казахстан в 1995 году отказался от института народных заседателей, чтобы обеспечить независимость судей, то теперь в связи с возникшими сложностями в работе судебной системы, внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию (ст.75 Конституции РК), закреплена возможность осуществления правосудия судом присяжных заседателей. Принять такое решение позволил накопившийся опыт работы судебной системы во всем мире, проана-лизированный и приспособленный для нашего государства.
8. Прогностическая функция. Как нам известно, предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их места в жизни общества и политической системе. Изучая эти закономерности, теория государства и права прогнозирует дальнейшее развитие этих понятий, изменение государственно-правовой сферы, что в свою очередь позволяет избежать непоправимых ошибок.
Следует отметить, что все функции теории государства и права тесно переплетены и взаимно дополняют друг друга. Лишь в своей совокупности они дают нам полное представление о назначении теории государства и права.
Методы теории государства
Предмет науки – это то, что она изучает.
Методы науки – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.
Каждая наука применяет для изучения предмета множество методов. Наука изучающая методы называется методологией. Также методологией называется совокупность определенных методов, приемов, способов, теоретических принципов, применяемых при исследовании конкретного предмета.
Методы, применяемые в теории государства и права также применяются во всех отраслевых юридических науках. Существуют различные методы исследования государственно-правовых явлений и различные виды их классификаций. Так, методы можно разделить на всеобщие, общие и частные, специальные.
Всеобщие
методы используются во всех науках. К
ним можно отнести диалектическ
В настоящее время существует плюрализм в определении государства. Некоторыми учеными государство по-прежнему трактуется как продукт классовой непримиримости, другими – как средство урегулирования конфликтов между различными слоями общества. Этим определяется сущность государства: в первом случае – так называемая “полицейская” сущность государства, во втором – посредническая. В целом же государство определяется как политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов.
Можно сказать иначе, что государство - это особый аппарат публично-политической власти, главной задачей которого является управление обществом, обеспечение порядка в обществе, защита прав и свобод граждан.
Соотношение государства и общества выражается в том, что государство напрямую зависит от общества; любые изменения в обществе отражаются на государстве, на его структуре, организационных формах и методах осуществления государственной власти.
Социальным назначением государства является урегулирование любых противоречий в обществе, реакция на все происходящие в нем изменения, например, путем принятия новых законов. Если попытаться дать определение общества, то его можно было бы определить так: общество – это продукт взаимодействия людей, определенный порядок их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (культурных, правовых и иных) связях между людьми, их объединениями и общностями. Общество обладает социальной властью, часть которой делегирует созданному им государству. Социальная власть – это способность той или иной группы общества подчинять своей воле людей, используя при этом различные методы.
Существует два метода социальной власти:
1. Неполитическая;
2. Политическая (государственная).
Отличие государственной власти от неполитической власти заключается в том, что государственная власть общеобязательна и распространяется на весь круг индивидов в государстве, неполитическая (общественная)власть распространяется, как правило, лишь на тех индивидов, которые состоят в той или иной общественной группе.
Социальная власть – необходимый признак общества и государства, ее наличие позволяет им активно воздействовать на индивидов, направляя их в нужном направлении.
Понятие государства более широко раскрывается, когда раскрыты все его признаки, которые дают нам более углубленное представление о нем.
Признаки государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Любое государство имеет определенную территорию, закрепленную границами и определенный круг людей, проживающих на этой территории (население). При этом государственная власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население государства, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах Суверенитет государственной власти заключается в следующем:
а) верховенство власти, которое выражается в том, что государственная власть является единственной властью, распространяющейся на всю территорию государства и его населения. Государственная власть может отменить и признать вне закона любую другую власть. Она должна обладать средствами и методами принуждения;
б) единство государственной власти, которое выражается в том, что существует единая система государственных органов;
в) независимость власти, которая выражается в исключительном праве государственной власти решать свои дела самостоятельно.
4. Наличие права, законов. Неразрывная связь государства и права. Любое государство проводит свою государственную политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само государство, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое государство.
5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы – это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, – чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.
Современные
демократические государства
Например, в ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем самым наше государство признает в качестве первоочередной задачи обеспечение социальных нужд всего общества.
Рассмотрев данные признаки, можно дать следующее определение государства. Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
В юридической литературе понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы.
Механизм государства – это
система государственных
Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:
1) непосредственно управленческие – это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;
2) правовые формы – те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:
а) правотворческая деятельность – это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;
б) правоисполнительная деятельность – это деятельность по реализации юридических норм;
в) правоохранительная деятельность – это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.п.
Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.
Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;
– обеспечении исполнения актов органов государства н различными методами.
Государственные органы классифицируются по различным основаниям:
1. По способу возникновения:
а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы
никакими другими органами не создаются;