Общие понятия о государстве и праве России

Автор: Талгат Анафин, 04 Сентября 2010 в 07:39, реферат

Описание работы

Общие понятия права и государства: основные проблемные вопросы и общая методика их освещения
Когда китайского мудреца Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: "Необходимо начать с исправления имен". Но почему так издалека? "Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести". Согласно древней китайской философии имена появились при установлении порядка.

Работа содержит 1 файл

бщие понятия о государстве и праве.doc

— 46.43 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ О ПРАВЕ  И ГОСУДАРСТВЕ (ВОПРОСОВ ТЕОРИИ ПРАВА  И ГОСУДАРСТВА) 

1.1. Общие понятия  права и государства: основные  проблемные вопросы и общая  методика их освещения

Когда китайского мудреца  Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: "Необходимо начать с исправления имен". Но почему так издалека? "Если имена  неправильны, то слова не имеют под  собой оснований. Если слова не имеют  под собой оснований, то дела не могут  осуществляться... Наказания не применяются  надлежащим образом. Если наказания  не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести". Согласно древней китайской философии  имена появились при установлении порядка. Поскольку возникли имена, нужно знать предел их употреблению. Это позволяет избавиться от опасностей. Но изменение реалий, действительного  положения дел требует исправления  имен. Социально-политические изменения  диктуют приведение в соответствие, выражаясь уже нашим языком, государственно-правовых понятий.

То, что говорилось до нашей эры, не утратило, оказывается, своей свежести до сих пор. На самом  деле, зачем бы юношам штудировать  общие понятия о праве и  государстве?

1. Изучая основы  права, рассматривая любой частный  вопрос из правовой области,  оценивая какой-то жизненный случай  из судебной практики и т.д., всегда натыкаешься на более  общие вопросы, на общие понятия.  Без их понимания нельзя уяснить  ни приговора суда, ни необходимости  удостоверения сделки у нотариуса,  ни дарения вещи, ни последствий  вступления в брак и т.п.  Разумеется, многие из вопросов  повседневной жизни известны  и понимаются на обыденном  уровне, в силу своей повторяемости  становятся очевидными. Но стоит  случиться какому-то неожиданному  обстоятельству, как люди теряются  в поиске правды и справедливости. Сколько, например, слез пролито,  какие громы и молнии метали  в связи с деятельностью АО  МММ, но даже среди специалистов  имеет место разное понимание  права и справедливости применительно  к разрешению данной конкретной  ситуации.

2. Одинаковое понимание  общих понятий о праве и  государстве позволяет представителям  отраслевых наук о праве употреблять  их единообразно (не касаясь уже  раскрытия их сути), а учащимся  соответственно усваивать все  знания в общей системе, а  затем единообразно вести себя  в сходных, жизненных ситуациях,  предусмотренных правовыми нормами.

3. Незнание закона  не освобождает от ответственности,  как и его непонимание. Умышленное  уклонение от требований права  влечет серьезные наказания. Если  граждане или, тем более, должностные  лица уходят от ответственности,  рушится правовой порядок. Последствия  этого для общества и лично  для каждого гражданина нельзя  себе представить без обращения  к общим закономерностям жизни  в государственно-организованном  обществе.

4. Всякому очередному  поколению людей приходится в  той или иной степени переосмысливать  и пересматривать наполнение (содержание) употреблявшихся ранее понятий  в связи с меняющимися условиями  жизни. В России в 80-90-е годы  уходящего века происходят столь  серьезные социально-политические  процессы, что только по одной  причине адаптации к меняющейся  реалии уже необходимо иметь  представление о новых понятиях  и новом содержании терминов, употреблявшихся в советское время. Сегодня, например, никто не говорит о социалистической законности, но и в понятие законности привносится нечто новое.

В плане методическом параграф об общих понятиях права  и государства является вводным  и представляет собой как бы общую  часть, в которой объединено все  то, что можно вывести за скобки в последующих разделах.

Что входит в предмет  общей теории права?? С этого вопроса  приходится начинать изучение любой  науки, любого раздела, поскольку необходимо общее системное представление  о том, что предстоит сделать, а затем и ответить на вопрос, как это сделать (каковы методы изучения данной сферы познания).

Прежде всего, не следует отождествлять объект науки  и предмет ее изучения. Право является объектом изучения наук конституционного права, административного, финансового  права, трудового права, гражданского права, уголовного права и т.д. Однако каждая из перечисленных наук имеет  свой предмет. Он просматривается уже  из названий наук.

?В данном случае  имеется в виду скорее учебная  дисциплина. Наука же должна, с  нашей точки зрения, именоваться  "Общая теория права и государства", поскольку государственно-правовые  явления неразрывно связаны и  их разделение чревато неблагоприятными  последствиями.

Общая теория права  изучает самые общие процессы, самые общие понятия, общие связи  между ними, отражающие на отвлеченном, абстрактном уровне повторяющиеся  в жизни правовые события и  действия людей. Эта дисциплина (раздел в настоящем учебно-методическом пособии) обращает внимание на процессы возникновения и развития права, на эволюцию соответствующих правовых институтов и их конечную судьбу. Здесь  уясняется связь права с экономикой, политикой, государством, связь с  иными социальными регуляторами - моральными нормами, традициями, обычаями, деловыми обыкновениями, нормами общественных организаций.

Общая теория права  призвана дать представление о социальной сущности и содержании права, его  функциональной роли в государственно-организованном обществе. Но дать такие представления  невозможно без ответа на вопрос, что  такое право вообще. Вопрос этот весьма труден. Нужно, с одной стороны, абстрагироваться от того, что считалось  правом в разные времена у разных народов, а с другой - учесть весь исторический материал, всю юридическую  практику.

В методическом отношении  нужно подчеркнуть и другое: от того, как определить право, какое  сформулировать его общее понятие, зависит и понимание (определение) других явлений. Теория права формирует  такие ключевые понятия, как правоотношение, правосознание, правонарушение.

Для изучения материала, доставляемого отраслевыми юридическими науками, имеют непосредственное значение такие вырабатываемые теорией понятия, как правосубъектность, правоспособность, юридический факт, юридическое лицо, юридическая ответственность и  др.

Важно учесть, что  в центре внимания любой правовой науки (и соответственно учебной  дисциплины) три сферы: сфера языка  права (того, что записано в правовых актах), сфера жизни права (правоотношения, юридическая деятельность, судебная и административная практика) и сфера  правового сознания (правовая психология граждан и должностных лиц, правовая идеология ученых и политиков). Теория права обобщает материал в каждой из названных областей познания. Она раскрывает понятие источника права, правового нормативного и индивидуального акта, формулирует понятие юридической практики, вводит в круг существующих теорий о праве и суть идеологических разногласий о правовых явлениях.

Кстати, для преподавателя  очень важно учитывать, что многие вопросы права являются дискуссионными, до конца не решенными, проблемными. Вряд ли следует давать по ним безапелляционный ответ. А если известны разные позиции  то, возможно, следует в мягкой форме  оговориться о существовании  разных подходов, выделив из них  наиболее приемлемый с точки зрения преподавателя.

К числу проблемных вопросов можно отнести, например, такие:

следует ли связывать  появление права с классовым  расслоением общества и возникновением государства;

чья воля воплощается  в правовых нормах;

не следует ли право искать в самой жизни, а  не в творениях законодателя;

не может ли общество вовсе обойтись без права, используя  другие регуляторы;

являются ли правовые отношения фактическими (реальными) отношениями, или это всего лишь своеобразная идеальная связь между  их участниками (субъектами);

является ли объектом правоотношения вещь и какое-то благо, или объектом всегда выступает поведение  обязанных лиц;

какие средства наиболее действенны в реализации права и  каковы показатели эффективности права;

обращены ли требования законности только к гражданам, или  их адресатами являются и должностные  лица;

в какой степени  нужны подзаконные акты, не следует  ли все регулировать в законах;

каковы причины  появления пробелов в законах  и кто может их устранять;

в чем состоит  юридическая ответственность;

что входит в механизм правового регулирования и как  он функционирует;

каковы возможности  права и пределы правового  регулирования.

Перечень проблемных вопросов можно было бы продолжить и конкретизировать. Применительно  к России все они становятся актуальными  в связи с постановкой проблемы формирования правового государства. Сразу же следует обратить внимание на одну очень серьезную деталь. В Конституции Россия уже объявлена  правовым государством. Это, на наш  взгляд, преувеличение. Действительность во многом опровергает данное положение  ст. 1 Конституции. Формулировка была бы точнее, если бы фиксировала процесс  формирования правового государства. Процесс этот в России идет неоднозначно, противоречиво, с отступлениями.

В связи с постановкой  вопросов правового государства  особенно заметна необходимость  при изучении правовых процессов  обращаться к категориям (общим понятиям) собственно государствоведческим. Многие из них также дискуссионны:

появилось ли государство  раньше права или наоборот (проблема курицы и яйца);

государство - выразитель правящего класса или всего народа;

каковы внутренние и внешние функции государства;

по каким признакам  классифицировать государство (какие  типы выделять);

что более приемлемо - разделение властей или их соединение в одном органе;

может ли государство  функционировать за пределами права, не используя правовые средства;

какое значение имеет  форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

Как освещать эти  и им подобные теоретические вопросы? Другими словами, каков метод  усвоения материала и какова общая  методика подачи знаний учащимся?

Существуют две  крайности во взглядах, два противоположных  подхода к оценке общественных отношений: юридизированный и неправовой. Придерживаясь  первого, на мир смотрят через  юридические очки. Все отношения  кажутся производными от юридических  законов. Последние рассматриваются  в качестве первоосновы всего  сущего в поведении людей, в организации  их совместной жизни, в удачах и неудачах людей, успехе или неуспехе социальных мероприятий. Второй взгляд отличается правовым нигилизмом и анархизмом. Он утверждает независимость общественного  развития от юридического нормотворчества. Законы в этом случае уподобляются пустому сотрясению воздуха, незаполненному сосуду и т.д. Но чем же тогда движимы  мир и человек? Провидением, волей  Бога, идеями, чувствами, экономической (базисной) необходимостью, политической целесообразностью и т.д. - ответы могут быть самыми разными.

Вряд ли оправдано  безоговорочно, вне времени и  пространства, следовать этим крайним  взглядам. Можно рекомендовать интегративный  подход, когда учитываются все  факторы - и материальные, и идеальные  в их взаимовлиянии (большем или  меньшем, преобладающем или недостаточном) в конкретных исторических условиях.

Отсюда можно заключить  об ограниченности сугубо материалистического  или идеалистического взгляда на мир. Тот и другой имеют свои плоды, свои открытия. Тот и другой по отдельности  заводили людей в такие тупики, когда невозможно было объяснить  ни природные, ни социальные процессы.

Крайние взгляды  были свойственны марксистско-ленинской  методологии в ее догматизированном  варианте. Право и государство  рассматривались как явления, производные  от факта появления частной собственности. Правовой объявлялась воля экономически господствующего класса. Государство - машиной для подавления эксплуатируемых  масс. Экономический детерминизм, политический расчет и классовая диктатура - вот  опорные звенья познания всей государственно-правовой жизни согласно ортодоксальному  марксизму.

Россия привержена крайностям. Так же, как 70 лет после  Октября 1917 года внедрялись марксистско-ленинские  взгляды, некоторое время назад  они были "объявлены вне закона" и в учебниках их можно было объявлять лишь несостоятельными. И  это при том, что на Западе до сих  пор их изучают, признают значение, им в какой-то мере следуют.

Информация о работе Общие понятия о государстве и праве России