Понятие государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Предметом теории государства и права являются, во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, во-вторых, система основных правовых понятий и категорий и в-третьих, современная государственно-правовая действительность.
При этом следует отметить, что теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а все общее и особенное, что присуще государству вообще, а также общие правовые понятия – такие, как норма права, правоотношение, правосознание, законность и др.

Работа содержит 1 файл

Понятие государства и права.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые  и наделяют их властными полномочиями.

2. По объему властных полномочий:

а)  высшие (правительство);

б)  местные (акимат).

3. По широте  компетенции:

а)  общей  компетенции (правительство);

б)  специальной  компетенции (МВД).

4. По принципу разделения властей:

а) законодательные (парламент);

б) судебные (суды);

в) исполнительные (министерство юстиции и др.).

5. По порядку принятия  решений:

а) коллегиальные (парламент,  правительство и др.);

б) единоличные  (президент, министерство юстиции и  др.)

3) ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА

 

Понятие “право”  является  одним из  сложных вопросов в юриспруденции. Для полного раскрытия феномена права необходимо отметить, что право  как социальный феномен  и регулятор  общественных отношений появляется  еще до государства. 
Поэтому термин “право” ассоциируется со словами “правда”, “справедливость”. И такое совпадение  не случайно, поскольку основой права являются общечеловеческие идеи и  ценности справедливости, гуманизма,  равенства, свободы.

Право в  широком смысле слова представляет собой порядок  в обществе,  основанный на этих общечеловеческих  идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.

С появлением государства право обрело новую  характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.

В юридическом  смысле право  – это система  общеобяза-тельных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.

Признаки  права:

а)  системность, т.е. право состоит из  связанных между собой в определенном порядке  норм, правил поведения;

б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех  субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;

в) формальная  определенность, т.е. право всегда  выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;

г) связь с государством;

д)  волевой характер,  т.е. в праве всегда выражается  воля  общества, государства, определенного класса;

е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного  поведения субъектов.

Регулятивность  права заключается также и  в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает  его  исполнение, в том числе  и с помощью государственного принуждения.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются   демократия, экономическая свобода,  свобода личности.

При рассмотрении сущности  права  важно учитывать  два аспекта:  1) формальный  –  то, что  любое  право есть прежде  всего регулятор; 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает  данный  регулятор.

Можно  выделить следующие подходы к  сущности права:

– классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю  экономически господствующего класса;

–общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями  общества.

Необходимо  различать объективное право  и  субъективное право.

Объективное право  – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли-ваемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство,  юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры  данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от  воли и сознания отдельного лица  и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера  юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права человека (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом,  принадлежат ему и зависят от  его воли и сознания.

Для полного  понимания права необходимо также  рассмотреть функции  права.  Функции  права – это  основные  направления правового  воздействия,  выражающие  роль права в упорядочении  общественных отношений.

Условно можно выделить  два  критерия, которые лежат в основе классификации  функций права:

1) это внешние, в соответствии с которыми выделяют  социальные функции права – экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию,оказывает специфическое педагогическое  воздействие на лиц);

2) внутренние, которые  вытекают из самой природы права.  Это регулятивная  и охранительная функции.

Источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические.

Материальные – коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в   экономических отношениях.

Идеальные – идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм.

Юридические – исходящие от государства или призна-ваемые им официально-документальные формы  выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

В юридической  литературе выделяются следующие источники  права:

Обычаи. Обычаи представляют собой многократно повторенные действия, совершаемые в одинаковых случаях жизни и обратившиеся в привычку.  Первоначально, действия люди совершают по внутреннему убеждению, по уверенности в том, что эти действия лучшие из всех. С течением времени такого вида убеждение теряется, а действия уже совершаются лишь потому, что “все так делают“. То есть, это уже обычай. В основном, обычай действует там, где государство еще недостаточно сложилось. Однако обычай имеет ряд крупных недостатков. Так, трудно распознать обычай, трудно отличить обычай от постоянного образа действий. Обычное право может изменяться. Но установить момент, с которого обычай, например, должен считаться отмененным, очень трудно. Творцом обычая является всегда некоторая группа лиц, которая стала совершать определенные действия из убеждения, что эти действия — самые подходящие для данного случая. Она нередко преследует свои интересы. Обычай, конечно, будет несправедливым.

В виду этих недостатков, обычай постепенно исчезает, уступая свое место закону, а также  актами органов управления. Обычай санкционированный государством становится  правовым. Правовой обычай – это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается  принудительной силой государства.  Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя,   трансформируясь, перерастали  постепенно в  санкционированные обычаи. Самыми  распространенными обычаями  при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи “око за око, зуб за зуб”, т.н. принцип “талиона”. Постепенно эти обычаи заменялись штрафом,  а штраф  по мере расслоения общества  на группы уже  приобретал дифференцированный характер.

В казахском  обществе обычаи служили основным  источником права. Соответственно, в  казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный  обычай. Основным актом, где были сосредоточены  правовые обычаи являлся свод законов  хана Тауке «Жетi Жар№ы». Правовой обычай является одним из главных источников права во многих странах, особенно азиатских  и африканских.

4)НОРМА ПРАВА

 

Право состоит  из действующих в данном обществе  юридических или  правовых норм  (норм  права).

Юридическая норма – первичная  “клеточка“ права, первичный “кирпичик“, из которого состоит здание права. Также можно сказать, что норма права есть частица содержания права, исходный структурный элемент его системы. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное,  которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Отдельно  взятая правовая норма или  группа норм  еще не есть право. Право  – это  система  правовых норм,  которая  в наиболее полном и  общем виде  выражает в  этих нормах  государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана  едиными закономерностями и  принципами, обусловленными  экономической,  политической  и  духовной структурой  общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество,  свойственное  праву в целом, лишь будучи включенной  в  его общую  систему.

В то же время норма права относительно  самостоятельное  явление, обладающее собственными специфическими  особенностями.

 

Признаки  правовой нормы

 

1. Норма права исходит от государства и является   официальным выражением  государственной воли.

2. Формальная  определенность  нормы  права, которая проявляется в том, что правовая норма издается и санкционируется государством и выражается в определенной, строго  установленной  форме (письменной).

Формальная  определенность связана  также  со структурой нормы права – специфическим  внутренним  строением и ее представительно-обязывающим  характером.

3. Норма права  охраняется от нарушений принудительной  силой  государства.

Именно  возможность  государственного принуждения  как гарантия реализации, охраны от нарушения –  специфический признак  правовой  нормы.

4. Нормы права складываются из  двух разновидностей  общеобязательных правовых предписаний:

1)  правил  поведения;

2)  исходных  (отправных, учредительных) норм.

исходные  положения и   направления  правового регулирования.

5. Норма права является  государственным   регулятором общественных отношений.

Норма права  – предписание общего характера  и рассчитана   не на отдельное, разовое отношение, не на конкретных лиц, а на множество сходных отношений  и на множество неперсонифицированных  адресатов, подпадающих под  условия  ее действия.

Правовая  норма отражает и регулирует наиболее   типичные, многократно повторяемые  отношения между  людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения  по поводу собственности, политической власти,  управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации  труда,  борьбы с преступностью.

6. Норма права – выступает и как  модель,  эталон,  мера, масштаб должного или возможного, разрешаемого или запрещенного поведения людей, и как критерий оценки правомерного и неправомерного, законного и противо-законного  поведения.

Таким образом, можно дать следующее определение  нормы  права.

Норма права – это установленное  государством или санкционированное  им  общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при  необходимости принудительной силой  государства.

5) Понятие, признаки и виды правовых отношений

Правоотношение - одна из центральных  правовых категорий, многие аспекты которой до сих пор относятся к числу дискуссионных в юридической науке. Такими аспектами являются соотношение правоотношений и юридических норм, признаки, сущность правоотношений, а также более детальные их характеристики.

Правоотношения можно  рассматривать в широком и  узком смысле, т.е. выделять два их вида по отношению к юридическим  нормам. Под правоотношением в  широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма  социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными.

Правоотношения, возникающие  до закона, служат источником юридических  норм, т.е. формируют общественную, а  значит, и государственную волю. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт (фактический состав). Они реализуют государственную волю, содержащуюся в юридических нормах, носящих общий (безличный) характер, гарантируются и охраняются государством. Их особый волевой характер выражается в том, что а) государственная воля независимо от субъекта правоотношения выражается в юридических нормах и б) проявляется индивидуальная воля участников правоотношений при их возникновении, изменении и прекращении. Государство в этом случае создает необходимые условия (экономические, политические, организационные и др.) для полной реализации этого вида правоотношений. Если же нарушается мера свободы управомоченного или обязанного лица, вступающих в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению. Правоотношения в широком смысле обеспечиваются самими их участниками, без участия государства.

Информация о работе Понятие государства и права