Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография
29 августа 2004 года Истомина Т.Н. прибыла поездом № 392 на ст. Могоча и пошла получать багаж. При получении багажа Истомина Т.Н. обратила внимание на неплотность упаковки багажа и при взвешивании обнаружилось, что вес багажа составил 58 кг.
21 сентября 2004 г. В Читинской дирекции по обслуживанию пассажиров был проведен разбор по случаю недостачи веса 15 кг., отправки 21787-1-73кг Забайкальск-Могоча. По результатам разбора был издан приказ № 10 о возмещении ущерба гр. Истоминой Т.Н. в размере 495 рублей.
Весовой считается недостача массы грузов навалочных, насыпных, наливных, а также перевозимых счетом мест при соответствии числа мест указанному в документах, если расследование установлено, что недостача – результат неправильного взвешивания или неправильного указания дорогой (отправителем) массы груза в перевозочных документах, неисправности тары при отсутствии признаков хищения, разъединения груза и перевозочных документов.
Под повреждением (порчей) груза подразумевается такое качественное его изменение, в результате которого материальные ценности пришли в негодное состояние или не могут быть полностью использованы по назначению и стоимостью их снизилась.
Основными причинами несохранности грузов является: предъявление груза к перевозке в нетранспортабельном состоянии (с признаками порчи, завышенной влажностью и т.д.); использование неисправной или нестандартной тары; нарушение правил погрузки; погрузка в неочищенные, неисправные вагоны и на открытый подвижной состав (когда это угрожает сохранности груза); небрежное выполнение погрузочно-разгрузочных работ; неправильное определение массы, заполнения перевозочных документов,, пломбирование вагонов, просчет мест; небрежная или неясная маркировка, а также отсутствие ее. Несохранности грузов способствует недостаточный контроль со стороны работников станции за погрузкой и выгрузкой грузов на подъездных путях и складах необщего пользования (когда это необходимо); просрочка в доставке несоблюдение температурного режима при перевозке скоропортящихся грузов; несоблюдение охранных мер; отсутствие замков на вагонах и контейнерах; неправильная или небрежная установка дверных заграждений и другого оборудования в вагоне. Значительный урон приносят аварии, крушения и пожары.
Важнейшее условие обеспечения полной сохранности грузов – точное выполнение требований ТУЖД РФ, Правил перевозок и стандартов по подготовке груза к перевозке, его упаковке, маркировке, приему, размещению в вагоне, транспортировке, выгрузке, хранению и выдаче. Ликвидации потерь способствуют также механизация погрузочно-разгрузочных работ; развитие контейнерных и пакетных перевозок; правильный выбор подвижного состава, тщательная подготовка его к перевозке конкретных грузов; ускорение доставки и сокращение дальности перевозки грузов; ограждение, достаточное освещение грузовых дворов, соблюдение в них пропускного режима, применение охранной сигнализации и промышленного телевидения; организация хранения и перевозки документов таким образом, чтобы посторонние лица не имели к ним доступа; перевозки автомобилей маршрутами или укрупненными группами вагонов в сопровождение военизированной охраны МПС РФ и в специализированных крытых вагона; широкое применение пломб-ярлыков, пломиб-запоров и т.д.
Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину железной дороги в несохранности груза. Вина дороги предполагается, а отсутствие ее должно быть доказано дорогой.
В ст. 108 ТУЖД РФ содержится перечень обстоятельств, доказанность которых железной дорогой может свидетельствовать об отсутствии ее вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза. Это:
причины, зависящие от отправителя или получателя груза (неправильная укладка в вагоне, неосторожность при погрузке или выгрузке и др.);
особые естественные свойства груза (образование налета ржавчины на металлических изделиях и др.);
недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза, использование нестандартной или несоответствующей свойствам груза тары при отсутствии следов ее повреждения (бочки дали течь в пути, отсутствовала мягкая прокладка между стеклянными изделиями в ящиках и др.);
сдача к перевозке груза с повышенной против нормы влажностью (из-за снижения влажности в пути может уменьшиться масса груза, хотя фактической утраты нет);
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые она не могла предотвратить. Ими могут быть непреодолимая сила, военные действия, блокада и др.[20]
В ст. 109 ТУЖД РФ содержится исчерпывающийся перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины железной дороги в несохранности груза. К этой группе относятся случаи, когда:
груз прибыл в исправном вагоне или контейнере с исправными пломбами отправителя или на исправном открытом подвижном составе без погрузки в пути, с исправной защитной маркировкой или увязкой и если другие факты говорят о сохранности груза. Все эти рекомендации подтверждают, что в пути доступа к грузу не было, и он прибыл в том же количестве, в каком был погружен;
недостача, порча или повреждение груза произошли из-за естественных причин, связанных с перевозкой на открытом подвижном составе (от атмосферных осадков, солнечных лучей, выветривания др.);
груз сопровождал проводник отправителя или получателя;
уменьшение массы не превышает установленной нормы естественной убыли и погрешность измерений массы нетто;
утрата, недостача или повреждение груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителями в транспортной железнодорожной накладной.
В указанных случаях железная дорога несет имущественную ответственность за не сохранность груза, если предъявитель претензии докажет вину железной дороги.
Ущерб, причиненный при перевозке, возмещается в следующих размерах: за утрату или недостачу – по действительной стоимости утраченного или недостающего груза; за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности. В УЖД 1964 года было установлено правило о том, что в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость груза, то ущерб возмещается в сумме действительной стоимости груза.[21]
В новом ТУЖД РФ это правило отсутствует, следовательно, в тех случаях, когда объявлена ценность груза, ни дорога, ни суд не должен проверять ее соответствие действительной стоимости груза. При необходимости для определения размеров ущерба приглашают экспертов.
Пассажир несет ответственность перед железной дорогой только при наличии вреда. В частности, это может быть причинение вреда вагону, в котором едет пассажир. Кроме этого, ответственность наступает и за провоз пассажиром запрещенных к провозу вещей, в частности, взрывчатых веществ. Некоторые действия пассажира могут повлечь помимо гражданской ответственности и иные формы ответственности, в частности, административную или уголовную.
Так по Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях в соответствии со ст. 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Данное правонарушение направлено против собственности, т.е. его объектом выступает собственность в различных формах. Объективную сторону выражают два противоправных действия, направленных на собственность другого лица. Эти действия могут выражаться: либо в уничтожении чужого имущества, т.е. приведении его в такое состояние, при котором оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением; либо в повреждении чужого имущества, когда оно становится непригодным к использованию без восстановления или исправления.
Объективная сторона данного правонарушения связывает ответственность за данное правонарушение с последствиями противоправных действий. Они не должны повлечь причинения значительного ущерба, при котором наступает уголовная ответственность. В КоАП не дается разъяснения, что следует считать незначительным ущербом.
Субъектами данного правонарушения являются граждане.
Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет вина в форме умысла. Комментируемый состав - один из немногих, содержащихся в КоАП, в котором законодатель прямо указал на форму вины - умысел. При совершении данного правонарушения умысел может быть прямым, когда лицо сознавало противоправность своих действий, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступления, и косвенным - лицо сознавало общественно опасный характер своих действий, предвидело возможность наступления вредных последствий, не желало, но сознательно допускало их наступление и если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.[22]
В уголовном кодексе РФ преступления связанные с транспортом вынесены в отдельную главу 27. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В частности статьи этой главы предусматривают ответственность за: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Объект преступления - безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации), которая заключается в способности последнего выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта. Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении ОАО «РЖД», а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения. Действия виновных подлежат квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества. Объективная сторона преступления включает: а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта; б) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба; в) причинную связь между деянием и наступлением последствий. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или ненаступление; при небрежности лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Потерпевшим, согласно главе 27, может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающее лицо и т.д.). Наказания за преступления предусмотренные гл. 27 УК РФ могут выражаться как в виде штрафов, так и в виде срока лишения свободы до 10 лет.[23]
договор перевозка пассажир багаж ответственность
Договор перевозки резко отличается от других хозяйственных договоров тем, что:
1 Конкретного документа - договора не составляется. Заполняются документы, подтверждающие заключение договора (проездной билет, транспортная железнодорожная накладная). Возможен электронный вариант проездного билета, транспортной железнодорожной накладной.
2 Предмет договора железнодорожной перевозки включает в себя элементы других гражданско-правовых договоров (хранения, подряда). Однако, цель договора железнодорожной перевозки – транспортировка пассажира, груза, багажа, грузобагажа. Она и обуславливает выделение договора в качестве самостоятельного договора.
3 В качестве перевозчика всегда выступает специализированная организация – железные дороги.
4 Заключению договора предшествуют особые преддоговорные отношения, обусловленные принятием железной дорогой заявки от грузоотправителя. Таким образом, еще до заключения договора у железной дороги и грузоотправителя возникают по отношению друг к другу права и обязанности.
Содержащий данные положения новый транспортный устав железных дорог, действующий с 17.01.1998 г. по сути своей мало отличается от Устава железных дорог 1964 г.
ТУЖД РФ в значительной мере отличаются от ранее действующего Устава своей более конкретной регламентацией норм. Так, ст. 3 ТУЖД РФ определяет основные понятия в контексте Закона (грузоотправитель, тарифное руководство, Правила перевозок грузов и др.); ст. 5 ТУЖД РФ четкий порядок разработки, утверждения и регистрации правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте; ст. 14 ТУЖД РФ предусматривает контроль за исполнением ТУЖД РФ со стороны МПС РФ, МАП РФ и иными исполнительными органами (например, транспортной прокуратуры).
Однако полагаю, что ТУЖД РФ нуждается в доработке.
1. Так, ст. 33 ТУЖД РФ предусматривает возложение имущественной ответственности на грузоотправителя за последствия, возникшие в результате недостоверных, неполных сведений, указанных им в накладной. Железной дороге предоставлено право выборочной проверки сведений, внесенных грузоотправителем в накладную.
Полагаю, не целесообразным предусматривать ответственность за вред, который можно избежать. Предлагаю в ст. 33 ТУЖД РФ включить нормы, обязывающие железные дороги проверять все сведения, внесенные грузоотправителем в накладную.
2. Ряд статей ТУЖД РФ относит к исключительной компетенции руководителя железной дороги такие вопросы, как установление повышенного сбора за хранение грузов (ст. 47 ТУЖД РФ), право заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей (ст. 67 ТУЖД РФ). Ранее действовавший Устав относил эти вопросы к компетенции начальников отделений дороги. ТУЖД РФ, учитывая переход в будущем на безотделенческую структуру управления железнодорожным транспортом, существенно ограничил рамки полномочий руководителей отделений дороги.