Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография
Причиненный потребителю нарушением его прав моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии вины последнего (в отличие от возмещения имущественного вреда, обязанность возместить который возникает, по общему правилу, независимо от вины). Компенсация морального вреда осуществляется, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, по решению суда, в денежной форме. Судебная практика складывается таким образом, что зачастую размер компенсации морального вреда определяется судом по аналогии с размером возмещения иного вреда и (или) убытков, то есть – суд взыскивает компенсацию имущественного вреда, например 10 тысяч рублей, и ровно столько же – компенсацию морального вреда.[11]
Основные нормы, регулирующие договор перевозки, включены в Гражданский кодекс Российской Федерации впервые. В них установлено, что в связи с особыми условиями производственной деятельности железнодорожного транспорта, отличающейся от всех других отраслей народного хозяйства, дороги, пассажиры, отправители и получатели грузов несут материальную ответственность по перевозкам не по общим гражданским законам, а на основании транспортных уставов и кодексов.
Эти особые производственные условия заключаются в следующем. Свои главные задачи (перевозку пассажиров, выполнения заявок на перевозку, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения) железные дороги осуществляют не односторонне, а совместно с пассажирами, отправителями и получателями. В процессе перевозки вагоны и погруженные в них багаж, грузобагаж некоторое время находятся в распоряжении отправителей и получателей (погрузка и выгрузка на подъездных путях и средствами клиентуры на станциях; определение массы, пломбирование вагонов и т.д.). Ритмичность работы дорог может быть обеспечена при равномерном предъявлении грузов к перевозке и своевременной разгрузке вагонов. Поэтому дороги не могут нести одностороннюю ответственность за своевременное выполнение перевозочных операций, за сохранность багажа, грузобагажа при погрузке и выгрузке из вагонов средствами отправителей и получателей, за правильность определения массы и количества мест при взвешивании и пломбировании контейнеров отправителями.[12]
Существенным отличием от ранее действовавшего Устава железных дорог СССР является не принципиальный подход к объектам ответственности (они остались практически прежними), а размеры ответственности и их единицы.
Ответственность сторон за невыполнение согласованных заявок на перевозки выражается в определенных размерах минимального размера оплаты труда[13]. За неправильное указание в накладной наименования груза и его свойств штраф равен пятикратному значению провозных платежей[14]. За задержку контейнеров сверх сроков, предусмотренных в ТУЖД РФ, штраф исчисляется в минимальных размерах оплаты труда[15].
Основной принцип всех положений и норм ответственности – неукоснительное выполнение нормативных актов. Поэтому любые предварительные соглашения дороги с отправителями или получателями, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на дорогу, отправителей или получателей считаются недействительными, а всякие отметки об этом в накладной, если они не предусмотрены Уставом и Правилами перевозок, не имеют силы.
По договору перевозки, наличие и содержание которого удостоверяется накладной, дорога обязана доставить в целости и сохранности вверенный ей отправителем багаж, грузобагаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель – оплатить стоимость перевозки. Эти юридические отношения, оформляемые договором перевозки, и вытекающие из них обязанности, права и ответственность резко отличают договор перевозки от всех других хозяйственных договоров (договора поставки и др.)
Совокупность всех положений и норм, регулирующих ответственность по перевозкам и материальные отношения между транспортными организациями и отправителями, получателями, пассажирами, составляет содержание транспортного права.
Если Устав железных дорог не решает какого-либо вопроса, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.
Таким образом, особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их не использование, т.е. за не выполнение заявки[16].
В большинстве случаев ТУЖД РФ ограничивает ответственность участников перевозки точно установленными пределами. Чаще всего он определяет имущественную ответственность сторон в виде уплаты штрафа или возмещения убытков.
ТУЖД РФ и Правила перевозок предусматривает материальную ответственность дорог, пассажиров, отправителей и получателей за несохранность перевозимого грузобагажа и багажа; просрочку в доставке грузов и багажа; задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения; нарушение ряда других положений Устава и Правил перевозок.
Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является, по нашему мнению, одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой, сроки доставки пассажиров должны соблюдаться. И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.
Статья 795 Гражданского кодекса устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.. Транспортный устав железных дорог в ст. 110 уже конкретизировал положения ст. 795 Гражданского кодекса, установив, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.[17]
Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если нее докажут, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.[18]
Только эти условия могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку пассажира. Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки.
Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии лили крушении транспортного средства. Статья 113 Транспортного устава железных дорог устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. указанная норма носит отсылочный характер.
Истица гр. Клименко О.В. предъявила иск к ГУП «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации причиненного морального вреда.
Истица обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. 7 сентября 2001 года истица с мужем и дочерью ехала до ст. Александровка на электропоезде, отправившемся со ст. Чита-2 в 20 часов 20 минут местного времени. Ехали они в предпоследнем вагоне. По прибытию на ст. Александровка все приготовились к выходу, то есть подошли к дверям тамбура. Электропоезд остановился, двери открылись, пассажиры стали выходить, первым вышел муж истицы с дочерью, затем шла она.
В момент, когда она стала спускаться по ступенькам, держась при этом за поручень, машинист закрыл двери, предварительно не сделав объявления «Осторожно, двери закрываются» и ее правая рука оказалась зажатой дверьми. Она стала кричать, на платформе возникла паника, люди, не зная как помочь, стали стучать по вагонам, кричать. Машинист, ничего не заметив, дал гудок к отправлению, после чего кто-то из пассажиров сорвал стоп-кран и двери открылись. Истица успела выйти из вагона и через несколько секунд двери вновь закрылись. В результате случившегося дочь истицы была сильно испугана, кричала, у нее случилась истерика, сама истица тоже была в шоке. Ее правая рука онемела. На даче она и дочь принимали успокоительное. Вернувшись с дачи 10.09.2001 года она обратилась в травматологический пункт, там ей сделали снимок, оказалось, что защемлен нерв. Истица просит суд взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию причиненного ей морального вреда в размере 10000 рублей.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы, решил, исковые требования Клименко О.В. удовлетворить частично. Взыскать с ГУП «Забайкальская железная дорога» в пользу Клименко О.В.компенсацию причиненного морального вреда в размере 1000 рублей.
Помимо ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, перевозчики несут ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в следующих случаях:
- утраты, недостачи или повреждении багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности;
- утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного ил недостающего багажа либо в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает отправителю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Ответственность дороги за сохранность перевозимых грузов возникает с момента приема их к перевозке и прекращается в момент выдачи получателю или передачи согласно установленным правилам другому предприятию или организации. К несохранности грузов при перевозке относятся: хищение, недостача массы или мест, утрата, порча или повреждение груза. Дорога обязана возместить грузовладельцу причиненные убытки.
Груз считается полностью утраченным, если дорога не может выдать его получателю в установленный срок независимо от причин (фактическая утрата, засылка, выдача получателю, хищение, уничтожение и др.). Получатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения его стоимости по истечении 30 суток после окончания срока доставки, а при перевозке в прямом смешанном сообщении – через четыре месяца со дня приема к перевозке. Если впоследствии груз будет найден и доставлен по назначению, получатель может получить его при условии возврата дороге полученного от нее возмещения за утрату[19].
Как хищение учитываются недостачи грузов, обнаруженные при срыве пломб, пломб-запоров, следах их подделки и повреждения; проломе крыши, пола и стен вагона или насильственных повреждениях их люков, проломах складов, через которые груз могли похитить; следах насильственного вскрытия тары грузовых мест; вскрытии замков и пломб на дверях складов; признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (нарушение креплений, защитной маркировки и т.д.); прочих обстоятельствах, если факт хищения груза установлен расследованием.
Груз считается прибывшим с недостачей (частичной утрой), если он доставлен по назначению и выдан получателю в меньшем количестве (мест, массы или объема), чем это указано в накладной. К недостачам относятся нехватки мест груза: принятого к перевозке счетом мест и погруженного в вагон средствами дороги, происшедшие из-за недогрузки; погруженного средствами отправителя и прибывшего в вагоне с исправными пломбами пункта погрузки или на открытом подвижном составе (или в неисправном вагоне с неисправными пломбами, с пломбами попутных станций), если установлено, что недостача произошла не из-за хищения; происшедшие в результате разъединения груза и перевозочных документов.
30 августа 2004 года в Читинскую Дирекцию по обслуживанию пассажиров обратилась гр. Истомина Т.Н. с заявлением о возмещении ущерба в размере 12929 рублей, согласно коммерческого акта АЯ 614675, полученного 27 августа 2004 года от начальника ст. Забайкальск Савиной Н.В. Из заявления следует, что Истомина Т.Н. в 15 часов местного времени оформила багаж в багажном отделении, багаж находился в двойных сумках, обмотанных желтым скотчем. По совету приемосдатчика Истомина приобрела мешок белого цвета за 80 рублей и упаковала сумки в мешок, который затем взвесили, вес составил 73 кг. Затем мешок зашили нитками, которые дала приемосдатчик, вокруг обвязали зеленым шнуром, который также дала приемосдатчик. Мешок был упакован плотно, без пустот. Во время оплаты багажа через билетную кассу предложения об оценке багажа не поступило.