Перевозка пассажиров и багажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.

Содержание

Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

перевозка_пассажиров_багажа.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Кроме указанных прав пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать правила, установленные на каждом виде транспорта. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций. За нарушение этих положений пассажир может быть привлечен к административной ответственности.

При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых запрещена, перевозчик имеет право прекратить действие договора перевозки багажа и пассажира. Отправитель багажа уплачивает при этом штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с Законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административной или уголовной ответственности[10].

Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, как упоминалось выше, является проездной билет. Он удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы.

Одной из важных гарантий прав пассажира является его возможность отказа от поездки, т.е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) на поезда дальнего и местного следования не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. При наличии возможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских железных дорог. Возврат денег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогой при наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира в билетную кассу.

Каждый пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа (билета) пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.

Пассажир имеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории с разрешения начальника поезда (механика-бригадира). В этом случае пассажир должен заявить об этом начальнику поезда (механику-бригадиру) через проводника вагона. При занятии места в вагоне более высокой категории пассажир оплачивает разницу в стоимости проезда начальнику поезда (механику-бригадиру).

В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Кроме этого, пассажиры, как правило за отдельную плату имеют право на дополнительный комплекс услуг. В частности, при проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.

Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В поездах дальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.

Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату для перевозки багаж, а железная дорога обязана принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или почтово-багажным поездом. Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж, а отправители - грузобагаж с объявленной ценностью, за что взимается сбор. Если у работника железнодорожной станции возникли сомнения в правильности оценки пассажиром или отправителем своего багажа или грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия пассажиром или отправителем багажа или грузобагажа для проверки. Стоимость багажа или грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Продукты питания перевозятся багажом или грузобагажом без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Собственно, обязанностей у пассажира две: купить билет и соблюдать правила поведения при осуществлении перевозки

Для проезда в поезде сообщения пассажир обязан приобрести проездной билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы, либо проездной билет на поездах дальнего следования. Нарушение пассажиром данного обязательства ведет к недействительности договора перевозки. Пригородный билет для разовой поездки туда действителен на одну поездку туда в соответствии с датой, указанной в нем. На проезд обратно билет действителен в течение одних суток, не считая дня продажи, а также общевыходных и праздничных дней. Если срок действия пригородного билета заканчивается в пути, билет является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.

Пассажир обязан оплатить багаж (в том случае, если он у него есть). Багаж и грузобагаж принимаются к перевозке без вскрытия упаковки. В случае если багаж или грузобагаж предъявлен в неисправной упаковке, железная дорога отказывает в приеме его к перевозке. Запрещается перевозить в составе багажа или грузобагажа деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т. п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа или грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или железной дороге. Пассажир обязан соблюдать правила хранения багажа. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажир. Не допускается сдача на хранение в ручной клади денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии на железнодорожной станции специализированной камеры хранения.

Пассажир обязан соблюдать правила внутреннего распорядка на поездах дальнего следования и пригородного сообщения. В пассажирских вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается в установленных для этого местах. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается. В случае нарушения порядка пассажир может быть удален из поезда без возвращения ему денег, потраченных за билет.

Железнодорожники и органы правопорядка имеют право удалить пассажира из поезда в случаях, установленных Правилами. Лица, имеющие право на удаление пассажира из поезда следующие:

а) работники органов внутренних дел - если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;

б) врачебно-медицинский персонал - если он находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и при этом нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае начальник железнодорожной станции по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему денег в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета).

 

2.2 права и Обязанности перевозчика

 

По договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение на получение багажа, грузобагажа лицам.

В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взымания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.

Перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправителя и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозов багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категории льготах. За выдачу справок в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, взымается плата в порядке определенном правилами перевозок.

Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.

Одним из важных условий договора является своевременная доставка пассажира в определенное место. Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий. Следует отметить, что статья подобного содержания включена в Гражданский кодекс впервые. Перевозчик несет ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

Истец Гр. Лурье Е.А. предъявила иск к ответчику ФГУП «Забайкальская железная дорога» о взыскании морального вреда ссылаясь на то, что она проживает на ст. Домна и на работу до г. Читы она вынуждена ежедневно добираться на электропоездах. На период с 16 июля по 15 сентября 2001 года ею были приобретены абонементные билеты. Электропоезда с 17 июля постоянно опаздывали на значительное время до 9 часов. О точном времени задержек поездов не сообщалось. Неоднократно поезд останавливался в 3-4 км от ст. Домна и она вынуждена была идти пешком, т.к. о продолжительности остановки также ничего не сообщалось. На ст. Домна посадка и высадка пассажиров могла производиться на 3-4 пути, при этом на 1-2 пути могли стоять грузовые поезда, поэтому при отсутствии железнодорожного моста ей приходилось добираться под составами. Кроме того, у нее малолетний ребенок в возрасте 1 года, которому она не могла уделять достаточно внимания. Из-за задержек поездов у нее возникло нервное заболевание и она была вынуждена обращаться за медицинской помощью. Истица просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Рассмотрев материалы дела суд установил, что между истицей и ФГУП «Забайкальская железная дорога» заключен договор перевозки в соответствии со ст. 786 ГК РФ. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Кроме того, отношения между истицей и ответчиком регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя», поскольку Забайкальская железная дорога оказывает услуги по перевозке пассажиров.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит возмещению моральный вред, причиненный потребителю в следствии нарушения его прав при наличии вины исполнителя. Заключая договор перевозки, Лурье Е.А. обоснованно рассчитывала на надлежащее исполнение условий договора. Вместе с тем, по вине перевозчика условия договора систематически нарушались, услуга оказывалась ненадлежащим образом. Поэтому суд обоснованно удовлетворил требования истицы и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.

Информация о работе Перевозка пассажиров и багажа