Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография
Представленные вместе с накладной документы должны быть перечислены в графе четвертой накладной с указанием их наименования и номера и прикреплены к накладной.
Железная дорога выдает отправителю бланки накладных за плату[6].
За недостоверное, неточное, неполное указание сведений о багаже, при перевозках которых требуются особые меры предосторожности, за отправление запрещенных для перевозок вещей или за неправильное указание свойств багажа, отправитель несет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 113 ТУЖД РФ.
Железная дорога имеет право выборочно проверять достоверность сведений, указанных отправителем в накладной[7].
Полагаю, что данное положение требует пересмотра, так как целесообразней было бы наделить железную дорогу не правом выборочной проверки сведений, указанных в накладной отправителем, а обязанностью проверять все сведения. Это позволит избежать различного рода происшествия (пожары, крушения и т.п.), которые смогут возникнуть, например, из-за отправления вещей, запрещенных к перевозке, а следовательно и затраты материальных средств и времени на восстановление транспортного хозяйства. Тем более, что нередки случаи, когда отправители не могут сразу возместить сумму ущерба, причиненного дороге. Возмещение ущерба может растянуться на годы, что естественно сказывается на материальном благополучии дороги.
В условиях развития систем связи необходимо особо отметить оформление электронной накладной.
Электронная накладная заполняется и передается с использованием технических и программных средств Автоматизированной информационной системы организации перевозок по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ) на железнодорожном транспорте. При этом АИС ЭДВ должна обеспечивать сохранность данных электронной накладной, соблюдение конфиденциальности и защиту от несанкционированного доступа к сведениям. Заполнение электронной накладной может производиться только с автоматизированных рабочих мест (АРМ), зарегистрированных как абонентские пункты АИС ЭДВ.
Подтверждением заключения договора перевозки в электронном виде является получение в АИС ЭДВ из АРМ отправителя нулевого кода приема сообщения с электронной накладной и выдачи отправителю квитанции о приеме багажа. Заполнение электронной накладной по реквизитам правомочного лица производится: отправителем, станцией отправителя, станциями в пути следования, станцией назначения.
Проездной билет пассажира также оформляется при помощи технических и программных средств называемых Автоматизированная система управления «Экспресс» (АСУ «Экспресс»). АСУ дает возможность кассиру-оператору практически моментально рассчитать маршрут следования пассажира по всей территории РФ. Также данные хранящиеся в базах данных АСУ «Экспресс» используются органами внутренних дел на транспорте для выявления лиц объявленных в местный и федеральный розыск.
Продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" и по ручной технологии. [8]
Преимущество электронного заполнения проездных и перевозочных документов очевидно. Значительно сокращаются затраты времени, связанные с заключением договора перевозки, уменьшается документооборот.
Таким образом, предметом договора перевозки являются транспортные услуги, т.е. услуги по перемещению (транспортировке) пассажиров, багажа. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку, но и иные действия, в частности хранение, выдачу багажа получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке багажа, а также выполнение погрузо-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Обязанность перевозчика обеспечить хранение багажа свидетельствует о наличии элементов, характерных для договора хранения.
Юридическая природа любого договора определяется его основной целью. Такая цель в договоре перевозки – транспортировка и доставка пассажиров, багажа в пункты назначения. Погрузка и выгрузка багажа, его хранение, выдача лишь сопутствует цели договора. Она и обуславливает выделении договора перевозки в качестве самостоятельного вида договора.
Сторонами договора являются с одной стороны перевозчик конкретная организация занимающаяся перевозками пассажиров, а с другой стороны, лицо, достигшее 14 летнего возраста. Лица, не достигшие этого возраста вправе ездить только в сопровождении родителей. Следует отметить, что перевозки пассажиров могут быть разовые и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться только в одну сторону или туда и обратно.
В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором – договором между перевозчиком и пассажиром. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Перевозка пассажиров представляет собой безвозмездный договор, однако имеется большой круг пассажиров, которым предоставлено право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, как в пригородном сообщении, так и при дальнем следовании. В этих случаях расходы транспортной организации возмещаются из средств соответствующего бюджета.
При оформлении проездного документа (билета) пассажиру, имеющему право на бесплатный или льготный проезд и следующему с пересадками, билетный кассир первоначальной станции отправления на бесплатном или льготном проездном документе (билете) указывает полный путь следования такого пассажира от первоначальной до конечной станции с учетом пунктов пересадки. При этом проездной документ (билет) оформляется по кратчайшему маршруту следования поездов не более чем с тремя пересадками. В пункте пересадки бесплатный или льготный проездной документ (билет) на дальнейший путь следования оформляется в обмен на уже использованный бесплатный или льготный проездной документ (билет), выданный на предыдущий путь следования.
Использованный бесплатный или льготный проездной документ (билет) должен быть предъявлен в пункте пересадки для дальнейшего оформления проезда в течение 24 часов с момента прибытия поезда, в котором следовал пассажир.
На новом бесплатном или льготном проездном документе (билете) билетный кассир указывает оставшийся путь следования пассажира.[9]
В качестве перевозчика пассажиров выступает железная дорога – Открытое Акционерное Общество Российские Железные Дороги (ОАО РЖД). Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Гражданину может быть отказано в перевозке в случаях когда:
- на транспортном средстве не окажется свободных мест;
- перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- пассажир находится в нетрезвом состоянии
- пассажир не подчиняется правилам, действующим на железнодорожном транспорте.
При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта, Правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.
Пассажир имеет право:
а) приобретать проездные документы (билеты) на любой поезд и в любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров;
б) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
в) провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяется Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;
г) сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом;
д) делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;
е) продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а в случае непредоставления пассажирам мест в поезде - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места;
ж) выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
з) возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов, либо вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты;
и) переоформить проездные документы (билеты) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания дополнительных платежей в случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда, согласованного для переприцепки такого вагона. Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, на согласованный поезд от железнодорожной станции пересадки;
к) продлить срок действия проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов (билетов).
Проезд детей в поездах дальнего и местного следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:
а) не позднее чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
б) менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
в) менее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается;
г) получить обратно деньги при возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда, на который оформлен проездной документ (билет), - в размере стоимости проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда - в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный настоящим пунктом.
Независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда деньги в размере стоимости проезда выплачиваются в случае отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления указанного в проездном документе (билете) места или несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира на согласованный поезд в пункте пересадки, произошедшем по вине железной дороги.
Пассажир имеет право получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращаются деньги в размере стоимости проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, - в размере стоимости проезда.
В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет).