Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография
Введение
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1 Права и обязанности пассажиров
2.2 Права и обязанности перевозчика
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1 Общая характеристика и особенности ответственности
3.2 Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира
3.3 Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа
3.4 Ответственность пассажира
Заключение
Библиография
В жизни любой страны транспорт занимает особое место.
Транспортная деятельность как отрасль производства сама не создает каких-либо материальных ценностей, но, перемещая продукцию промышленного и сельского хозяйства из мест производства к местам ее потребления, продолжает и завершает процесс материального производства.
Общим понятием «транспорт» охватываются все виды магистрального транспорта общего пользования, составляющего единую транспортную систему России (транспортный комплекс): железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный.
Сегодняшняя раздробленность транспортного комплекса не позволяет с полной мощью реализовать свое назначение в потребностях экономики и населения в осуществлении перевозочного процесса.
Значительный объем пассажирских перевозок в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту.[1]
Железнодорожный транспорт в настоящее время единственный вид транспорта, находящийся в федеральной собственности.[2] Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии государства, определяет особые условия функционирования и развития железнодорожного транспорта.
Переход государства к рыночной экономике и реформирование социально-экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые, более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставленных услуг населению, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.
Первым шагом в решении поставленных задач стала разработка новой законодательной базы.
В 1995 году принят Федеральный Закон «О федеральном железнодорожном транспорте». С марта месяца 1996 года вступила в силу Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, установившая общие положения перевозок (гл. 40 «Перевозка»).
Важнейшим правовым актом в этой сфере стал Федеральный Закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (ТУЖД РФ), введенный в действие 17.01.98 г.
ТУЖД РФ восьмой по счету нормативный документ (аналогичные нормы были приняты в России и СССР в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954 и 1964 годах), регулирующий основные условия перевозок пассажиров и грузов, отношения между железными дорогами, с одной стороны, пользователями транспортных услуг и другими видами транспорта – с другой, права, обязанности и ответственность сторон при договорных и внедоговорных отношениях, связанных с публичной деятельностью железнодорожного транспорта в России.
ТУЖД РФ содержит ряд новшеств по сравнению с Уставом железных дорог Союза ССР 1964 года.
ТУЖД РФ определяет в главе VI порядок заключения договора перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.
Договор перевозки груза не сопровождается составлением конкретного документа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями.[3]
Чтобы обеспечить более полно правовое регулирование перевозок на железнодорожном транспорте, ОАО РЖД разрабатывает целый ряд правил в области перевозок.
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Правила перевозок утвержденные на основании Устава железных дорог Союза ССР применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, ТУЖД РФ, Федеральному Закону «О федеральном железнодорожном транспорте».
В ТУЖД РФ введены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что является основной для равноправных партнерских отношений. Так, железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
В ТУЖД РФ также включены нормы, подтверждающие различное правовое положение железных дорог и пассажиров, отправителей (получателей) багажа. Так, неподача претензии получателем к железной дороги лишает его права на иск. Однако железная дорога имеет право сразу обратиться с иском в суд.
Следовательно, отношения по перевозке пассажиров и багажа осложнены тем, что включают в себя три рода правоотношений, регулируемых нормами ТУЖД РФ, нормами гражданского права и Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, основными задачами нашего исследования являются:
1. Анализ действующего транспортного законодательства (Транспортного устава железных дорог РФ).
2. Выделение особенностей договора железнодорожной перевозки пассажиров и багажа.
3. Анализ защиты прав потребителей в сфере перевозок ЖД транспортом.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
- аналитический;
- сравнительно-правовой.
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
Договор перевозки является самостоятельным видом договора. Договор перевозки пассажира есть соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).
Договор перевозки пассажира является консенсуальным и оформляется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном транспорте формы билетов устанавливаются Министерством путей сообщения. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы.
В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира:
- цена;
- дата, время отправления;
- пункт отправления;
- пункт назначения;
- дата, время прибытия в пункт назначения;
- номер поезда, вагона, места;
- фамилия и инициалы пассажира;
- тип и номер документа, который предъявило лицо при покупке билета и т.д.[4]
В соответствии с пунктом 12 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1311) оформление проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), а для оформления льготного или бесплатного проездного документа (билета) - и документов, дающих право на льготы.
Проездной документ (билет) выдается за наличный расчет, по безналичному расчету или бесплатно.[5]
Договор перевозки багажа, тесно связанный с договором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст. 786 ГК РФ выражение «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключенным только после фактической передачи вещей перевозчику.
Особенностью договора перевозки багажа на железнодорожном транспорте является то, что конкретного документа – договора не составляется. Основным перевозочным документом является транспортная железнодорожная накладная. Причем накладная не рассматривается в качестве договора перевозки багажа. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю багажная квитанция о приеме багажа лишь подтверждают заключение договора перевозки багажа. Накладная является основным перевозочным документом, который сопровождает багаж в пути его следования, и выдается вместе с ним грузополучателю.
Большое значение имеет накладная при разрешении имущественных споров между железной дорогой, грузоотправителем и грузополучателем, особенно в случае не сохранности перевозки. Багажная квитанция имеет доказательственное значение в отношении факта заключении договора перевозки и служит основанием для предъявления требований к железной дороги в случае утраты багажа и накладной.
Забайкальское региональное управление Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ предъявило иск к: 1) ОАО «Российские железные дороги» и 2) ЗАО «Ланк» о взыскании с ответчиков 2223 руб. 00 коп. ущерба, причиненного недостачей багажа, прибывшего 25.07.2002 г. в почтово-багажном поезде №904 по железнодорожной отправке (перевозочный документ на багаж А2020000 №594079 от 17.07.2002 г.) сообщением от станции Москва – отправитель ЗАО «Ланк» до станции Чита2 в адрес получателя в/ч 2543, являющейся структурным подразделением Забайкальского регионального пограничного управления Федеральной пограничной службы РФ (истца по делу).
Перевозчик (ответчик-1) иск не признал считая, что истцом нарушен порядок приемки спорного багажа, не составлен коммерческий акт, подтверждающий не сохранную перевозку, нарушен претензионный порядок, предусмотренный Транспортным уставом железных дорог РФ, пропущен годичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 142 ТУЖД РФ.
Грузоотправитель (ответчик-2 по делу) исковые требования не признал, полагая, что в процессе транспортировки была нарушена целостность одной упаковки, что привело к утрате одной из коробок с блоком бесперебойного питания компьютера весом 6 кг. стоимостью 2223 руб. 00 коп.
Возникшие между сторонами гражданские права и обязанности урегулированы нормами главы 40 Гражданского кодекса РФ, нормами Федерального закона от 08.01.98 г. №2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог РФ».
Порядок разрешения споров, возникающих из договора перевозки железнодорожным транспортом, предусмотрен нормами главы 7 ТУЖД РФ (акты, претензии, иски).
Так, согласно ст. 134 ТУЖД РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, других организаций, а также пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, при этом коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.
Из материалов следует, что получателем спорного багажа (истцом по делу) багаж получен от перевозчика 25.07.2002 г. Без замечаний, в технически исправном состоянии, без признаков нарушения упаковки и маркировки, при этом с подтверждением соответствия количества мест 17, но не соответствия их наименованию в перевозочном документе.
Рассмотрев материалы по делу Арбитражный суд Читинской области согласился с доводами ответчика-1, заявившем об истечении срока на предъявление иска и принял решение отказать в иске.
Учитывая важную роль, которую играют перевозочные документы в процессе перевозки, их форма и порядок заполнения утверждаются МПС России.
Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей.
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменений сведений, внесенных отправителем в перевозочный документ, отправитель заполняет новый бланк такого документа.
Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции.
Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат ее кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками, местах бланков перевозочных документов.
Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России.
Вместе с накладной отправитель должен предъявить документы, предусмотренные различными Правилами перевозок.