Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

Содержание

Введение
3
Понятие территориальных основ местного самоуправления
4
1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований
7
1.2 Состав территории муниципального образования
10
1.3 Местное сообщество как муниципально-правовая категория
12
1.4 Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения
15
Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях
20
2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения
21
2.2 Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
24
2.3 Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития
27
2.4 Организация местного самоуправления на приграничных территориях
29
Заключение
30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 132.26 Кб (Скачать)

В 18 районах Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - администрации районов Санкт-Петербурга. А жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, располагающихся  в границах районов. Всего на территории Санкт-Петербурга создано 111 муниципальных  образований. 
Органами местного самоуправления в городе Санкт-Петербурге являются муниципальный совет, состоящий из депутатов, избираемых населением; глава муниципального образования (муниципального округа, города, поселка); местная администрация; контрольный орган. 
Специфику организации местного самоуправления в городе Санкт-Петербург, как и в городе Москве, обусловливает то, что перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, а местные налоги и сборы устанавливаются специальными законами указанных субъектов Федерации.

Законодательство допускает и  возможность зачисления установленных  источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами этих субъектов  Российской Федерации.

Органы государственной власти городов федерального значения также  самостоятельно могут производить  передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленных для  этих муниципальных образований  законами указанных субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

В закрытых административно-территориальных  образованиях (ЗАТО) муниципальные  образования могут создаваться  только в статусе городских округов. Такое требование законодательства обусловлено тем, что ЗАТО образуются по решению Президента Российской Федерации, режим управления и организации  обеспечения жителей необходимыми публичными услугами регулируется специальным  законом Российской Федерации об административно-территориальных образованиях.

Поскольку в пределах ЗАТО, как  правило, могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового  поражения, переработке радиоактивных  и других материалов, военные и  иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим  безопасного функционирования и  охраны государственной тайны, в  том числе, специальные условия  проживания граждан.

Порядок образования, организация  и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности  территории, на которой создано ЗАТО.

В связи с вышеназванными особенностями  на органы местного самоуправления ЗАТО, как правило, возлагаются дополнительные полномочия. Например, помимо полномочий органов местного самоуправления, направленных на решение вопросов местного значения, на органы местного самоуправления могут  быть возложены обязанности по координации  деятельности предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; по разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе.

Дополнительными полномочиями органов  местного самоуправления ЗАТО могут  являться:

- участие совместно с руководителями  предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых  созданы закрытые административно-территориальные  образования, и органами федеральной  службы безопасности в определении  пропускного режима в закрытом  административно-территориальном образовании,  за исключением режимных территорий  предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних  контролируемых и (или) запретных  зон;

- по согласованию с органами  федеральной службы безопасности  право давать разрешение на  въезд граждан в закрытое административно-территориальное  образование и выезд из него, за исключением режимных территорий  предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних  контролируемых и (или) запретных  зон;

- осуществление контроля за  санитарно-эпидемиологическим, радиационным  и экологическим состоянием территории  закрытого административно-территориального  образования, за исключением режимных  предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних  контролируемых и (или) запретных  зон, которые подлежат ведению  уполномоченных на то государственных  контрольных и надзорных органов.  При этом органы местного самоуправления  обязаны информироваться о результатах  таких проверок;

- внесение предложений в соответствующие  органы государственного и военного  управления о проведении инспекционных  проверок по соблюдению особого  режима и обеспечению достаточных  мер для защиты населения закрытого  административно-территориального  образования от воздействия радиоактивных  и других материалов, представляющих  повышенную опасность.

В настоящее время в Российской Федерации создано 43 закрытых административно-территориальных  образования. 
Дополнительными полномочиями может быть наделен и руководитель муниципального образования ЗАТО. Например, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта обязан осуществлять меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимать решение об эвакуации населения.

Законом могут быть установлены  пределы нормотворчества органов  местного самоуправления ЗАТО. Например, правовые акты органов местного самоуправления в отношении ЗАТО могут действовать  ограничено, поскольку решение некоторых  вопросов, связанных с обеспечением охраны государственной тайны в  ЗАТО, возложено на соответствующие  федеральные органы исполнительной власти.

В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель. 
Формирование бюджета ЗАТО также имеет определенные особенности. Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке, определяемом Правительством России, поскольку статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития

Особым видом муниципальных  образований являются наукограды Российской Федерации, создающиеся со статусом городских округов. Специальный  федеральный закон устанавливает  критерии, при наличии которых  муниципальному образованию может  быть присвоен статус наукограда Российской Федерации. Это обязательно должно быть муниципальное образование  с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные  разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. 
Статус наукограда Российской Федерации муниципальному образованию может быть присвоен Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет. В настоящее время в Российской Федерации создано 7 наукоградов: в г. Обнинске Калужской области, в г. Королеве Московской области, в г. Дубна Московской области, в рабочем поселке Кольцово Новосибирской области, в г. Мичуринске Тамбовской области, в г. Фрязино Московской области, в г. Реутове Московской области.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда Российской Федерации, должно отвечать следующим  критериям: 
- весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования; 
- в уставе муниципального образования или в ином нормативном акте, принятом в установленном порядке органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовке кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.

Представительный орган местного самоуправления, муниципальному образованию  которого присвоен статус наукограда Российской Федерации, вправе ходатайствовать  о досрочном прекращении действия такого статуса. 
Финансирование муниципального образования - наукограда Российской Федерации также имеет свои особенности. Например, финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных источников финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4  Организация местного самоуправления на приграничных территориях

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях  должны определяться специальным законом. В настоящее время таким законом  является Закон Российской Федерации  от 1 апреля 1993 г. «О Государственной  границе Российской Федерации»10. 
Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особенности хозяйственной, промысловой  и иной деятельности, связанной с  пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий  в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или  частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные  лица местного самоуправления по пограничным  вопросам. 

Заключение

Территориальные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения11.

 В соответствии с Конституцией  Российской Федерации местное  самоуправление осуществляется  в городских, сельских поселениях  и на других территориях. Развивая  это конституционное положение  Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации" определяет, что границы  территорий муниципальных образований  -городов, поселков, станиц, районов  (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных  образований устанавливаются уставами  муниципальных образований в  соответствии с законами субъектов  Российской Федерации. При этом  допускается возможность осуществления  местного самоуправления в муниципальных  образованиях, представляющих собой  часть поселения или несколько  поселений, объединенных общей  территорией, а также наличие  в границах территории муниципального  образования других муниципальных образований».

Информация о работе Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях