Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

Содержание

Введение
3
Понятие территориальных основ местного самоуправления
4
1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований
7
1.2 Состав территории муниципального образования
10
1.3 Местное сообщество как муниципально-правовая категория
12
1.4 Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения
15
Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях
20
2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения
21
2.2 Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
24
2.3 Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития
27
2.4 Организация местного самоуправления на приграничных территориях
29
Заключение
30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 132.26 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

  1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

4

1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований

7

1.2 Состав территории муниципального  образования

10

1.3 Местное сообщество как муниципально-правовая категория

12

1.4 Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения

15

  1. Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

20

2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения

21

2.2  Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

24

2.3  Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития

27

2.4  Организация местного самоуправления на приграничных территориях

29

Заключение

30

Список использованной литературы

33

Приложение А: «Местное самоуправление в РФ»

34

Приложение Б: «Виды функций местного самоуправления»

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны  с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов  власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые  делится территория государства. Такое  подразделение территории государства  именуется административно-территориальным  делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным  делением организуется государственная  власть на местах. Административно-территориальное  деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность  в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных  органов, действующих на разных территориальных  уровнях государственного управления.

В данной работе будут рассмотрены  понятие о том что такое территориальные основы местного самоуправления, виды и состав муниципальных образований, особенности устройства и организации на определенных территориях. 

Местное самоуправление —  это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая  предполагает иные принципы организации  и взаимодействия муниципальных  органов власти, нежели те, что характеризуют  построение государственной системы  управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют  в границах определенных территориальных  единиц, составляющих территориальные  основы местного самоуправления. В  связи с этим возникают вопросы: связана ли организация местного самоуправления с административно-территориальным  делением государства и возможно ли несколько территориальных уровней  организации местного самоуправления, а также соподчинение органов  местного самоуправления разного территориального уровня.

  1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

Европейская хартия о местном  самоуправлении  не определяет понятие «территориальная основа местного самоуправления», однако ст. 5 Хартии1 предусматривает защиту права населения на осуществление местного самоуправления в пределах определенной территории: «При любом изменении территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума».

На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменений их границ и наименований отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и  федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления определяют: 
·       принципы территориальной организации местного самоуправления; 
·       понятие, виды и состав территории муниципальных образований; 
·       порядок установления и изменения границ муниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г., ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ»  от 07.04.99 г., закона РФ «О закрытом административно-террриториальном образовании» от 14.07.92 г. и др.

Принципы территориальной  организации местного самоуправления в РФ: 
1. Территориальный: местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. С этой целью статусом муниципального образования наделяются: городские и сельские поселения; муниципальные районы; городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории. 
На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. 
2. Поселенческий: местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы.  Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований,  становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации. Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения
2.

3. Демографический: Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрение демографические показатели при создании муниципальных образований. Он устанавливал, что население городских и сельских поселений независимо от численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Федеральный закон 6 октября 2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения,   фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях.   Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью   жителей,    обладающих   избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте   названного   Федерального   закона - муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. чело-нок; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.

Законодательно определены территории с низкой и высокой  плотностью населения. К территориям  с низкой плотностью населения относятся  территории отдельных муниципальных  районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений  в которых более чем в три  раза ниже средней плотности населения  сельских поселений в РФ.

К территориям с высокой  плотностью населения относятся  территории отдельных муниципальных  районов в субъектах федерации, плотность населения сельских поселений  в которых более чем в три  раза выше средней плотности населения  сельских поселений в РФ. Перечень субъектов федерации, отдельных  муниципальных районов в субъектах  федерации, территории которых относятся  к территориям с низкой (высокой) плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению  органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований

ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. содержал развернутое  определение муниципального образования. Это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (представительные) органы. Названные особенности в совокупности с уставом муниципального образования составляли главные признаки самоуправляющейся единицы.

Федеральный закон от 06.10.033 г. определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2).

В Законе 2003 г. содержатся подробные  характеристики — описания муниципальных образований общего типа: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.

Сельское поселение - один или несколько  объединенных общей территорией  сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно  и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или  поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно  и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений  или поселений и межселенных  территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения  вопросов местного значения межпоселенческого  характера населением непосредственно  и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим  Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а  также могут осуществлять отдельные  государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Называются также муниципальные  образования, принадлежащие к группе специального типа: внутригородские территории городов федерального значения; закрытые административно-территориальные образования; города-наукограды.

Информация о работе Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях