Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

Содержание

Введение
3
Понятие территориальных основ местного самоуправления
4
1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований
7
1.2 Состав территории муниципального образования
10
1.3 Местное сообщество как муниципально-правовая категория
12
1.4 Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения
15
Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях
20
2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения
21
2.2 Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
24
2.3 Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития
27
2.4 Организация местного самоуправления на приграничных территориях
29
Заключение
30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 132.26 Кб (Скачать)

Муниципальное образование как  правовое понятие имеет следующие  признаки: 
· население, то есть граждане РФ, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ, субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения; 
· наличие выборных органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с уставом муниципального образования, законодательством субъекта РФ и федеральным законодательством на решение вопросов местного значения и выполнение переданных ему государственных полномочий; 
· территория муниципального образования, то есть пространственный предел осуществления властных полномочий населения и органов местного самоуправления; 
· местный бюджет как финансовая основа осуществления функций местного самоуправления; 
· муниципальная собственность как имущественная основа осуществления функций местного самоуправления и формирования средств местного бюджета; 
· равенство с другими муниципальными образованиями и неподчиненность другим муниципальным образованиям; 
· самостоятельность в решении вопросов местного значения; 
· возможность осуществления ряда государственных полномочий, переданных муниципальным образованиям (муниципальным районам, городским округам)  в соответствии законодательством РФ и субъектов РФ.

Указанные признаки позволяют сделать  вывод о том, что в российской правовой системе термин «муниципальное образование» используется для характеристики уровня осуществления публичной власти, отличного от уровня осуществления государственной власти. Муниципальное образование представляет собой юридическую фикцию, необходимую для обеспечения эффективного правового регулирования, гарантий и защиты права граждан на местное самоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Состав территории муниципального образования

 

В соответствии с положениями ст. 10, 11 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» территорию поселения образуют исторически сложившиеся земли  населенных пунктов, прилегающие к  ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли для  развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения. 
Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерно-транспортным, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иным.

Территории жилых зон предназначены  для застройки жилыми зданиями, а  также объектами культурно-бытового назначения.

Территории в составе общественно-деловых  зон предназначены для застройки  административными зданиями, объектами  образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными  предназначенными для общественного  использования объектами.

Земельные участки в составе  производственных зон предназначены  для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами.

Территории зон инженерно-транспортной инфраструктур предназначены для  застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры.

Рекреационные зоны, предназначенные  для организации отдыха населения, включают в себя парки, скверы, городские  лева, пляжи, пруды, озера и т.п.

Зоны специального назначения используются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых и иных отходов  и т.п. 
В черте городских и сельских повелений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Территории зон сельскохозяйственного  использования  включают земли, занятые пашнями, огородами, зданиями и сооружениями сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, скверами, автомобильным  дорогами, водными объектами, пляжами  и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных  зон и не подлежат приватизации.

В состав территории городских и  сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Местное сообщество как муниципально-правовая категория.

 

Как в литературе, так и в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации употребляется термин «местное сообщество».  В основе концепции местного сообщества как территориального коллектива лежит рассмотрение общины как территориальной корпорации — юридического лица публичного права, основанной на членстве объединенных фактом совместного проживания граждан4. 
А.А. Уваров отмечает: «Одним из главных элементов системы местного самоуправления является наделенное властными полномочиями местное население»
5. В системе местного самоуправления под населением следует понимать не просто группу людей, проживающих на определенной территории, а местное сообщество, объединенное в соответствии с целями своего жизнеобеспечения в пределах территории, где осуществляется местное самоуправление.

Ю.В. Филиппов и Т.Т. Авдеева выделили следующие признаки местного сообщества как исходного в объяснении проблем местного социально-экономического развития:

а) общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.); 
б) место (территория), пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.); 
в) социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общественные услуги и т.д.); 
г) ощущение сообщества  (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.)
6.

Территориальная организация населения  является важнейшим и обязательным условием политической организации общества, в том числе и условием осуществления гражданами местного самоуправления, когда они получают возможности осуществлять свои права и обязанности непосредственно по месту своего проживания.

На уровне местного самоуправления сложившаяся общность приобретает особое звучание, поскольку именно на этом уровне граждане не только участвуют в управлении через различные формы народовластия, но и самостоятельно налаживают свою жизнь, осуществляют функции саморегулирования и самоуправления.

Федеральное законодательство о местном  самоуправлении никогда не пользовалось термином «местное сообщество». Напротив, когда в 1995 г. при принятии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» шла борьба между так называемыми «президентским» и «парламентским» законопроектами, возобладал последний, отвергавший концепцию местного сообщества. Действующий Закон о местном самоуправлении оперирует понятием «муниципальное образование».

Толкуя нормы Конституции РФ, Суд также указал: «В соответствии со статьей 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ все муниципальные образования независимо от их территориальной основы предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества, решения вопросов местного значения исходя из интересов населения». В своих правовых актах Конституционный Суд РФ употребляет понятия «местное сообщество» и «муниципальное сообщество» как равнозначные.

Таким образом, местное  сообщество — это население, проживающее на исторически сложившейся и экономически обособленной территории одного или нескольких поселений, объединенное общими условиями жизни и необходимостью решения общих вопросов местного значения. Значение этой категории состоит в том, что муниципальное сообщество является организационно-территориальной основой местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4  Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения

 

Границы муниципальных образований  несут на себе управляющие, регулирующие и организующие функции. Они фиксируют  пространственные   параметры   действия   органов   местного самоуправления, а также выступают как основные элементы территориальной  структуры муниципального образования.

Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляется по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Российской федерации; г) органов государственной власти РФ.

Инициатива населения об изменении  границ муниципального образования  реализуется в порядке, установленном  федеральным законом и принимаемым  в соответствии с ним законом  субъекта Российской Федерации для  выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями  соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной  власти.

Уменьшение численности населения  сельских населенных пунктов менее  чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п.6 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»7 не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправлении и государственной власти процедуры изменения границ поселений. 
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской федерации.

Информация о работе Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях