Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

Содержание

Введение
3
Понятие территориальных основ местного самоуправления
4
1.1 Понятие, виды и состав территории муниципальных образований
7
1.2 Состав территории муниципального образования
10
1.3 Местное сообщество как муниципально-правовая категория
12
1.4 Границы муниципальных образований: порядок установления и изменения
15
Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях
20
2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения
21
2.2 Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
24
2.3 Организация местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации и иных территориях инновационного развития
27
2.4 Организация местного самоуправления на приграничных территориях
29
Заключение
30
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 132.26 Кб (Скачать)

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают данные законы, обязаны в соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Закон субъекта Российской Федерации  об изменении границ муниципального образования не должен вступать в  силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям  других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений  и (или) населенных пунктов, выраженного  путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с  учетом мнения представительных органов  соответствующих муниципальных  районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в их состав населенных пунктов  к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения  данных населенных пунктов, выраженного  путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с  учетом мнения представительных органов соответствующих поселений. 
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Статья 11 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» содержит  требования к установлению и изменению границ муниципальных образований.

1) Территория субъекта Российской  Федерации разграничивается между  поселениями. Территории всех  поселений, за исключением территорий  городских округов, а также  возникающие на территориях с  низкой плотностью населения  межселенные территории входят  в состав муниципальных районов.

2) В состав территории городского  поселения могут входить один  город или один поселок, а  также в соответствии с генеральным  планом городского поселения  территории, предназначенные для  развития его социальной, транспортной  и иной инфраструктуры (включая  территории поселков и сельских  населенных пунктов, не являющихся  муниципальными образованиями).

3) В состав территории сельского  поселения могут входить, как  правило, один сельский населенный  пункт или поселок с численностью  населения более 1000 человек и  (или) объединенные общей территорией  несколько сельских населенных  пунктов с численностью населения  менее 1000 человек каждый.

4) Сельский населенный пункт  с численностью населения менее  1000 человек, как правило, входит  в состав сельского поселения.  В соответствии с законами  субъекта Российской Федерации  статусом сельского поселения  с учетом плотности населения  субъекта Российской Федерации  и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек; 
5) На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

6) Административным центром муниципального  района может считаться город  (поселок), имеющий статус городского  округа и расположенный в границах  муниципального района;

7) Границы сельского поселения,  в состав которого входят два  и более населенных пункта, как  правило, устанавливаются с учетом  пешеходной доступности до его  административного центра и обратно  в течение рабочего дня для  жителей всех населенных пунктов,  входящих в его состав, а границы  муниципального района - с учетом  транспортной доступности до  его административного центра  и обратно в течение рабочего  дня для жителей всех поселений,  входящих в его состав. Указанные  требования в соответствии с  законами субъектов Российской  Федерации могут не применяться  на территориях с низкой плотностью  сельского населения, а также  в отдаленных и труднодоступных  местностях.

8) Территория населенного пункта  должна полностью входить в  состав территории поселения;  территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

9) Границы муниципального района  устанавливаются с учетом необходимости  создания условий для решения  вопросов местного значения межпоселенческого  характера органами местного  самоуправления муниципального  района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Согласно ст. 13 ФЗ РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» преобразованием  муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения  в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его  статуса городского округа. 
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Выделяют следующие формы преобразования муниципальных образований: 
- объединение  - это слияние двух и более муниципальных образований в одно новое с переходом прав и обязанностей каждого из объединившихся к вновь возникшему муниципальному образованию; 
- разделение – создание двух и более муниципальных образований за счет деления одного муниципального образования с его последующим прекращением;

- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. 

 

2.  Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях

Наличие особенностей организации  местного самоуправления на отдельных  территориях предусмотрено ст. 79-82 ФЗ РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». К  таким территориям относятся  города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории.

Кроме того, по мнению профессора Ю.А. Дмитриева, смысл ФЗ РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» позволяет  говорить и об особенностях организации  местного самоуправления в иных муниципальных  образованиях: на малонаселенных территориях; труднодоступных местностях; в муниципальных  образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в муниципальных образованиях, в которых в силу ст. 75 местное  самоуправление осуществляется органами государственной власти субъекта федерации8.

Особенности организации местного самоуправления на вышеуказанных территориях  обусловливают возможные изменения  круга вопросов местного значения, требований к структуре органов  местного самоуправления, порядка реализации конституционного права на местное  самоуправление, источников доходов  местных бюджетов и правил пользования муниципальной собственностью. Общие виды функций местного самоуправления представлены в виде схемы в Приложении Б, подробное описание особенностей местного самоуправления на отдельных территориях будет описано ниже.

 

 

 

 

 

2.1 Организация местного самоуправления в городах федерального значения

Законодательное регулирование особенностей осуществления местного самоуправления на территориях г. Москвы и г. Санкт-Петербурга имеет свою специфику.

Для города федерального значения  Москвы - как субъекта Российской Федерации,  такие особенности определены Законом г. Москвы от 06.11.02 г. «Об организации местного самоуправления в городе Москве»9.  Вызвано это тем, что город Москва имеет сложное административное деление, в том числе и социальную, транспортную инфраструктуру, требующую централизованного обеспечения и обслуживания.

Территориальными единицами города Москвы являются районы, входящие в  состав одного из девяти административных округов. В административных округах  осуществляют свою деятельность органы исполнительной власти города Москвы - префектуры, в районах - органы местного самоуправления. Районы и административные округа имеют наименования и границы, закрепляемые правовыми актами города Москвы.

В одном районе города Москвы может  быть создано несколько муниципальных  образований, но муниципальные образования  не могут включать в себя территории нескольких районов. Так, в городе Москве всего 125 районов, соответственно создано 125 муниципальных образований.

Образование муниципальных образований, установление их границ осуществляется с учетом исторических и иных местных  традиций, географических, градостроительных  особенностей, социально-экономических  характеристик соответствующих  территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры.

Помимо этого в состав Москвы могут входить территории, примыкающие  к границам города, и территории, находящие на территории другого  субъекта Российской Федерации - Московской области. Например, территория в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), и территории, примыкающие к внешним границам полосы отвода МКАД, относятся к отдельным районам города Москвы, входящим в тот или иной административный округ.

К органам местного самоуправления в городе Москве относятся представительный орган местного самоуправления - муниципальное  Собрание; исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет; другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, а также их наименование и наименования должностных лиц, порядок избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации  и деятельности определяются уставами муниципальных образований. В городе Москве органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. Административно-территориальными единицами  Санкт-Петербурга являются районы. При  этом в состав районов входят внутригородские  муниципальные образования - муниципальные  округа, города и поселки.

Информация о работе Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях