Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:19, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение гражданско-правового регулирования наследования по завещанию.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в результате наследования по завещанию, т.е. составления завещания, изменения, отмены завещания, принятия и исполнения завещания.
Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовое регулирование наследования по завещанию 6
§ 1. Развитие института наследования в российском гражданском праве 6
§ 2. Правовое регулирование формы и порядка совершения завещания 16
§ 3. Отмена и изменение завещания 30
Глава 2. Особенности наследования отдельных видов имущества 35
§ 1. Наследование объектов недвижимости 35
§ 2. Наследование бизнеса 45
§ 3. Налогообложение наследования имущества 54
Заключение 60
Библиографический список 63
«Этот обычай наследования представляется разумным для поселенцев в новой стране, где есть еще достаточно земли, которую стоит только занять, и где сыновья, вырастая и женясь, выселяются и основывают свои собственных усадьбы. Но самый младший остается дома и несет заботы о старых отце и матери. Он есть хранитель очага, как говорят монголы, и по смерти стариков является естественным наследником семейного дома»8.
Из наследственной массы часть выделялась на церковь, «по душе», а часть выдавалась жене, если в семье происходил раздел. Муж не имел права наследования после жены. В случае если у умершего не оставалось ни сыновей, ни дочерей, имущество шло к князю, а после смерти лиц низшего класса, смердов, князь имел право на имущество даже при существовании дочерей, если не было сыновей. После матери наследуют те дети, у которых она проживала. Это объясняется тем, что оставляемая ей часть из имущества мужа была слишком незначительна, чтобы обеспечить ее существование, а потому сын или дочь, взявшие на себя содержание матери, в виде вознаграждения, получали оставшееся после нее имущество9.
Таким образом, наследование ограничивается тесным кругом семьи, - боковые родственники не имеют никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно изменяется в противоположную сторону и в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит сущность исторического развития русского наследственного права. Этот процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза.
Псковская Судная Грамота различает наследство, оставленное по завещанию, «приказное», и наследство, переходящее без завещания, «отморщина». Прежнее отношение между обоими основаниями нарушается, каждое получает самостоятельное значение. Существует некоторая разница в правах и ответственности тех и других наследников. Завещание, называемое «рукописанием» или «порядной», составляется в письменной форме. Круг лиц, призываемых к наследованию по закону, расширяется включением в него боковых родственников, а именно братьев и сестер и «ближнее племя», под которыми следует понимать, по мнению проф. Буданова, племянников. Наследственные права признаются не только за женою после мужа, но и обратно, притом не на часть только, а на пользование всем имуществом. Грамота призывает к наследованию и восходящих родственников, отца и мать10.
В Московский период недвижимости приобретают главное значение. Соответственно тому внимание законодателя в вопросе о наследовании сосредоточивается именно на этом предмете. С новым влиянием византийских преданий в XV столетии проникают римские начала наследования, которые переплетаются с потомственными отношениями. Различные виды вотчин обусловливали и различный порядок наследования в них, так, например, по закону 1627 года определено относительно жены: «а до вотчины им дела нет, опричь купленных вотчин». Поместья оставались под условием службы, а потому переход их стоял в зависимости от способности к военной службе. Однако судьба оставшихся без средств жены и дочерей умершего помещика не могла не интересовать законодателя. Сначала обязанность содержания семьи возлагалась на того, к кому переходило поместье. Неудобство такого порядка привело к мысли о необходимости выделить жене и дочерям часть поместья «на прожиток», т.е. обеспечить их пенсией. В XVI столетии размер этой части определялся в каждом отдельном случае, но в XVII столетии устанавливается общая норма. Эта доля равнялась 10, 15 или 20 четвертям со ста, смотря по тому, умер ли муж просто на службе, или в походе, или в бою. Впоследствии (указ 17 марта 1731 года) принята была, в виде общего правила, средняя цифра 15/100, которая составила приблизительно 1/7 часть. Эта доля распространилась и на вотчины по мере слияния их с поместьями. Относительно движимости в XVII веке установлена была, на основании византийских источников, 1/4 доля в пользу жены. Дочерям предоставлена была в движимости и недвижимости часть вдвое меньше, «против матерей в полы», т.е. 1/8 и 1/1411.
Круг лиц, призываемых к наследованию по закону, в начале этого периода продолжал оставаться в прежнем объеме. Судебники не изменяют прежних постановлений. Но в 1650 году издается указ, в силу которого «а будет ближе того рода никто не будет, отдавать и дальним того рода родственникам». Такое постепенное расширение круга лиц, призываемых к наследованию, находится в противоречии с развитием индивидуализма. Сужение семьи должно бы было все более отстранять дальних родственников от участия в наследстве. Если же замечается как у нас, так и на Западе обратное, то это объясняется действием новых причин. Дело в том, что вопрос о наследовании и определение круга наследующих лиц разрешались не с точки зрения частноправовой, а со стороны политической. Государство было заинтересовано в том, чтобы наследство, в виде лена или поместья, связанное со службою, находило себе по возможности скорее преемника. Расширение круга наследников на почве родственного союза обеспечивало этот интерес государства. С течением времени утратилась политическая основа наследственного преемства, и сохранились только частные права там, где некогда были общественные обязанности.
В самом начале императорского периода мы видим попытку совершенно перестроить весь наследственный порядок. Прельщенный примером Запада, особенно Англии, Петр I указом о единонаследии 1714 года установил переход всего имущества к одному сыну. Раздел наследства представлялся в глазах императора чрезвычайно вредным: раздробление имений уменьшает их экономическую ценность и отягощает крестьян, а вследствие того страдает правильное поступление податей, знатные фамилии беднеют и теряют свое значение, а наследники уклоняются от государственной службы. Слив вотчины и поместья в одно понятие недвижимых имуществ, Петр I установил необходимое единонаследие. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Таким образом, завещательное право, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту, - свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи; завещания в пользу посторонних лиц не допускались. Однако закон о единонаследии встретил сильное противодействие в обществе, потому что затронул и стремился изменить самые близкие ему интересы. «Родители, по равной любви ко всем своим детям, употребляя все средства для того, чтобы разделить между ними свое имение по равным частям, прибегали для того к подложным продажам и закладам, обязывали детей великими клятвами, чтобы получивший после них свое имение передал часть его своим братьям; из-за наследства рождались между детьми и родственниками ссоры, ненависть, смертоубийства». Таковы официальные мотивы, по которым Анна Иоановна в 1731 году отменила закон о единонаследии. Насколько они соответствовали действительности, трудно сказать12.
Накопившиеся
в течение продолжительного периода
правила о наследовании были подвергнуты
в Своде Законов
Развитие гражданского права в советский период обозначено было тем, что вопрос о применении старого права решался только отношении судебных органов. Некоторые ученые считают, что в 1917-1918 гг. наряду с законами советского государства временно действовали нормы старого права, которые по мере развития нового законодательства постепенно теряли силу.
Декрет ВЦИК «Об отмене права наследования» от 27 апреля 1918 г. отменил наследование, как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежащее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники умершего могли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении. Имущество, не превышавшее 10 тысяч рублей, переходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо от их трудоспособности и нуждаемости. В инструкциях НКЮ по поводу данного декрета отмечалось, что не следует придавать особого значения лимиту в 10 тысяч рублей. Главное — источник приобретения наследуемого имущества, к тому же и деньги обесценивались. В те годы этот декрет оценивался как важный шаг к ликвидации частной собственности, но в дальнейшем исследователи пришли к выводу, что декрет отменил наследование лишь буржуазной собственности, но не трудовой13.
Таким образом, можно говорить о том, что идею полного отказа от наследования даже в этом Декрете не удалось провести. Несомненно, однако, что Декрет резко ограничил возможность перехода имущества по наследству и свел функции наследования к социально-обеспечительным14. Впрочем, практическое значение Декрета было невелико, поскольку так называемые эксплуататорские элементы были экспроприированы, т. е. лишены собственности и без отмены наследования, а трудящиеся и после смерти одного из членов семьи продолжали владеть и пользоваться имуществом, которое составляло основу их домашнего хозяйства.
Все же последующее развитие наследственного права, как в советский, так и в постсоветский период свидетельствует о постепенном отказе от тех ограничений в области наследования, которые имели место в первые годы Советской власти. Происходит расширение круга наследников по закону, закрепление принципа свободы завещания, расширение круга переходящих по наследству имуществ. История наследственного права в послеоктябрьский период доказывает, что нельзя вводить правовые нормы, противоречащие природе человека, — в конечном счете, они все равно будут сметены. Вот уж поистине, гони природу в дверь, она влетит в окно.
В ходе последней по счету кодификации наследственного права, получившей воплощение в части третьей ГК, законодательство о наследовании окончательно очищено от родимых пятен законодательных актов первых лет Советской власти. Ныне законодательство о наследовании строится по образцам, воспринятым из правовых систем государств с развитой рыночной экономикой, хотя в результате этого и произошло в известной мере ослабление социально-обеспечительной функции, которую наследование призвано выполнять (в частности, при формулировании правил об обязательной доле в наследстве — ст. 1149 ГК). В данном разделе стоит сказать отдельно несколько слов о таком понятии наследственного права, как отказ от наследства. В истории развития института наследования от права наследования, как и от всякого другого имущественного права, можно было отказаться. Такой отказ назывался отречением. Отречение было возможно только до осуществления права наследования, так как с принятием наследства право отречения прекращается. В случае безмолвного, подразумеваемого принятия наследства, то есть когда законный наследник совершил действия, подтверждающие фактическое принятие им наследства, не объявляя при этом формально судебному органу о принятии наследства, отречение от наследства признавалось невозможным. Отречение считалось свершенным, если наследник обращался в суд с формальным заявлением о нежелании вступить в наследство или совершал какой-либо другой акт, трактующий его действия только как отказ от наследства.
Наследник мог обойтись и без формального факта подачи заявления об отречении от наследства. Право наследования прекращалось для наследника, если он в течение 10 лет не разыскивал наследство, и в данном случае право наследования прекращалось не по отречению, а по давности. Доля отказавшегося наследника вместе с лежащими на ней обязательствами присоединялась к другим сонаследникам, имеющим право на наследство. Если таковых наследников не имелось, доля отрекшегося наследника переходила к дальнейшим наследникам, получавшим право наследования только в связи с отречением предыдущего наследника. Данный вид отречения встречался достаточно редко, чаще всего в практике применялось квалифицированное отречение, то есть в пользу конкретного лица. Но квалифицированное отречение больше было похоже на отчуждение и, как правило, совершалось на возмездной основе.
С развитием институтов частной собственности на недвижимое имущество значительно повысилась роль предоставления законодательной возможности наследодателю в определении конкретного лица или конкретных лиц, которым он передает право владения своим имуществом посредством оформления соответствующего завещания в соответствии с нормой статьи 1111 ГК РФ.
Таким образом, завещание - это личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества с назначением наследников, сделанное в предусмотренной законом форме.
Гражданским
законодательством
Если завещание составляется завещателем в пользу нескольких лиц, он вправе уточнить в тексте завещания, в какой доле каждому из указанных им наследников завещается имущество. Части наследуемого имущества могут быть выражены в арифметических долях либо в процентах. Также допускается применение в завещании таких формулировок, как "все принадлежащее мне имущество", "другое имущество, ценные бумаги" и т.д. В таких случаях наследник будет иметь право на наследство по завещанию на все имущество, принадлежность которого наследодателю будет доказана документально. Если в завещании указано не все имущество, принадлежавшее наследодателю, то часть имущества, оставшаяся незавещанной, должна быть разделена между наследниками по закону, которые призваны к наследованию в соответствии с нормами наследственного права, регламентирующими наследование по закону. При этом в случае, когда в завещании не оговорены дополнительные условия наследования незавещанной части имущества наследодателя, в число указанных наследников должны быть включены и те наследники по закону, которым другая часть имущества была завещана наследодателем по завещанию. Общие правила определения долей наследников в завещанном имуществе установлены нормами статьи 1122 ГК РФ, в соответствии с которой имущество, завещанное двум или нескольким наследникам без указания их персональных долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях.15
Информация о работе Особенности наследования отдельных видов имущества