Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать контроль за учебно-воспитательным процессом в Амурском политехническом колледже.
Задачи исследования:
Рассмотреть виды и формы контроля эффективности педагогического процесса;
Определить связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;
Проанализировать контроль за выполнением основных направлений учебно-воспитательной работы в ССУЗе;

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.07 Кб (Скачать)
  • Демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;
  • Гуманизм к субъектам воспитания;
  • Уважение к общечеловеческим и отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм; Профессионализм, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в избранной специальности;
  • Рационализм, конструктивность, светскость внутритехникумовской жизни, активность (участие в делах колледжа, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.);
  • Патриотизм и гражданственность воспитание уважительного отношения, любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в колледже.
 
 
 
 
 

1.4 Контроль за выполнением основных направлений воспитательной работы в ССУЗе

     Достижение  целей и решение задач воспитания должно реализовываться на практике через систему воспитательных воздействий  по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое  воспитание 

     В этом направлении воспитания интегрированы  гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание. Гражданское воспитание в настоящее время является одной  из наиболее значимых сфер воспитания, поскольку здесь формируется  не только соответствующие мировоззренческие  ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность  молодого гражданина в условиях демократического общества.

     Воспитание  гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания  внутренней свободы и ответственности  за собственный политический и моральный  выбор. В новых социально –  политических и экономических условиях возрастает социальная активность и  проявление различных видов самодеятельности, особенно в сфере экономической  деятельности, где студент должен иметь высокую нравственно – правовую подготовку.

     Принципы  правового демократического общества должны стать основой формирования правосознания будущих специалистов и выступать для них в качестве критериев оценки не только своего поведения, но и поведения окружающих людей.

     Патриотическое  воспитание связано с формированием  у студентов национального самосознания, включая патриотические чувства  как мотивы деятельности.

       В настоящее время патриотическое  воспитание является одной из  самых важных и сложных сфер  воспитательной работы, поскольку  с формированием представлений о преобразованном Отечестве пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе. Отсутствие такого рода идеала затрудняет не только патриотическое воспитание, но во многом отрицательно влияет на процесс подготовки специалиста, поскольку не создается внешняя целевая ориентация личности на служение Отечеству, а, следовательно, отсутствует мотивация и психологическая установка на высокое качество образования.                                                                                   

     В результате патриотического воспитания у студентов должно появиться  желание участвовать в патриотических мероприятиях, знать и выполнять  социокультурные традиции, уважать  историческое прошлое своей страны и деятельность предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних  и внутренних деструктивных воздействий, работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя  процветания Отечества.

     Интернациональное воспитание неразрывно связано с  патриотическим воспитанием студентов, поскольку Россия была и остается многонациональным государством, поэтому  патриотизм должен иметь интернациональный  характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного  проживания людей различных национальностей  в едином российском государстве  и совместном возрождении России.  

     Необходимо  уделить внимание интернациональному и патриотическому воспитанию с  тем, чтобы формировать национальное самосознание будущих специалистов, учитывая многонациональный состав российского государства, ориентированное  на консолидацию всех народов на благо  России.

     Формирование правосознания студента - сложный процесс, требующий квалифицированного подхода и включающий следующие процессы:

-формирование  у студентов политической культуры, политической сознательности и  грамотности;

-воспитание  политической воли сознательно  и целеустремленно совершать  гражданско-политические поступки и действия;

-формирование  ценностного отношения к различным  явлениям общественной жизни,  социальным группам, государственным  структурам;

-формирование  знаний и умений по проблемам  патриотизма, интернационализма,  культуры межнационального общения;

-формирование  стремления к сотрудничеству, толерантности, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол);

-формирование  юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности,  законов;

-воспитание  чувства ответственности, дисциплины  во всех сферах деятельности;

-формирование  готовности к социальной мобильности. 
 
 

     В результате гражданско-патриотического  воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, интернационализм, политическая культура, социальная активность, коллективизм.

2. Профессионально-трудовое  воспитание 

     В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

     Для этого необходимо осуществлять на высоком  уровне социально-экономическую подготовку студента, формирование личности специалиста, способного к принятию управленческих и социальных решений с ориентацией  на знание законов развития общества, его правовых основ; гуманитаризацию образовательного процесса, формирование специалиста, ответственного за экономические и социальные последствия профессиональных решений; формирование у студентов лидерских качеств, умений и навыков работы в коллективе.

     Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает  в университете как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональной деятельности в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный  с экономическим воспитанием  и воспитанием профессиональной этики.                                                                                              

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, любовь к окружающей природе, экономическая  рациональность, профессиональная

этика, способность принимать ответственные решения, творческие способности и другие качества, необходимые специалисту в соответствии с его специализацией.

3. Культурно-нравственное  воспитание 

     Воспитание  и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского  интеллигента является самой важной задачей в процессе становления  личности.

     Культурно-нравственное воспитание включает в себя нравственно-этическое  и эстетическое воспитание. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Именно это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

     Эстетическое  воспитание направлено на развитие понимания  и художественного восприятия произведений искусства, сопереживания и сопричастности к культуре и творчеству. Способность  студента различать «массовую» культуру и творения высокого художественного  уровня – одна из задач эстетического  воспитания.

     Гуманитарно-эстетическое воспитание предполагает личное участие  и реализацию творческой активности студента, чему способствует:

-развитие  досуговой, клубной деятельности  как особой сферы жизнедеятельности  студенчества;

-развитие  творческой деятельности студентов,  соотносимой с общим контекстом  его будущей профессиональной  деятельности;

-предоставление  возможности и услуг по получению  параллельного образования, связанного  с эстетическим профилем.

     В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического  сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых  образцов высокого искусства, установок  на положительное восприятие ценностей  отечественного, национального искусства  и лучших образцов западной культуры.                                                         

     В результате культурно-нравственного  воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, высокие моральные, коллективистские качества, раскрыться творческие способности.

4. Физическое  воспитание (спортивно-оздоровительная  работа)

     Физическое  воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья студентов, но и  на здоровый образ жизни, на становление  личностных качеств, которые обеспечат  будущему специалисту психическую  устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Физическое воспитание и спорт формируют  личностные качества, необходимые для  эффективной деятельности в условиях рыночной экономики, такие как волю, выдержку и самообладание, умения и  навыки преодолевать трудности, ориентацию на успех, ответственность за свои действия, вырабатывает способность принимать  решения в сложных ситуациях, помогает четкой организации труда  и отдыха.

     Физическое  воспитание предполагает:

-знание  и соблюдение норм здорового  образа жизни, формирование представления  об опасности ПАВ;

-знание  и соблюдение правил личной  гигиены;

-формирование  представлений о свободе и  ответственности за выбор образа  жизни;

-приобретение  знаний и навыков использования  средств физической культуры  и спорта в учебной и будущей  трудовой деятельности;

-воспитание  морально-волевых качеств, самоконтроля.

     Физическое  воспитание предполагает формирование ценностно-мотивационных установок  на здоровый образ жизни, использование  физической культуры и спорта в укреплении здоровья студентов, физическом и психологическом  развитии личности, профессиональной подготовке к трудовой деятельности и защите Отечества.

5. Экологическое  воспитание 

     Этой  сфере воспитания необходимо уделять  особое внимание, поскольку на современном  этапе развития общества все более  усиливается негативное влияние  результатов человеческой деятельности на природу, что весьма остро ставит вопрос не только о здоровье людей, но и возможности дальнейшего  существования всего человечества.

       Экологическое воспитание, прежде всего, связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере нацелено также на изменение технократического стиля мышления и создания эмоционально – психологической установки на отношение к природе не только как к источнику серьезных ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества. Перед высшей школой стоит задача готовить специалистов для всех сфер жизнедеятельности

Информация о работе Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе