Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать контроль за учебно-воспитательным процессом в Амурском политехническом колледже.
Задачи исследования:
Рассмотреть виды и формы контроля эффективности педагогического процесса;
Определить связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;
Проанализировать контроль за выполнением основных направлений учебно-воспитательной работы в ССУЗе;

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.07 Кб (Скачать)

     Особую  сложность представляет организация  контроля эффективности воспитательной  работы.  Общие  критерии  ее  эффективности рассматривались  ранее,  а частные (например, уровень  сформированности отношения к природе,  обществу,  коллективу,  вещам и т.п.) трудно поддаются измерению. Однако есть устоявшиеся характеристики,  по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом. 

     Это уровень сформированности коллектива, структура межличностных отношений в нем, проявления социальной активности,  инициативности, ответственности,  самостоятельности и других общественно значимых  характеристик.  Обобщенные и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников)  могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики.              

Контроль  за учебно-познавательной деятельностью                                   

     Контроль  в  процессе обучения - наиболее отработанная процедура, как в теории,  так и в методике.  Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

     Образовательно-развивающее  значение проверки знаний,  умений и  навыков выражается в том, что  учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответ товарищей, но и сами активно  участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про  себя,  готовясь к тому, что сами могут быть спрошены  в  любой  момент.  Обучающая роль проверки и в том,  что учащиеся слушают  дополнительные объяснения или комментарии  учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала.  Учебно-воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. 

     Ожидание  проверки заставляет учащихся  регулярно  учить уроки,  вызывает необходимость  отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков. Регулярный контроль  повышает  ответственность  за  выполняемую работу не только учащихся,  но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные  нравственные качества и коллективистические  отношения. Кроме того,  контроль помогает ученику самому разобраться  в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки. А это  одних избавляет от излишней самоуверенности  и самоуспокоенности, а другие начинают ясно сознавать свои недостатки.                                                                          

     Теорией и практикой обучения установлены  следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся (по Н.А. Сорокину): индивидуальный характер  контроля,  требующий  осуществления контроля за работой каждого ученика,  за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса) и наоборот; систематичность, регулярность  проведения  контроля  на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей,  развивающей и воспитывающей функций контроля,  повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний,  интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; объективность контроля,  исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя,  основанные на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении его к некоторым из них; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные  качества  учащихся,  требующий применения в соответствии с  этими  особенностями  различной  методики  проведения контроля и педагогического такта учителя; единство требований  учителей,  осуществляющих  контроль  за учебной работой учащихся в данном группе. Соблюдение указанных  требований   обеспечивает   надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Виды  контроля и формы его организации

     На  различных  этапах  обучения  используются  различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. 

     Предварительный контроль направлен на выявление  знаний, умений и навыков учащихся по предмету  или  разделу,  который  будет изучаться.  Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать,  кто что может и знает. Это  поможет ему определить, на чем  следует больше задерживать внимание учащихся,  какие вопросы требуют  больше времени,  а на чем следует  только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому  ученику.      

     Текущий контроль  осуществляется  в  повседневной  работе  с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления  пробелов в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения учителя за работой группы в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.                                                       

     Тематический  контроль осуществляется  периодически  по  мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным  мероприятиям: устным и письменным зачетам.                                                                                       

     Итоговый  контроль проводится  в конце семестра, всего учебного года.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Они будут рассмотрены ниже в связи с раскрытием методов контроля.

Методы  контроля обучения

     В учебном процессе в различных  сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.                                                                                        

     Устный  опрос  осуществляется  в индивидуальной и фронтальной формах. Цель устного  индивидуального  контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить  на  общий вопрос,  который в последующем разбивается на ряд более конкретных,  уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали,  проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.                                                                                                                 

     Устный  фронтальный  контроль (опрос) требует  серии логически связанных между  собой вопросов по  небольшому  объему  материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места.  Обычно он применяется с целью повторения  и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки.  Преимущества в том, что он активизирует работу всей группы,  позволяет спросить многих учащихся,  экономит время.  При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении,  но после состоявшегося ответа их товарища. 

     Недостатки  же фронтального опроса очевидны:  не  проверяет  глубину  знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.                                                                                      

     Письменный  контроль редко бывает индивидуальным,  когда  отдельным  учащимся  предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на всю пару или ее часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило,  после выполнения задания.

     Письменные  работы могут предлагаться также  в форме отчетов,  графических  построений, карточек и т.п.                                                             

Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать  всю группу  от работы;  если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично.

     С развитием  информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение  получили различные виды программированного контроля,  когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов  выбрать правильный.

     Преимущества  машинного контроля в том, что  машина беспристрастна. Вместе с тем  этот метод не выявляет способа получения  результата,  затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые  не проходят мимо внимания педагога при  устном  и  письменном контроле. Возможности использования контролирующих устройств, применяемых в колледже, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля.

     Самоконтроль  с применением машин сходен с  безмашинным  контролем по окончательному результату,  который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания.  Учащихся специально надо учить самостоятельно, находить ошибки,  анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные  пробелы. Сочетание различных методов контроля получило название  комбинированного  или  уплотненного  контроля.  Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников,  из которых один отвечает устно,  два или больше  готовятся  к  ответу  у   доски,  часть учеников выполняют письменные задания по карточкам,  а остальные участвуют в опросе.

     Достоинства этого метода  в том,  что  он дает возможность основательной  проверки нескольких учащихся за небольшой  промежуток  времени;  применяется, когда  весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе

     Под воспитанием студентов колледжа следует понимать вид целенаправленной деятельности преподавателей и студентов по формированию у молодежи определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе и работе на предприятиях отрасли.

       Общей целью воспитания студентов колледжа необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествам гражданина патриота.                                                                                                

     Главной задачей в воспитательной работе со студентами в колледже необходимо считать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Наиболее  конкретными и актуальными являются следующие задачи:

  • Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
  • Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
  • Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
  • Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие

гуманистические идеалы культуры.

  • Привитие умений и навыков управления коллективом в различных

формах студенческого самоуправления.

  • Сохранение и приумножение историко-культурных традиций колледжа, преемственность в воспитании студенческой молодежи.
  • Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современных условиях, для всех участников воспитательного процесса в колледже должны быть:

Информация о работе Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе