Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель: исследовать контроль за учебно-воспитательным процессом в Амурском политехническом колледже.
Задачи исследования:
Рассмотреть виды и формы контроля эффективности педагогического процесса;
Определить связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;
Проанализировать контроль за выполнением основных направлений учебно-воспитательной работы в ССУЗе;
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Образование в колледже не должно сводиться исключительно к передаче знаний.
Оно должно выполнять функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности, ибо в колледже молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая общественно-значимые ценности. Отсюда вытекает и необходимость системной постановки учебно - воспитательного процесса в колледже.
Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента. Задача концепции воспитания студентов обозначить критерии и ориентиры воспитательного процесса в ССУЗе, предложить цели, принципы и направления воспитания личности будущего специалиста со средним профессиональным образованием.
Объект исследования - контроль учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования – организация контроля за учебно-воспитательным процессом.
Цель: исследовать
контроль за учебно-воспитательным процессом
в Амурском политехническом колледже.
Задачи исследования:
Глава I. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе
1.1 Контроль учебно-воспитательного процесса в ССУЗе
Неотъемлемой частью сложного
процесса учебно-
В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами.
Чтобы в этом убедиться,
Контроль
— наиболее широкое по объему понятие.
Он охватывает и включает в себя
все другие понятия как составные
структурные компоненты. Начальным
моментом контроля являются наблюдение
и проверка. В процессе наблюдения
и проверки выявляется (выявление) и
измеряется (измерение) тот материал,
который предстоит
В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля.
Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них. Результаты оценивания могут быть выражены в баллах – отметках.
Объектом (или содержанием) контроля
может стать все, что
В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его методы и приемы обучения учащихся, стиль и приемы общения.
Таким
образом, контроль в учебно-воспитательном
процессе позволяет установить качество
теоретических знаний и практических
умений и навыков учащихся, способы
их учебной деятельности, степень
умственного развития, а также
уровень педагогического
Все
остальные функции контроля по их
задачам можно свести к двум группам:
педагогической и проверочно-оценочной.
Педагогическая функция в учебном
процессе распадается на ряд подфункций:
обучающая, развивающая, воспитывающая,
диагностическая, профилактическая, ориентирующая.
Обучающая
подфункция связана с тем, что, выявляя
в процессе проверки уровень знаний,
умений и навыков учащихся, учитель
побуждает ученика к
Развивающая подфункция
деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.
Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно - напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь. Учащиеся избавляются от таких ложных мотивов, как отметка “любой ценой”, в группе формируется негативное отношение к нечестным приемам получения высокой отметки - к списыванию, “шпаргалкам”, подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников.
В
процессе контроля складываются межличностные
отношения учащихся, формируется сотрудничество
между учащимися и учителем.
Было бы неверно в процессе контроля ограничиваться лишь установлением результатов обучения и качества знаний, умений и навыков учащихся.
Не менее важно установить “диагноз”, например определить факторы, обеспечивающие стабильный успех овладения знаниями, причин отставания отдельных учащихся в усвоении учебного материала, в умственном развитии некоторых из них, негативного отношения к учению и т.д. Иначе говоря, контроль в этом случае служит инструментом диагностики — установить сильные и слабые стороны успеваемости и развития учащегося, их причины и наметить пути к успешному обучению всех и интенсивному развитию умственных способностей.
Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфункции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.
Профилактическая подфункция. Известно,
что выученный и даже хорошо
усвоенный материал со
Проверочно-оценочная
функция контроля также включает
ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся
к проверке работы преподавателя, к организации
методической работы в колледже.
1.2 Методы, виды и формы контроля эффективности педагогического процесса в ССУЗе
Управление
любым процессом предполагает осуществление
контроля, т.е. определенной системы
проверки эффективности его
Контроль
призван обеспечить внешнюю обратную
связь (контроль педагога) и внутреннюю
(самоконтроль ученика). Контроль направлен
на получение информации, анализируя
которую педагог вносит необходимые
коррективы в течение учебно-
Контроль
бывает разных видов и форм, а
также может осуществляться с помощью
разнообразных методов.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников.
Информация о работе Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе