Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать контроль за учебно-воспитательным процессом в Амурском политехническом колледже.
Задачи исследования:
Рассмотреть виды и формы контроля эффективности педагогического процесса;
Определить связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;
Проанализировать контроль за выполнением основных направлений учебно-воспитательной работы в ССУЗе;

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.07 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы данного исследования обусловлена  тем, что система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Образование в колледже не должно сводиться исключительно к передаче знаний.

       Оно должно выполнять функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности, ибо в колледже молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая общественно-значимые ценности. Отсюда вытекает и необходимость системной постановки учебно - воспитательного процесса в колледже.

     Нельзя  изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента. Задача концепции воспитания студентов обозначить критерии и ориентиры воспитательного процесса в ССУЗе, предложить цели, принципы и направления воспитания личности будущего специалиста со средним профессиональным образованием.

Объект  исследования -  контроль учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования – организация контроля за учебно-воспитательным процессом.

Цель: исследовать контроль за учебно-воспитательным процессом в Амурском политехническом колледже. 

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть виды и формы контроля эффективности педагогического процесса;
  2. Определить связь контроля с целями, задачами и принципами учебно-воспитательного процесса в ССУЗе;
  3. Проанализировать контроль за выполнением основных направлений учебно-воспитательной работы в ССУЗе;
  4. Определить роль контроля в воспитании конкурентоспособных специалистов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе

1.1 Контроль учебно-воспитательного процесса в ССУЗе

       Неотъемлемой частью сложного  процесса учебно-воспитательной  работы является контроль. В широком  смысле контроль связан с ориентировочной  деятельностью человека, а без  нее учебная работа ученика, работа учителя невозможна.

       В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами.

       Чтобы в этом убедиться, достаточно  обратиться к учебным пособиям  по педагогике, общей и частной  дидактике, методической литературе. Благодаря трудам Ш. А. Амонашвили определенный взгляд уже утвердился на такие термины и понятия, как “оценка” и “отметка”. Но и здесь нет полной ясности, когда мы их соотносим с понятиями “контроль” и “проверка”, “учет” знаний, успеваемости учащихся. Чтобы в дальнейшем изложение темы было единообразным, будем придерживаться следующего осмысления указанных понятий.  

     Контроль  — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные  структурные компоненты. Начальным  моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и  измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет).

     В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля.

     Результаты  оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения  педагогического процесса в том  же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит  от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них. Результаты оценивания могут быть выражены в баллах – отметках.

       Объектом (или содержанием) контроля  может стать все, что относится  к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание  будет зависеть от целевой  установки и задач контроля. В  частности, контролируется деятельность  учителя и ученика в процессе  обучения. Учитель, проверяя ученика,  выясняет особенности понимания  и осмысления учеником изучаемого  материала, точность, глубину и  прочность его знаний, широту  кругозора, развитие познавательных  процессов (памяти, логического мышления, воображения). В процессе обучения  у учащихся формируются обще учебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение “совмещать”, “сливать” одни навыки с другими.

В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его  методы и приемы обучения учащихся, стиль и приемы общения.

     Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы  их учебной деятельности, степень  умственного развития, а также  уровень педагогического мастерства учителя. Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, из которых главная - функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как “ведет” себя, как реагирует “обучающаяся система” (класс, группа, ученик) на воздействие “обучающей” (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.           

     Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. Педагогическая функция в учебном  процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактическая, ориентирующая.                                                                                            

     Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя  в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель  побуждает ученика к систематическим  занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.

       Развивающая подфункция контроля  в учебном процессе заключается  в том, что учитель через  него имеет возможность постоянно  знать уровень умственного развития ученика, успехи или отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной

     деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему  знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить  работу по совершенствованию умственного  развития и, во-вторых, через это  знание лучше учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.

       Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно - напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь. Учащиеся избавляются от таких ложных мотивов, как отметка “любой ценой”, в группе формируется негативное отношение к нечестным приемам получения высокой отметки - к списыванию, “шпаргалкам”, подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников.

     В процессе контроля складываются межличностные  отношения учащихся, формируется сотрудничество между учащимися и учителем.                                                                                     Выделим также диагностическую подфункцию контроля в учебно-воспитательном процессе.

     Было  бы неверно в процессе контроля ограничиваться лишь установлением результатов  обучения и качества знаний, умений и навыков учащихся.

     Не  менее важно установить “диагноз”, например определить факторы, обеспечивающие стабильный успех овладения знаниями, причин отставания отдельных учащихся в усвоении учебного материала, в умственном развитии некоторых из них, негативного отношения к учению и т.д. Иначе говоря, контроль в этом случае служит инструментом диагностики — установить сильные и слабые стороны успеваемости и развития учащегося, их причины и наметить пути к успешному обучению всех и интенсивному развитию умственных способностей.       

     Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической  подфункции. Выяснив сильные и  слабые стороны знаний учащихся в  процессе диагностики, преподаватель  ориентируется в методике собственной  работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования  учебного процесса.

       Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо  усвоенный материал со временем  забывается. Это особенно заметно, если знания учащегося не были востребованными. Более интенсивно идет процесс забывания в первое время после усвоения новой информации. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической функции.                                                                                                           

     Проверочно-оценочная  функция контроля также включает ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы преподавателя, к организации методической работы в колледже.                                                                           
 
 
 
 

1.2 Методы, виды и формы контроля эффективности педагогического процесса в ССУЗе

     Управление  любым  процессом предполагает осуществление  контроля,  т.е. определенной системы  проверки эффективности его функционирования.  Крайне необходим он и для успешного  протекания педагогического процесса,  что вполне объяснимо  с  психологической  точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно  теряет рычаги управления своей деятельностью,  если  не получает информации о ее промежуточных результатах.                                                                                    

     Контроль  призван обеспечить  внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).  Контроль направлен  на получение информации, анализируя которую  педагог  вносит  необходимые  коррективы в течение учебно-воспитательного  процесса.  Это может касаться изменения содержания,  пересмотра подхода к выбору форм и методов  педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы  работы.                                                                                                     

     Контроль  бывает разных видов и форм,  а также может осуществляться  с помощью разнообразных методов.                                                                    

     Методы  контроля - это способы,  с помощью  которых определяется  результативность  учебно-познавательной и других видов  деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.  Наиболее доступным  методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.  В связи  с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников.

Информация о работе Организация контроля за учебно-воспитательным процессом в ССУЗе