Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа
Опека и попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.
Актуальность определяется тем, что в последние годы наблюдается рост социального сиротства несовершеннолетних, которое напрямую связано с критическим положением Российской семьи: прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев в семье, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Наблюдается массовая безработица.
Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению числа детей, находящихся в социально опасных для них условиях жизни: растет количество детей, принимающих наркотики, алкоголь и токсиманические вещества. Беспризорники, которые просят милостыню на вокзалах и улицах, стали уже привычной частью «интерьера» любого города. Конечно, среди них встречаются и бродяжки, но в основном это дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Такие дети с трудом приживаются в детских домах, интернатах и приемниках-распределителях. Понятно, что по-настоящему хорошо ребенку может быть только в семье.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Попечительство, патронаж, опека……………………………………..8
История формирования института опеки…………………………….....8
Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение……...11
Установление опеки, попечительства и патронажа…………………….13
Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….14
Глава 2. Права и обязанности опекунов
и граждан, находящихся под опекой…………………………………………..30
2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя………………………………30
2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………………………………32
Глава 3. Организация работы органов опеки и
попечительства над гражданами………………………………………………..44
3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи,
материнства и детства в области опеки и попечительства…………………...44
3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………………51
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература………………………………………………………………………..64
-утратившие
вследствие смерти обоих или
единственного родителя;
отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);
- родители которых
страдают длительными
- родители которых
признаны недееспособными (
- родители которых
находятся в учреждениях,
- находящиеся
в условиях, угрожающих их развитию,
здоровью и благосостоянию;
- с ограниченными возможностями (инвалиды);
- из семьи
беженцев или временных
- а также,
другие дети, признанные в установленном
порядке нуждающимися в
Ребенок признается
нуждающимся в государственной
защите в случае, если в отношении
обоих или единственного
Основанием для признания ребенка нуждающимся
в государственной защите является отсутствие
родительского попечения над ребенком,
либо распоряжение органа опеки и попечительства
о признании ребенка нуждающимся в государственной
защите.
В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции глава органа местного самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).
Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству над детьми определяется настоящим законом, уставом соответствующего муниципального образования.
Отдел по вопросам материнства и детства за 9 месяцев работы первично посетили 392 семей, количество семей с учетом повторного социального патронажа составило 1067 семей, 233 семьи поставлены на учет. Специалисты отдела формируют банк данных по многодетным матерям. Специалистами отдела по учету и предоставлению льгот за 9 месяцев 2002 года было выдано 38 направлений на освидетельствование по обеспечению автотранспортом, оформлено 99 заявок на получение и замену инвалидных кресел-колясок, выделено 242 путевки на санитарно-курортное лечение.
Деятельность центра социальной поддержки населения направлена на оказание социальных услуг населению и включает: социальную помощь - 10 отделений центра обслуживает 1145 человек, 121 человек получают социально-медицинскую помощь на дому; консультативные пункты и социальную парикмахерскую.
Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития дееспособного ребенка, нуждающегося в государственной защите - регулярно проводится уполномоченной службой (организацией).
Контроль осуществляется в виде регулярно проводимых уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.
Результаты проверки
Сроки
проведения проверок выполнения плана
- первая проверка проводится в первые
четыре недели после утверждения комиссией
по опеке и попечительству над детьми
плана по защите прав ребенка, вторая проверка
осуществляется не трех месяцев после
проведения первой проверки. Впоследствии
проверки осуществляются не реже, чем
1 раз в полгода.
В исключительных случаях дата проверки
может быть перенесена, если это соответствует
интересам ребенка.
С 2003 г.
открыта экспериментальная
Основные принципы построения модели:
- семья –
единственно возможное
- кровная семья
лучше для ребенка, чем любая
другая, основная работа должна
проводиться по предотвращению
отобраний детей от родителей;
- уникальность каждого случая
предопределяет многообразие ситуаций,
следовательно, необходима гибкая форма
помощи;
- патронажное воспитание – новая, более гибкая, чем другие формы устройства ребенка в семью и форма работы с проблемной семьей;
- воспитание
брошенного ребенка – тяжелый социально
– педагогический труд, который должен
быть оплачен – необходима профессионализация
труда воспитателей, берущих детей на
воспитание в семью;
- партнерство – основной принцип взаимодействия
всех сторон;
- профессионализация воспитателей не означает наличие у них диплома, она означает способность к самообучению при наличии стартовой подготовки и готовность быть партнером психологам и педагогам;
- мобильность службы – первый залог успеха в работе с проблемной семьей и кандидатами в патронатные воспитатели.
Основные цели работы:
- перекрыть
поток детей, направляемых в
гос. учреждения органами
- вернуть детей домой или не допустить
изъятие ребенка из кровной семьи путем
социальной помощи на дому и на основе
сотрудничества с родителями;
- реформировать работу органов опеки
на основе перепрофилирования детских
домов (домов ребенка) в уполномоченные
службы органов опеки и ввести в действие
планирование попечения над ребенком.
Основные ожидаемые
последствия от внедрения предлагаемой
модели:
- меньшее количество детей будет отбираться
у родителей;
- те дети, которые на время будут изыматься из семьи, смогут в нее вернуться;
- те дети, которым
нельзя будет вернуться в
- планирование
попечения над ребенком будет
означать проведение
- те сиротские
учреждения, которые не будут
перепрофилированы в службы
- в результате произойдет большая экономия бюджетных средств как при подсчете текущих расходов (содержание в семье дешевле содержания в учреждении за счет экономии на зданиях и коммунальных услугах), так при подсчете отдаленных последствий (высвобождение площадей, занимаемых детскими сиротскими учреждениями, сокращение потока помещаемых в тюрьмы молодых людей).
Результатом работы рабочей
Рабочая группа разработала так
3.2 Новая модель работы органа опеки и попечительства
В соответствии со статьёй 34
Гражданского кодекса Российской Федерации
органом опеки и попечительства является
орган местного самоуправления. Органы
местного самоуправления осуществляют
возложенные на них государственные полномочия
по опеке и попечительству и являются
органами опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом вторы
В настоящее время 60 субъектов
Российской Федерации приняли
законы «Об организации работы
по опеке и попечительству»,
в которых предусмотрели
На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.
В большинстве
органов опеки и
Действующее законодательство
(ст. 121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать
работу по опеке и попечительству над
детьми не в традиционном, малоэффективном
варианте, а по т.н. «новой модели».
В чем
же заключаются основные элементы «новой
модели»?
Во-первых, расширяется
круг детей, защиту прав и законных интересов
которых осуществляют органы опеки и попечительства.
Наряду с категорией детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей сюда
входят также и родительские дети, дети,
имеющие законного представителя, но нуждающиеся
в государственной защите. Это «дети, проживающие
в семье, которым не обеспечен или обеспечен
в недостаточной степени (либо они не способны
достичь, или находятся в условиях, не
позволяющих им достичь) необходимый для
них уровень нормальной жизнедеятельности
без оказания (предоставления) им помощи
со стороны органов местного самоуправления
» (ст. 1 Закона г. Москвы « Об организации
работы по опеке и попечительству »).
Правом определить относится ребенок
к категории нуждающегося в государственной
защите или нет, наделяется глава органа
опеки и попечительства, путем издания
соответствующего постановления об этом.
Оказание своевременной помощи этим детям
и семьям может существенно снизить риск,
а в ряде случаев предотвратить их попадание
в категорию оставшихся без попечения
родителей.
Таким образом, решается основная задача – сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка.
Поэтому вторым
элементом новой модели работы
является введение системы
В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «Родители не вправе представлять интересы детей своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».
Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, как следует из текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации и осуществляет (при взаимном согласии сторон) необходимые виды и формы помощи для защиты прав и интересов ребенка.
Информация о работе Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами