Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

Опека и попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.
Актуальность определяется тем, что в последние годы наблюдается рост социального сиротства несовершеннолетних, которое напрямую связано с критическим положением Российской семьи: прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев в семье, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Наблюдается массовая безработица.
Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению числа детей, находящихся в социально опасных для них условиях жизни: растет количество детей, принимающих наркотики, алкоголь и токсиманические вещества. Беспризорники, которые просят милостыню на вокзалах и улицах, стали уже привычной частью «интерьера» любого города. Конечно, среди них встречаются и бродяжки, но в основном это дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Такие дети с трудом приживаются в детских домах, интернатах и приемниках-распределителях. Понятно, что по-настоящему хорошо ребенку может быть только в семье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Попечительство, патронаж, опека……………………………………..8
История формирования института опеки…………………………….....8
Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение……...11
Установление опеки, попечительства и патронажа…………………….13
Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….14
Глава 2. Права и обязанности опекунов
и граждан, находящихся под опекой…………………………………………..30
2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя………………………………30
2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………………………………32
Глава 3. Организация работы органов опеки и
попечительства над гражданами………………………………………………..44
3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи,
материнства и детства в области опеки и попечительства…………………...44
3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………………51
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература………………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

-утратившие  вследствие смерти обоих или  единственного родителя; 
отобранные у родителей;

- родители которых ограничены в родительских правах;

- родители которых  лишены родительских прав;

- не имеющие  связи с родителями, либо утерявшие  их (беспризорные дети);

- родители которых  страдают длительными заболеваниями,  не позволяющими надлежащим образом  осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых  признаны недееспособными (либо  ограниченно дееспособными), или  объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

- родители которых  находятся в учреждениях, исполняющих  наказание в виде лишения свободы,  находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

- находящиеся  в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию; 
- с ограниченными возможностями (инвалиды);

- из семьи  беженцев или временных переселенцев;

- а также,  другие дети, признанные в установленном  порядке нуждающимися в государственной  защите.

Ребенок признается нуждающимся в государственной  защите в случае, если в отношении  обоих или единственного родителя, законного представителя или  ребенка органом опеки и попечительства установлены основания. 
Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком, либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

В целях обеспечения  эффективной работы органа опеки  и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции  глава органа местного самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).

Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству над  детьми определяется настоящим законом, уставом соответствующего муниципального образования.

Отдел по вопросам материнства и детства за 9 месяцев работы первично посетили 392 семей, количество семей с учетом повторного социального патронажа составило 1067 семей, 233 семьи поставлены на учет. Специалисты отдела формируют банк данных по многодетным матерям. Специалистами отдела по учету и предоставлению льгот за 9 месяцев 2002 года было выдано 38 направлений на освидетельствование по обеспечению автотранспортом, оформлено 99 заявок на получение и замену инвалидных кресел-колясок, выделено 242 путевки на санитарно-курортное лечение.

Деятельность  центра социальной поддержки населения направлена на оказание социальных услуг населению и включает: социальную помощь - 10 отделений центра обслуживает 1145 человек, 121 человек получают социально-медицинскую помощь на дому; консультативные пункты и социальную парикмахерскую.

Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития дееспособного ребенка, нуждающегося в государственной защите - регулярно  проводится уполномоченной службой (организацией).

Контроль осуществляется в виде регулярно проводимых уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.

           Результаты проверки утверждаются  в письменной форме в виде акта комиссией по опеке и попечительству над детьми и являются основанием для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений и дополнений. 
           Сроки проведения проверок выполнения плана - первая проверка проводится в первые четыре недели после утверждения комиссией по опеке и попечительству над детьми плана по защите прав ребенка, вторая проверка осуществляется не трех месяцев после проведения первой проверки. Впоследствии проверки осуществляются не реже, чем 1 раз в полгода. 
В исключительных случаях дата проверки может быть перенесена, если это соответствует интересам ребенка.

 С 2003 г.  открыта экспериментальная площадка  по патронату и началась работа  по внедрению новой модели  опеки и попечительства над  гражданами.

Основные принципы построения модели:

- семья –  единственно возможное наилучшее  место для нормальной жизни  и развития ребенка;

- кровная семья  лучше для ребенка, чем любая  другая, основная работа должна  проводиться по предотвращению  отобраний детей от родителей; 
- уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи;

- патронажное  воспитание – новая, более  гибкая, чем другие формы устройства  ребенка в семью и форма  работы с проблемной семьей;

- воспитание  брошенного ребенка – тяжелый социально – педагогический труд, который должен быть оплачен – необходима профессионализация труда воспитателей, берущих детей на воспитание в семью; 
- партнерство – основной принцип взаимодействия всех сторон;

- профессионализация воспитателей не означает наличие у них диплома, она означает способность к самообучению при наличии стартовой подготовки и готовность быть партнером психологам и педагогам;

- мобильность  службы – первый залог успеха  в работе с проблемной семьей  и кандидатами в патронатные воспитатели.

Основные цели работы:

-  перекрыть  поток детей, направляемых в  гос. учреждения органами опеки,  иметь возможность поместить  в семью любого ребенка, которому  требуется и возможно устройство  в семью, и на любой срок; 
- вернуть детей домой или не допустить изъятие ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому и на основе сотрудничества с родителями; 
-  реформировать работу органов опеки на основе перепрофилирования детских домов (домов ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.

Основные ожидаемые  последствия от внедрения предлагаемой модели: 
- меньшее количество детей будет отбираться у родителей;

- те дети, которые  на время будут изыматься из  семьи, смогут в нее вернуться;

- те дети, которым  нельзя будет вернуться в семью,  будут воспитываться другой семье;

- планирование  попечения над ребенком будет  означать проведение периодической  оценки состояния ребенка и  пересмотр мер его государственной  защиты, тем самым ребенок не сможет быть отправлен в детский дом в младенчестве и забыт там до совершеннолетия;

- те сиротские  учреждения, которые не будут  перепрофилированы в службы органов  опеки, перестанут получать детей  и будут закрыты после выпуска  имеющихся в них детей;

- в результате  произойдет большая экономия  бюджетных средств как при  подсчете текущих расходов (содержание  в семье дешевле содержания  в учреждении за счет экономии  на зданиях и коммунальных  услугах), так при подсчете отдаленных  последствий (высвобождение площадей, занимаемых детскими сиротскими учреждениями, сокращение потока помещаемых в тюрьмы молодых людей).

         Результатом работы рабочей группы  явилось создание Проекта Законов  для Российской Федерации и  для субъекта Российской Федерации  «О минимальных государственных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми», которые уже приняты как целое в Калининградской области и частично в Москве.

           Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.

 

3.2 Новая модель работы органа опеки и попечительства

 

 
                В соответствии со статьёй 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству и являются органами опеки и попечительства.

            В соответствии с пунктом вторым ст. 121 СК РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, СК РФ, ГК РФ».

            В настоящее время 60 субъектов  Российской Федерации приняли  законы «Об организации работы  по опеке и попечительству»,  в которых предусмотрели возложение  работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. Кроме этого, как того требует закон, в уставе муниципального образования должен  быть раздел по организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в т.ч. несовершеннолетними детьми, указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства и каким руководителем службы (структурного подразделения) и т.д.

            На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.

 В большинстве  органов опеки и попечительства  всю работу по защите прав  несовершеннолетних выполняет как  правило один специалист (инспектор)  по охране детства. Это позволяет  выполнять только самую неотложную  работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере. Вот почему так необходимо реформирование этой работы, создание «новой модели » по организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей.

Действующее законодательство (ст. 121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать работу по опеке и попечительству над детьми не в традиционном, малоэффективном варианте, а по т.н. «новой модели». 
           В чем же заключаются основные элементы «новой модели»?

 Во-первых, расширяется  круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сюда входят также и родительские дети, дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления » (ст. 1 Закона г. Москвы « Об организации работы по опеке и попечительству »). 
Правом определить относится ребенок к категории нуждающегося в государственной защите или нет, наделяется глава органа опеки и попечительства, путем издания соответствующего постановления об этом. 
Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, решается основная задача – сохранение ребенка в семье и семьи  для ребенка.

 Поэтому вторым  элементом новой модели работы  является введение системы социального  патроната над детьми (семьей), нуждающимися  в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронатное воспитание (далее – учреждение). Это либо вновь созданное учреждение или перепрофилированное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о котором мы будем говорить далее.

 В настоящее  время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «Родители не вправе представлять интересы детей своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

 Условия и  порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, как следует из текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации и осуществляет (при взаимном согласии сторон) необходимые виды и формы помощи для защиты прав и интересов ребенка.

Информация о работе Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами