Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

Опека и попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.
Актуальность определяется тем, что в последние годы наблюдается рост социального сиротства несовершеннолетних, которое напрямую связано с критическим положением Российской семьи: прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев в семье, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Наблюдается массовая безработица.
Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению числа детей, находящихся в социально опасных для них условиях жизни: растет количество детей, принимающих наркотики, алкоголь и токсиманические вещества. Беспризорники, которые просят милостыню на вокзалах и улицах, стали уже привычной частью «интерьера» любого города. Конечно, среди них встречаются и бродяжки, но в основном это дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Такие дети с трудом приживаются в детских домах, интернатах и приемниках-распределителях. Понятно, что по-настоящему хорошо ребенку может быть только в семье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Попечительство, патронаж, опека……………………………………..8
История формирования института опеки…………………………….....8
Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение……...11
Установление опеки, попечительства и патронажа…………………….13
Прекращение опеки, попечительства и патронажа…………………….14
Глава 2. Права и обязанности опекунов
и граждан, находящихся под опекой…………………………………………..30
2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя………………………………30
2.2. Права граждан, находящихся под опекой…………………………………32
Глава 3. Организация работы органов опеки и
попечительства над гражданами………………………………………………..44
3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи,
материнства и детства в области опеки и попечительства…………………...44
3.2. Новая модель работы опеки и попечительства……………………………51
Заключение……………………………………………………………………….60
Литература………………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Опекун и попечитель назначаются с их согласия органами опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Опекуном или попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин, не лишенный родительских прав, не страдающий хроническим алкоголизмом или наркоманией, который не отстранялся в прошлом от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), или усыновителя по его вине, и состояние здоровья которого позволяет ему исполнять эти обязанности. Перечень заболеваний, исключающих возможность назначения опекуном (попечителем), утвержден Постановлением Правительством РФ № 542 от 01.05.1996 г.

Нужно сказать, что особенных выгод опекуну (попечителю) исполнение их обязанностей не приносит. Во-первых, эти обязанности исполняются, как правило, безвозмездно. Во-вторых, доходами подопечного опекун (попечитель) распоряжается с согласия органов опеки и попечительства, за исключением сумм, которые подопечный по закону может расходовать сам, и сумм, необходимых для содержания подопечного. В-третьих, отчуждение имущества подопечного (как движимого, так и недвижимого), в том числе обмен, дарение, сдача в наем, аренду, безвозмездное пользование или залог, отказ от каких-либо прав, раздел и выдел долей из имущества подопечного, совершение любых сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, совершаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства. В-четвертых, опекун (попечитель), их супруги и близкие родственники, а это родители, братья и сестры, деды и бабки, внуки опекунов (попечителей), не вправе совершать какие-либо сделки с подопечными, за исключением дарения подопечному или передаче ему в безвозмездное пользование какого-либо имущества. Указанные граждане, действуя по доверенности или в силу закона, не вправе представлять подопечного в таких сделках /9/.

 

 

 

 

2.2 Права граждан,  находящихся  под опекой

 

В Семейном Кодексе Российской Федерации имеются  нормы, закрепляющие права детей, находящихся  под опекой (попечительством). Согласно статьям 55, 57, 148 Семейного Кодекса  Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право /3/:

- на  воспитание в семье опекуна  (попечителя), заботу со стороны  опекуна 

  (попечителя), совместное с ним проживание;

- на  обеспечение условий содержания, воспитания, образования, всестороннего

 развития  и уважения их человеческого  достоинства; 

  - на  сохранение права собственности  на жилое помещение или права  пользования  жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения  имеют право на его получение  с соответствии с жилищным  законодательством;

- на  причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные  выплаты; 

- на  защиту от злоупотреблений со  стороны опекуна (попечителя);

- на  общение с родителями и другими  родственниками;

- на  выражение своего мнения при  решении любого вопроса, затрагивающего интересы  ребенка.

Дополнительные  гарантии в области образования, здравоохранения, трудоустройства  и социальной защиты детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей закреплены в Федеральном  Законе Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дети  этой категории имеют дополнительные гарантии права на образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, получившие основное общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения  среднего и высшего профессионального образования без взимания с них оплаты за обучение, они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. При поступлении в образовательное учреждение дети из этой категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

            Дети, не имеющие закрепленного  жилого помещения, обеспечиваются  органами исполнительной власти  по месту жительства им вне очереди.

   Права  детей, находящихся под опекой (попечительством), как и любых несовершеннолетних детей, подразделяются на личные и имущественные. К личным правам относятся:

- право на  воспитание в семье опекуна  (попечителя);

- право на заботу со стороны опекуна (попечителя);

- право на  совместное проживание с опекуном (попечителем). При достижении подопечным 16 лет органы опеки и попечительства могут разрешить раздельное проживание, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

- право на  обеспечение условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства. При этом опекун (попечитель) не обязан содержать подопечного за счет своих средств, он лишь обеспечивает условия содержания за счет средств, причитающихся подопечному;

- право на  общение с родителями и другими  родственниками, если родители не лишены родительских прав. При ограничении родительских прав опекуны (попечители) вправе не допускать общения родителей с ребенком, если такое общение противоречит интересам ребенка;

- право выражать  свое мнение при решении любого  вопроса, затрагивающего его интересы;

- право на  защиту от злоупотреблений со  стороны опекуна (попечителя).

 К имущественным правам детей, находящихся под опекой (попечительством), относятся:

- право на  причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение  права собственности на жилое  помещение или права пользования жилым помещением;

- право на получение вне очереди жилого помещения по окончании пребывания у опекунов (попечителей), если ранее у подопечного не было жилого помещения на праве собственности или в пользовании;

- право собственности  на доходы, полученные подопечным; на имущество, полученное в дар, по наследству; на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

- право распоряжения  имуществом, находящимся в собственности  ребенка в соответствии со ст. 26 и 28 ГК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация работы органов опеки и попечительства над гражданами

 

3.1 Организация  работы Управления по вопросам семьи, материнства и детства в области опеки и попечительства

 

Органы опеки  и попечительства руководствуются  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования города Сызрани и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу организации и деятельности органов опеки и попечительства.

           Правовую основу деятельности  органа Отдел по вопросам семьи,  материнства и детства по осуществлению  опеки и попечительства над  детьми составляют Конвенция  о правах ребенка, Конституция  Российской Федерации, Гражданский  Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Глава органа местного самоуправления как руководитель органа опеки и попечительства издает постановления по следующим вопросам: 
- о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии со статьей 6 настоящего закона);

- о делегировании  полномочий по опеке, попечительству  уполномоченной службе (организации);

- о передаче  ребенка на полное государственное обеспечение;

об утверждении  плана по защите прав ребенка;

- о направлении  его в учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- об опеке,  попечительстве;

- о разрешении  сделок, требующих нотариального  удостоверения или регистрации; 
- о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

- о признании  несовершеннолетнего эмансипированным.

Заключает договоры:

- о передаче  ребенка на воспитание в приемную  семью;

- о доверительном  управлении имуществом.

В целях обеспечения  эффективной работы органа опеки  и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций  глава муниципального образования  города вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации ) /20/.

Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется Уставом муниципального образования  города Сызрани.

К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения, организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, а также муниципальные служащие, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите. Координация работы и контроль за исполнением функций по охране прав и состоянию развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, по благосостоянию и охране прав подопечных, по своевременному рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан возлагаются на главу муниципального образования города.

           Организация работы органов опеки  и попечительства в отношении  совершеннолетних дееспособных  лиц, нуждающихся по состоянию  здоровья в попечительстве в  форме патронажа.

 К компетенции  главы муниципального образования  по осуществлению функции попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам:

- об установлении  попечительства в форме патронажа; 

- о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей;

- об освобождении  или отстранении попечителя от  исполнения им своих обязанностей;

- о прекращении  попечительства в форме патронажа. 

В соответствии с вышеизложенными на них задачами органы опеки и попечительства:

- устанавливают  попечительство в форме патронажа  в соответствии со статьей  41 Гражданского кодекса Российской  Федерации и назначают попечителей  над совершеннолетними дееспособными  лицами;

- освобождают  и отстраняют попечителей от  выполнения возложенных на них  обязанностей в случаях, предусмотренных  статьей 39 Гражданского кодекса  Российской Федерации; 

- выносят решения  о прекращении попечительства  в форме патронажа; 

- принимают меры  по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;

- возбуждают  в судах дела, связанные с защитой  прав и охраняемых законом  интересов подопечных;

- рассматривают  предложения, заявления и жалобы  граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.

Управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):

- оказывают до  установления попечительства в  форме патронажа необходимую  помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

- в случае  необходимости оказывают содействие  в подборе лиц, способных к  выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

- ведут учет  лиц, в отношении которых установлено  попечительство;

- в установленном  законом порядке осуществляют  защиту прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;

-осуществляют  устройство совершеннолетних дееспособных  лиц, нуждающихся по состоянию  здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;

- рассматривают  предложения, заявления и жалобы  граждан по вопросам попечительства  в форме патронажа и принимают  по ним меры.

Нуждающимся в  государственной защите признается  ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления. 
           К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети: 
- родители которых неизвестны;

Информация о работе Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами