Общее и особенное при избирании Президента РФ и депутатов Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разобраться в вопросах связанных с разграничением особенностей, которые касаются выборов Президента Российской Федерации и Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Главной задачей же является правильно соотнести положения о выборах и выяснить что общего, а что особенного между президентскими и парламентскими выборами.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Общее при выборах Президента и депутатов Государственной Думы…….5
1.1. Принципы организации и проведения выборов..…………….…...………5
1.2. Избирательные права граждан Российской Федерации.…..……………..7
1.3. Финансирование выборов……………………………...……………….....10
1.4. Система избирательных комиссий……………………………………….11
2. Особенное при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ….…………………….................................15
2.1. Назначение выборов………. ………………………………………….......15
2.2. Выдвижение кандидатов…. ………………………………………………18
2.3. Избирательные системы при выборах Президента и депутатов Государственной Думы...………..........................................................................20
2.4. Особенные требования к кандидатам ……………………………...…… 24
Заключение……………………………………………….……………................26
Список использованной литературы…………………….……………………..29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 64.99 Кб (Скачать)

Предельная сумма расходов из фонда не может превышать 400 млн. руб. (при повторном голосовании 500 млн. руб.). Установлены  систематический  
контроль за расходованием средств избирательного фонда и необходимая отчетность кандидата17.

1.4. СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

 

Согласно ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, выборы в России организуют и проводят избирательные комиссии.

Современное легальное определение  избирательной комиссии звучит следующим  образом: это коллегиальный (государственный  или муниципальный) орган, формируемый  в порядке и сроки, которые  установлены законом18, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов19. Таким образом, избирательные комиссии формально являются независимыми административными органами, не входящими ни в одну из трех ветвей власти и имеющими специальные функции, связанные с организацией выборов.

На выборах, и Президента РФ, и выборах Депутатов Государственной Думы предусматривается следующая система комиссий:

1) Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии  субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии − районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в качестве территориальных избирательных комиссий;

4) участковые избирательные  комиссии.

Обязательно также наличие  участковых комиссий, которые создаются  в периоды избирательных кампаний. На них возлагается основная работа по организации голосования и  подсчета голосов избирателей (участников референдума).

Основным признаком системы  избирательных комиссий, является ее функциональное и организационное  единство, с некоторыми элементами централизма. Все уровни комиссий осуществляют подготовку и проведение выборов. При этом каждое звено − уровень избирательных комиссий решает в пределах полномочий, установленных законом20 свои обязанности, не подменяя другие звенья. В этом механизме отсутствует отношения административной подчиненности. Слаженность системы определяется разделением полномочий от участковой до Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая находится на вершине пирамиды и на которую возлагается руководство деятельностью всех других избирательных комиссий21.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам  либо принятое с превышением пределов ее компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия22

Порядки формирования систем избирательных комиссий на президентских  выборах совпадают с Выборами Депутатов Государственной Думы и прописаны в Федеральном  законе от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом23, является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий Комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими организациями в Государственной Думе. Пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации. Члены Комиссии должны иметь высшее профессиональное образование. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации состоит из 10-14 членов. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует на постоянной основе24.                               

Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 92 дня до дня выборов Президента Российской Федерации в количестве 8-14 членов. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5-10 человек. В соответствии с новым федеральным избирательным законодательством соответствующие органы должны назначить не менее 1/3 членов избирательной комиссии из числа представителей депутатских фракций в представительных органах федерального, регионального и муниципального уровня.                        

Каждое звено избирательных  комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих результатов (итогов) выборов, либо в иной срок, установленный законом.                                       Действия избирательных комиссий являются гласными25.

Одним из важных полномочий избирательных комиссий является организация предвыборной агитации. Право на предвыборную агитацию предоставляется гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям, все они вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Под предвыборной агитацией  в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации  и имеющая целью побудить или  побуждающая избирателей к голосованию  за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

Государство обеспечивает гражданам  Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу  проведения предвыборной агитации в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными федеральными законами.

Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа  к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации26.

 

2. ОСОБЕННОЕ ПРИ ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

2.1. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

   

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными  гражданами Российской Федерации правами  на выборах Президента Российской Федерации.

Особые взаимоотношения  между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти складываются по вопросам назначения президентских и парламентских  выборов. Конституция закрепила  своеобразный порядок, при котором  каждая из ветвей власти определяет дату выборовмсвоеголоппонента.    

Пункт «а» ст.84 Конституции закрепил за Президентом право назначать выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»27 (См. далее ФЗ от 18.03.2005г. № 51-ФЗ).  Федеральный закон 28 определил датой, на которую Президент назначает парламентские выборы, первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГосударственнаялДумахпредыдущеголсозыва.

На первый взгляд, Президент  обязан назначать выборы, и четко  зафиксированная законом дата подтверждает этот вывод: решение о назначении выборов должно быть принято не ранее  чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования29. Однако в этом же Законе предусматривается ситуация, когда Президент не назначает парламентские выборы. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный законом, и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва30. Следовательно, назначение выборов нижней палаты Федерального Собрания не является исключительной обязанностью Президента, поскольку закон закрепляет за ним возможность проигнорировать данную процедуру. Центризбирком вполне может заменить главу государства в этом вопросе, и парламентские выборы будут назначены бездегожучастия.

Подобная ситуация сохраняется  и при досрочных выборах в  Государственную Думу. Казалось бы, ч.2 ст. 109 Конституции четко установила, что в случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска31. Однако ФЗ от 18.03.2005г. № 51-ФЗ допускает возможность бездействия Президента и обязывает Центризбирком провести выборы в первое воскресенье по истечениизтрёхжмесяцевжсодднялроспускажДумы.

Подобное дублирование действий Президента Центризбиркомом свидетельствует  о своеобразном толковании Конституции, в которой такая возможность  не предусмотрена.

Немного другая ситуация при  назначении выборов Президента. Пункт  «д» ч.1 ст. 102 Конституции отнес к ведению Совета Федерации назначение выборов Президента России. Порядок выборов Президента (ч.4 ст.81 Конституции) определяется Федеральным законом «О выборах президента Российской Федерации»32 (См. далее ФЗ от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ). Этот Федеральный закон33 установил днем выборов второе воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент (ч. 2 ст.5). В дальнейшем, процедура назначения президентских выборов идентична процедуре назначения выборов Государственной Думы, но в случае неназначения выборов Советом Федерации, Центризбирком проводит выборы во второе воскресенье месяца (а не в первое, как предусмотрено в ФЗ от 18.03.2005г. № 51-ФЗ для выборов Депутатов Государственной Думы), следующего за месяцем, в котором истекают полномочия главы государства. И только при досрочных выборах Президента сохраняется аналогичная с досрочными парламентскими выборами ситуация, которые «должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий» (ч.2 ст.92 Конституции) и назначаются Советом Федерации в последнее воскресенье перед истечением трёх месяцевжсжуказанногоомомента34.

Выборы признаются недействительными: 1) если допущенные при голосовании и установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участках, охватывающих не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей;ж3)жпожрешениюжсуда. В таких случаях проводятся повторныежвыборы.

Протокол о результатах  выборов Президента составляется Центральной  избирательной комиссией на основе протоколов избирательных комиссий субъектов Федерации, территориальных  и участковых комиссий. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, и числе голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола, а в течение 10 дней ЦИК в своем официальном печатном органе опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектовжФедерации.

При проведении выборов используется государственная автоматизированнаяжинформационнаяпсистемаж(«Выборы»)35.                                                                               

Конституция не определяет, когда выборы должны быть признаны состоявшимися в зависимости  от явки избирателей. Это не предмет  права, ибо признание выборов  несостоявшимися по причине недостаточной  явки избирателей всегда является нарушением избирательных прав тех граждан, которые приняли участие в  выборах. Это вопрос политической целесообразности и легитимности органов народного  представительства. Поэтому, например, выборы Президента РФ считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  не менее половины избирателей, внесенных  в списки, а выборы депутатов Государственной  Думы по одномандатному избирательному округу − если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей36.

 

2.2. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

 

Выдвижение кандидатов на должность Президента осуществляется политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в Депутаты Государственной Думы так же осуществляется политическими партиями, имеющими право принять участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Для того, чтобы выдвигать кандидатов в Президенты РФ политическая партия должна иметь государственную регистрацию не менее чем за один год до выборов, а гражданин Российской Федерации, выдвигающий свою кандидатуру, должен иметь поддержку такого самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну группу. Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайство в письменной форме в Центральную избирательную комиссию РФ о регистрации группы избирателей37. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:

Информация о работе Общее и особенное при избирании Президента РФ и депутатов Государственной Думы