Общее и особенное при избирании Президента РФ и депутатов Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разобраться в вопросах связанных с разграничением особенностей, которые касаются выборов Президента Российской Федерации и Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Главной задачей же является правильно соотнести положения о выборах и выяснить что общего, а что особенного между президентскими и парламентскими выборами.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Общее при выборах Президента и депутатов Государственной Думы…….5
1.1. Принципы организации и проведения выборов..…………….…...………5
1.2. Избирательные права граждан Российской Федерации.…..……………..7
1.3. Финансирование выборов……………………………...……………….....10
1.4. Система избирательных комиссий……………………………………….11
2. Особенное при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ….…………………….................................15
2.1. Назначение выборов………. ………………………………………….......15
2.2. Выдвижение кандидатов…. ………………………………………………18
2.3. Избирательные системы при выборах Президента и депутатов Государственной Думы...………..........................................................................20
2.4. Особенные требования к кандидатам ……………………………...…… 24
Заключение……………………………………………….……………................26
Список использованной литературы…………………….……………………..29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 64.99 Кб (Скачать)


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ПРИ ИЗБРАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

    

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..…………………….3 
1. Общее при выборах Президента и депутатов Государственной Думы…….5

  1.1. Принципы организации и проведения выборов..…………….…...………5 
  1.2. Избирательные права граждан Российской Федерации.…..……………..7

  1.3. Финансирование выборов……………………………...……………….....10

  1.4. Система избирательных комиссий……………………………………….11

2. Особенное при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ….…………………….................................15

  2.1. Назначение выборов………. ………………………………………….......15

  2.2. Выдвижение кандидатов…. ………………………………………………18

  2.3. Избирательные системы при выборах Президента и депутатов Государственной Думы...………..........................................................................20

  2.4. Особенные требования к кандидатам ……………………………...…… 24

Заключение……………………………………………….……………................26

Список использованной литературы…………………….……………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выборы  − весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории нашей страны.

Выборы  − это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы − это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Существуют  различные уровни выборов. В данной работе рассмотрены две разновидности выборов федерального уровня − это президентские и парламентские, а конкретнее: общие и особенные положения при выборах Президента Российской Федерации и Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.

На мой  взгляд, выбранная тема является очень  актуальной в наше время, так как  по этому вопросу до сих пор  ведутся дискуссии и различные  исследования, до сих пор разрабатываются  поправки в законодательстве по данному  вопросу.

Выбор данной темы был обусловлен стремлением более подробно разобраться в особенностях выборов в Российской Федерации. Мне захотелось сформировать свой взгляд на данную проблему, но, конечно же, основываясь на трудах различных учёных и их работах.

При написании  данной курсовой были использованы труды таких учёных как: Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Кокотов А. Н., Кукушкин М. И.,  Соколов И. А., Алихичева, Л. Г., Атаманчук Г. В., Биктагирова Р. Т., Васильев В. И., Волкова, О. Н, Игнатов А. В., Измалкова, М.В., Миронов,  Н. М., Мирзанагимов, З. Н., Михайловская И., Новиков, М. С., Смирнова, К. С., Трещенкова, Н. Ю., Шутько, Д. В.

Так же были использованы различные нормативные правовые акты. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации и Депутатах Государственной Думы Российской Федерации, Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные Федеральные законы.

Целью данной курсовой работы является разобраться в вопросах связанных с разграничением особенностей, которые касаются выборов Президента Российской Федерации и Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.

Главной задачей же является правильно соотнести  положения о выборах и выяснить что общего, а что особенного между  президентскими и парламентскими выборами.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕЕ ПРИ ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА И ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

 

В Конституции  Российской Федерации1 (ч. 1 ст. 81) есть универсальное требование всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам Президента РФ, что касается выборов депутатов Государственной Думы, этот принцип сформулирован в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2 (См. далее ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Так же, всеобщее и равное избирательное право, обязательность тайного голосования провозглашены в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека3.

Равенство означает, что избиратели участвуют  в выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос  и голос одного избирателя равен  голосу другого.

Прямое  избирательное право означает, что  избиратель голосует на выборах за или против кандидатов непосредственно.

Голосование на выборах является тайным, т. е. исключающим  возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.4

Участие гражданина Российской Федерации в  выборах Президента Российской Федерации  является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению5.

Вышеперечисленные принципы проведения выборов Президента и Депутатов Государственной  Думы являются основными, но помимо них  существуют ещё такие принципы как  обязательность выборов, периодичность выборов, открытость и гласность выборов, альтернативность выборов.

Итак, обязательность выборов основана на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом  правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной  власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные  органы должны регламентировать время  деятельности выборных институтов публичной  власти и обеспечивать их воспроизводство  на регулярной основе через избирательный  процесс.

Периодичность выборов связана с правовыми  ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и  юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени. Воля народа, являясь основой власти правительства, «должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах...»6.

Открытость  и гласность относятся к универсальным  принципам организации выборных институтов публичной власти. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации и депутатов  Государственной Думы Совета Федерации  осуществляются открыто и гласно.

Нормативные правовые акты органов государственной  власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов  Президента Российской Федерации, обеспечения  избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных  и муниципальных периодических  печатных изданиях. Другие решения  названных органов, а также решения  иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем7.

Принцип альтернативности выборов является нормативным начальным и конечным условием проведения избирательных  кампаний и юридического признания  их результатов. Собственно понятие «альтернативность выборов» было введено в юридический оборот определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу Читинской областной Думы8 (См. далее Определение Конституционного Суда РФ N 91-О). Альтернативность обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если на выборах число кандидатов окажется либо меньше установленного числа мандатов, либо равным ему, избиратель лишается такой возможности, а выборы превращаются в формальное голосование9.

 

1.2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Не имеют  права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Взрослый  человек может быть признан только судом полностью недееспособным, если вследствие душевной болезни или  слабоумия он не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается  опека, и сделки от его имени совершает  опекун. После выздоровления или  значительного улучшения здоровья гражданин признается дееспособным также по решению суда и установленная опека над ним отменяется. Ограничения прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе и избирательных прав, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут установленную законом ответственность. Так записано в ст.5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.10

Любой гражданин  Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, преимущественного должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, имеет право  избирать кандидатов в представительные органы и органы местного самоуправления, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных  комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов  выборов, а также в осуществлении других избирательных действий11.

Часть 2 ст. 19 Конституции гарантирует равенство  прав граждан независимо от места  жительства. Это относится ко всем без исключения правам,твжтомочислелилклизбирательным.                                                                                                                            111Граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав. Таким образом, пребывание гражданин Российской Федерации за ее пределами в день выборов не препятствуетоосуществлениюлизбирательноготправа12.

Выше перечислены те граждане, которые имеют право избирать, далее целесообразно будет  назвать  тех, кто не имеют права быть избранными.

Итак, к ним относятся  граждане Российской Федерации, имеющие  гражданство иностранного государства  либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. А также лица, во-первых, осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; во-вторых, осужденные за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; в-третьих, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях13, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; и, в-четвёртых,  в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования14.

 

1.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

 

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и  проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые ежегодно предусматриваются в законах о бюджете Российской Федерации.

 И кандидаты (если  это касается президентских выборов), и политическая партия (если это касается парламентских выборов),  выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязаны создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

В случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»15 (далее ФЗ от 18.03.2005 № 51-ФЗ), региональное отделение политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать избирательный фонд для финансирования избирательной кампании политической партии.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут  создаваться, во-первых, за счет собственных  средств кандидата; во-вторых,  за счёт избирательного объединения; в-третьих, за счёт средств, выделенных кандидату  выдвинувшим его избирательным  объединением; в-четвёртых, за счёт средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной  комиссией, в случае, если это предусмотрено  законом. А также допустимы добровольные пожертвования граждан и юридических лиц16.

Информация о работе Общее и особенное при избирании Президента РФ и депутатов Государственной Думы