Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК)[1].
Выделяют такие признаки юридического лица:
Именно поэтому, в силу положений комментируемой статьи, в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ[16].
Думается, что такие выводы не совсем обоснованны. На мой взгляд, в данной ситуации необходимо руководствоваться, прежде всего, нормой ст. 10 Закона о регистрации, которая допускает среди прочего возможность закрепления иными федеральными законами дополнительного перечня документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.
Налоговое
ведомство в свое время указало,
что действительно орган, принимающий
решение о регистрации
Следует согласиться, что нормы ГК РФ, вступающие в противоречие с нормами Закона о регистрации, действительно имеют юридическое преимущество. Но норма, на которую указывает МНС в своем письме (а именно п. 1 ст. 60), говорит лишь об обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. В ней нет никакого упоминания относительно обязанности юридического лица, создаваемого путем реорганизации, предоставить для государственной регистрации доказательство такого уведомления. Поэтому трудно согласиться с МНС в вопросе о необходимости применения такой "квалификации".
Вместе
с тем не подпадает под специальный
порядок государственной
Более того, Министерство по налогам и сборам в письме от 27 августа 2004 г. N 09-1-03/3458 отметило, что в случае отсутствия документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, регистрирующие (налоговые) органы обязаны вынести решение об отказе в государственной регистрации. При этом непонятно, каким из оснований, указанных в ст. 23 Закона о регистрации, будут руководствоваться органы Федеральной налоговой службы. Наиболее вероятным в данном случае является основание, закрепленное в подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (предусматривающее отказ в регистрации вследствие непредставления всех необходимых документов), но для его применения требуется обязательное условие - необходимые документы должны быть определены в самом Законе о регистрации. При этом список соответствующих документов, закрепленный в ст. 12 Закона, документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, не содержит. Соответственно, и подп. "а" п. 1 ст. 23 как основание для отказа в данном случае неприменим.
В связи с этим содержание Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. и письма МНС от 27 августа 2004 г. вступает в противоречие и с еще одной нормой Закона о регистрации - с п. 4 ст. 9, в соответствии с которым "регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом". Неприменим в данном случае и специальный порядок регистрации, поскольку отсутствует одно из его важных условий - соответствующее правило предусмотрено не федеральным законом, как это предписывает ст. 10 Закона о регистрации, а подзаконными актами.
Как уже отмечалось выше, при регистрации юридического лица в налоговый орган предоставляются документы, перечисленные в ст.12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом, согласно подп. «а» названной статьи в заявлении о государственной регистрации юридического лица подтверждается, что сведения, содержащиеся в заявлении и в учредительных документах, достоверны.
Как правило,
отказ налогового органа в государственной
регистрации юридического лица основан
на факте недостоверности
При рассмотрении дела № А60-33247/06-С10 судом установлено, что адреса, указанные в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации юридического лица, не могут являться адресами места нахождения вновь создаваемых обществ с ограниченной ответственностью, поскольку один из адресов фактически отсутствует, по второму адресу находится жилое помещение, руководитель и единственный участник общества в этом помещении не прописан, собственником не является.
Суд посчитал,
что данные, касающиеся адреса места
нахождения общества недостоверны, поэтому
отказал в удовлетворении требований
заявителей о признании недействительными
решений налогового органа об отказе в
государственной регистрации юридических
лиц.
Отказ суда в удовлетворении заявленных требований мотивирован следующим образом.
В соответствии со ст.54 ГК РФ, п.2 ст.4 ФЗ от 08.02.98 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В силу
подп. «в» п.1 ст.5 и п.2 ст.8 Закона №129-ФЗ
государственная регистрация
Следовательно,
учредитель юридического лица вправе
указать в учредительных
Однако в учредительных документах и в заявлении указаны адреса, по которым не находятся ни директор общества, ни само общество; имущество, принадлежащее обществу либо директору, по указанным адресам не зарегистрировано; документы, подтверждающие намерения общества использовать адрес в дальнейшем как адрес места его нахождения, не представлены.
Изложенные выше обстоятельства явились основанием для отказа судом в удовлетворении требования учредителя вновь создаваемого юридического лица о признании недействительным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации ООО.
Вместе с тем исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации содержится в ст.12 Закона №129-ФЗ. Физические лица- учредители юридических лиц ссылались на то, что указание недостоверных сведений не может служить причиной отказа в государственной регистрации. Так же они поставили вопрос о правомерности проведения налоговыми органами проверок достоверности сведений, указанных в учредительных документах и заявлениях о госрегистрации юридических лиц.
Единообразного подхода к разрешению данных вопросов у судов нет.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым заявителю было отказано в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации ООО «А» по причине указания недостоверных сведений о месте нахождения общества, суд аппеляционной инстанции указал на отсутствие иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, чем это предусмотрено п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ. Кроме того, суд указал на отсутствие у налогового органа права осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию юридического лица документов.
При этом суд не отрицает возможность проведения налоговым органом проверки достоверности данных, указанных заявителем в учредительных документах и заявлении. Однако сделан вывод о том, что результаты проверок такого вида не должны влиять на решение вопроса о регистрации либо отказе в регистрации юридического лица.
Суд кассационной инстанции постановление суда аппеляционной инстанции по делу отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции. Кассационный суд сослался на установленную ст.12 Закона №129-ФЗ обязанность заявителей представлять в налоговый орган при регистрации юридического лица достоверные сведения[19].
Итак, при рассмотрении данной категории дел судом разрешается несколько вопросов.
1. Правомерность
проведения налоговым органом
проверки достоверности
2. Нарушение
прав физического лица, являющегося
учредителем вновь
При всей
спорности проблемы о возможности
отказа налоговым органом в
Представление
законодателем регистрирующему
органу прав по проведению экспертизы
передаваемых для регистрации юридических
лиц документов на предмет их достоверности,
по моему мнению, будет иметь в настоящее
время положительный результат и для государственного
бюджета, и для добросовестных хозяйствующих
субъектов. Данная мера будет являться
скорее превентивной и не может изменить
заявительный характер государственной
регистрации юридических лиц.
Глава
3. Специальная процедура
создания юридического
лица.
§3.1. Особенности
создания некоммерческих организаций
Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций:
1. Общественные и религиозные организации
Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей также являются юридическими лицами — некоммерческими организациями. Лишь в этом качестве — как участники имущественных, гражданских правоотношений — они приобретают правовой статус, регулируемый нормами гражданского права. ГК РФ не регулирует иные особенности их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.
Деятельность
религиозных объединений
Религиозные
объединения могут создаваться
в форме религиозных групп
и религиозных организаций. При
этом запрещается создание религиозных
объединений в органах
Религиозной группой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Информация о работе Общая характеристика процесса создания юридических лиц