Общая характеристика процесса создания юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК)[1].
Выделяют такие признаки юридического лица:

Работа содержит 1 файл

основная часть и литература.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Именно  поэтому, в силу положений комментируемой статьи, в дальнейшем представляется неправомерным требование регистрирующего органа о представлении документов, являющихся доказательством уведомления кредиторов о реорганизации хозяйственных обществ[16].

Думается, что такие выводы не совсем обоснованны. На мой взгляд, в данной ситуации необходимо руководствоваться, прежде всего, нормой ст. 10 Закона о регистрации, которая допускает среди прочего возможность закрепления иными федеральными законами дополнительного перечня документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.

Налоговое ведомство в свое время указало, что действительно орган, принимающий  решение о регистрации хозяйственного общества, не может требовать иных документов, чем те, которые указаны  в соответствующей статье Закона о регистрации. Но в письме подчеркивается, что в соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. А в силу того, что Гражданский кодекс РФ согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 обладает наибольшей юридической силой по сравнению с Законом о регистрации, МНС сделало вывод, что "регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов".

Следует согласиться, что нормы ГК РФ, вступающие в противоречие с нормами Закона о регистрации, действительно имеют  юридическое преимущество. Но норма, на которую указывает МНС в своем письме (а именно п. 1 ст. 60), говорит лишь об обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. В ней нет никакого упоминания относительно обязанности юридического лица, создаваемого путем реорганизации, предоставить для государственной регистрации доказательство такого уведомления. Поэтому трудно согласиться с МНС в вопросе о необходимости применения такой "квалификации".

Вместе  с тем не подпадает под специальный  порядок государственной регистрации  правило, закрепленное в Постановлении  Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 "Об использовании в названиях  организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"[17]. Согласно этому нормативному правовому акту употребление в наименовании юридического лица таких слов и словосочетаний претендует на общероссийский статус независимо от реальных масштабов деятельности, этим самым вводя граждан и контрагентов в заблуждение. В целях устранения этих недостатков Правительство РФ постановило, что в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания могут применяться только в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ. Исходя из этого на регистрирующие органы возлагается обязанность по проверке возможности юридического лица использовать в своем наименовании указанные слова и словосочетания.

Более того, Министерство по налогам и  сборам в письме от 27 августа 2004 г. N 09-1-03/3458 отметило, что в случае отсутствия документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, регистрирующие (налоговые) органы обязаны вынести решение об отказе в государственной регистрации.  При этом непонятно, каким из оснований, указанных в ст. 23 Закона о регистрации, будут руководствоваться органы Федеральной налоговой службы. Наиболее вероятным в данном случае является основание, закрепленное в подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (предусматривающее отказ в регистрации вследствие непредставления всех необходимых документов), но для его применения требуется обязательное условие - необходимые документы должны быть определены в самом Законе о регистрации. При этом список соответствующих документов, закрепленный в ст. 12 Закона, документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, не содержит. Соответственно, и подп. "а" п. 1 ст. 23 как основание для отказа в данном случае неприменим.

В связи  с этим содержание Постановления  Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. и письма МНС от 27 августа 2004 г. вступает в противоречие и с еще одной  нормой Закона о регистрации - с п. 4 ст. 9, в соответствии с которым "регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом". Неприменим в данном случае и специальный порядок регистрации, поскольку отсутствует одно из его важных условий - соответствующее правило предусмотрено не федеральным законом, как это предписывает ст. 10 Закона о регистрации, а подзаконными актами.

Как уже  отмечалось выше, при регистрации  юридического лица в налоговый орган  предоставляются документы, перечисленные в ст.12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом, согласно подп. «а» названной статьи в заявлении о государственной регистрации юридического лица подтверждается, что сведения, содержащиеся в заявлении и в учредительных документах, достоверны.

Как правило, отказ налогового органа в государственной  регистрации юридического лица основан  на факте недостоверности сведений, содержащихся в заявлении о регистрации  юридического лица, его учредительных документах. Эти факты выявляются при проведении налоговым органом различных мероприятий налогового контроля, в частности обследования адреса, указанного в качестве адреса места нахождения юридического лица[18].

При рассмотрении дела № А60-33247/06-С10 судом установлено, что адреса, указанные в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации  юридического лица, не могут являться адресами места нахождения вновь создаваемых обществ с ограниченной ответственностью, поскольку один из адресов фактически отсутствует, по второму адресу находится жилое помещение, руководитель и единственный участник общества в этом помещении не прописан, собственником не является.

Суд посчитал, что данные, касающиеся адреса места  нахождения общества недостоверны, поэтому отказал в удовлетворении требований заявителей о признании недействительными решений налогового органа об отказе в государственной регистрации юридических лиц. 

Отказ суда в удовлетворении заявленных требований мотивирован следующим образом.

В соответствии со ст.54 ГК РФ, п.2 ст.4 ФЗ от 08.02.98 №14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью»  место нахождения юридического лица определяется местом его государственной  регистрации и указывается в  его учредительных документах.

В силу подп. «в» п.1 ст.5 и п.2 ст.8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего органа, в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Следовательно, учредитель юридического лица вправе указать в учредительных документах адрес места нахождения общества как место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора) либо основное место деятельности общества.

Однако  в учредительных документах и  в заявлении указаны адреса, по которым не находятся ни директор общества, ни само общество; имущество, принадлежащее обществу либо директору, по указанным адресам не зарегистрировано; документы, подтверждающие намерения общества использовать адрес в дальнейшем как адрес места его нахождения, не представлены.

Изложенные  выше обстоятельства явились основанием для отказа судом в удовлетворении требования учредителя вновь создаваемого юридического лица о признании недействительным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации ООО.

Вместе  с тем исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации содержится в ст.12 Закона №129-ФЗ. Физические лица- учредители юридических лиц ссылались на то, что указание недостоверных сведений не может служить причиной отказа в государственной регистрации. Так же они поставили вопрос о правомерности  проведения налоговыми органами проверок достоверности сведений, указанных в учредительных документах и заявлениях о госрегистрации юридических лиц.

Единообразного  подхода к разрешению данных вопросов у судов нет.

Отменяя решение суда первой инстанции, которым заявителю было отказано в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации ООО «А» по причине указания недостоверных сведений о месте нахождения общества, суд аппеляционной инстанции указал на отсутствие  иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, чем это предусмотрено п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ. Кроме того, суд указал на отсутствие у налогового органа права осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию юридического лица документов.

При этом суд не отрицает возможность проведения налоговым органом проверки достоверности  данных, указанных заявителем в учредительных  документах и заявлении. Однако сделан вывод о том, что результаты проверок такого вида не должны влиять на решение вопроса о регистрации либо отказе в регистрации юридического лица.

Суд кассационной инстанции постановление суда аппеляционной  инстанции по делу отменил, оставив  в силе решение суда первой инстанции. Кассационный суд сослался на установленную ст.12 Закона №129-ФЗ обязанность заявителей представлять в налоговый орган при регистрации юридического лица достоверные сведения[19].

Итак, при  рассмотрении данной категории дел  судом разрешается несколько вопросов.

1. Правомерность  проведения налоговым органом  проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении и  учредительных документах.

2. Нарушение  прав физического лица, являющегося  учредителем вновь создаваемого  юридического лиц, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на создание юридического лица.

При всей спорности проблемы о возможности  отказа налоговым органом в государственной  регистрации юридического лица по причине недостоверности сведений в заявлении о регистрации и учредительных документах хочется отметить, что нормы ст.25 Закона №129-ФЗ, предусматривающие ответственность заявителя или юридического лица за неправомерные действия при непредставлении необходимых для включения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, направлены на защиту интересов третьих лиц и недопущение регистрации фирм-однодневок. Кроме того, законодатель таким образом обеспечивает дальнейшее осуществление контроля со стороны налогового органа в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Представление законодателем регистрирующему  органу прав по проведению экспертизы передаваемых для регистрации юридических  лиц документов на предмет их достоверности, по моему мнению, будет иметь в настоящее время положительный результат и для государственного бюджета, и для добросовестных хозяйствующих субъектов. Данная мера будет являться скорее превентивной и не может изменить заявительный характер государственной регистрации юридических лиц. 

Глава 3. Специальная процедура  создания юридического лица. 

§3.1. Особенности  создания некоммерческих организаций 

Некоммерческие  организации могут создаваться  в любых формах, предусмотренных  законом. Действующим законодательством  предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций:

1.  Общественные  и религиозные организации

Общественные  и религиозные организации как  добровольные объединения граждан  для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей также  являются юридическими лицами — некоммерческими организациями. Лишь в этом качестве — как участники имущественных, гражданских правоотношений — они приобретают правовой статус, регулируемый нормами гражданского права. ГК РФ не регулирует иные особенности их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.

Деятельность  религиозных объединений регулируется Федеральным законом «О свободе  совести и о религиозных объединениях»[20]. Законом установлены основные цели деятельности религиозных организаций, а также закреплены их характерные признаки.

Религиозные объединения могут создаваться  в форме религиозных групп  и религиозных организаций. При  этом запрещается создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозной группой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Информация о работе Общая характеристика процесса создания юридических лиц