Общая характеристика процесса создания юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК)[1].
Выделяют такие признаки юридического лица:

Работа содержит 1 файл

основная часть и литература.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Общий порядок  создания юридического лица. 

§2.1. Принятие решения о создании 

Решение о создании юридического лица –  один из основных документов, который  необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации  юридического лица при его создании. Четкой формы решения ни законами, ни подзаконными актами не предусмотрено. Закон (п. "6" ст. 12 Закона о регистрации) лишь указывает, что оно может быть представлено "в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прежде  чем подготовить такое решение, необходимо определить, коммерческая или некоммерческая организация  создается. Выбрать для нее организацинно-правовую форму. Выработать схему системы  управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации. [8]

Суть  данного документа заключается  в том, что создание юридического лица - воля, выраженная лицами, обладающими  гражданской правоспособностью  и дееспособностью, - учредителями (учредителем). Объективную форму эта воля принимает  в волеизъявлении, т.е. в официально выраженной воле. Данными формами и могут выступать протокол, договор или иной документ. Причем обязательных требований к оформлению этих документов законодательство не содержит, поэтому учредителям в этом отношении предоставляется свобода выбора, но она ограничивается тем, что решение о создании должно объективно выражать волю учредителей. При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.

Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст. 69 и 70 ГК упоминают только один документ - учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение в соответствии со ст. 83 ГК имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК, ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью")[9]. Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть, даже с подписанием протокола, то такие действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.

Учреждение  акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя). Согласно статье 98 ГК и п. 5 ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах" учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст. 1041 ГК. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества так же, как решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Решение о создании общественного объединения  принимается учредительным съездом (конференцией) или общим собранием. В связи с этим ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает представление в регистрирующий орган выписки из протокола учредительного съезда (конференции) общего собрания, на котором было принято соответствующее решение. Согласно ст. 16 Федерального закона "О политических партиях" в регистрирующий орган передается заверенная уполномоченными лицами политической партии копия решения учредительного съезда о создании политической партии[10]. Представление в регистрирующий орган протокола учредительного собрания религиозной организации предусмотрено п. 5 ст. 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Статья 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обязывает профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц представлять в Министерство юстиции РФ или его территориальные органы в субъектах Российской Федерации заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций[11]. Указанные решения фиксируются в протоколах соответствующих профсоюзных собраний, и в регистрирующий орган следует представлять выписки из протоколов. 

§2.2. Государственная  регистрация юридического лица 

Государственная регистрация юридического лица при  его создании производится по месту  нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. В соответствии со ст.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти,  уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом «О правительстве Российской Федерации».

Для регистрации  юридического лица, создаваемого путём  учреждения, его учредители должны представить в регистрирующей орган следующие документы:

- Заявление  о государственной регистрации  юридического лица, подписанное  учредителем (учредителями);

- Решение  о создании юридического лица  в виде протокола, договора  или иного документа в соответствии  с законодательством;

- Учредительные  документы юридического лица;

- Документ  об уплате государственной пошлины;

Если  одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое  лицо - документ, подтверждающий его  юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной  регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным и у него возникают гражданские право - и дееспособность.

Отказ в государственной регистрации  допускается только в случае:

- непредставления  документов, необходимых для государственной  регистрации.

- представления  документов в ненадлежащий регистрирующий  орган.

Никакие другие обстоятельства не могут служить  основанием для отказа в государственной  регистрации.

Вместе  с тем, на мой взгляд, на основе этих документов реально оценить статус подконтрольной организации вряд ли возможно.

Так, в  настоящее время серьезной проблемой  действующего законодательства является отсутствие каких бы то ни было механизмов реального контроля за наличием имущества, составляющего уставный капитал юридического лица. Среди документов, которые необходимо представить для государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием, ст. 12 Закона о регистрации предусматривает два документа, содержание которых затрагивает уставный капитал, - заявление о государственной регистрации и учредительные документы регистрируемого юридического лица. Согласно официальной форме заявления в ней заявитель указывает лишь на форму имущественной основы (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы), а также его размер. То же самое предусмотрено и в отношении учредительных документов. Гражданский кодекс РФ в ст. 52 не предусматривает в качестве обязательных наличие сведений об уставном капитале. Специальные нормы закреплены в законах, регламентирующих различные организационно-правовые формы.

Так, статья 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон  об ООО) ставит в обязанность учредителям указать в учредительном договоре "размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов"[12]. Устав также должен содержать среди прочих сведения о размере уставного капитала общества, а также сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества.

Аналогичные требования предусмотрены и в  Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (далее - Закон об АО) "Об акционерных  обществах", ст. 11 которого сведения о размере уставного капитала общества ставит в качестве обязательных для устава.

Вместе  с тем ни заявление, ни учредительные  документы не содержат в себе сведений, подтверждающих оплату учредителями уставного  капитала. В связи с этим на практике не исключаются случаи, когда создается  коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но реально размер уставного капитала не оплачивался. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому, что должностные лица регистрирующих органов, как уже указывалось, не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству), и во-вторых, потому, что в ст. 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае.

Те же выводы применимы и к решению  такой проблемы действующего законодательства, как отсутствие необходимости представления  в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах. Отсутствие такого требования позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже не имея реальной возможности для его выбора. Это приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в случаях, когда это необходимо кредиторам данной организации, суду, а также самим его участникам (членам), если речь идет об обществе, товариществе, кооперативе, иной организации с корпоративным устройством[13].

Также не секрет, что многие компании, специализирующиеся на регистрации юридических лиц, ведут торговлю юридическими адресами, в результате чего в одном помещении  может быть зарегистрировано несколько  десятков организаций, ни одна из которых на самом деле там даже не появляется[14].

Несколько иная ситуация сложилась в рамках так называемого специального порядка  государственной регистрации юридических  лиц. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации федеральными законами могут устанавливаться иные перечни документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Такие перечни на сегодняшний день закреплены в отношении создания кредитных организаций, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов и др.

Специальные правила, касающиеся количества необходимых  документов, могут выражаться и в  закреплении дополнительного к  общему перечня. Так, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона об АО при государственной регистрации акционерного общества, созданного в форме слияния или присоединения, заявитель обязан представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий уведомление кредиторов о произведенной реорганизации. Аналогичное правило предусмотрено для обществ с ограниченной ответственностью и унитарных предприятий (п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 8 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")[15].

Вместе  с тем рядом ученых такие дополнительные требования считаются неправомерными и, как следствие, необоснованными.

Так, К.П. Беляев в Комментарии к Закону о регистрации отмечает, что "ввиду  установления комментируемой статьей  исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 комментируемого Закона о том, что "регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом", становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Иными словами, если считать, что в первую очередь должны применяться нормы комментируемого Закона в сравнении с нормами законов об отдельных видах юридических лиц, то на сегодняшний день при регистрации создаваемых путем реорганизации хозяйственных обществ необходимость представления доказательств уведомления кредиторов хозяйственных обществ о проводимой реорганизации отпала, поскольку помимо документов, предусмотренных комментируемой статьей, требовать другие документы прямо запрещено.

Информация о работе Общая характеристика процесса создания юридических лиц