Местная администрация как юридическое лицо

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.
Г) Задачи исследования
Изучение понятия, признаков, особенностей деятельности юридического лица.
Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, где также данный вопрос будет разделен на 3 части:
а) изучить порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации;
б) рассмотреть принципы местного самоуправления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
§ 2.1. Порядок регистрации органов местного самоуправления, устав и правоспособность местной администрации……….………………………...24
§ 2.2. Принципы местного самоуправления…………………………………...29
§ 2.3. Исполнительные органы местного самоуправления………………...…33
Заключение……..……………………………………………………………….37
Список использованных источников………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая местная администрация как юридическое лицо.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в российском гражданском праве установлено:

1) органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

2) основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования.

В случае отсутствия устава:

а) для представительного  органа муниципального образования – протокол заседания представительного органа муниципального образования;

б) для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Регистрация органов  местного самоуправления в качестве юридических лиц производится в  налоговых органах по месту их нахождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2. Принципы местного самоуправления

 

 

Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В принципах местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

1) они предопределяют  единые основы построения и  функционирования муниципальной  власти на всей территории  Российской Федерации;

2) являясь теоретической  основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

3)  они выступают  в качестве критерия оценки  действующей системы местного  самоуправления: насколько она отвечает  началам и идеям, выраженным  в принципах местного самоуправления;

4) отражая сущностные  признаки и черты местного  самоуправления, они способствуют  сохранению преемственности в  развитии  институтов местного  самоуправления.

К общим принципам  местного самоуправления относятся:

а) самостоятельность  решения населением вопросов местного значения;

Самостоятельное решение  населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также  через выборные и другие органы местного самоуправления.

Реализация данного  принципа предполагает обеспечение  финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Самостоятельность муниципальных  образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциям и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

б) организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной  власти в осуществлении общих  задач и функций;

Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоотношений муниципальных образований между собой. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Указанный принцип не только обеспечивает организационную самостоятельность местного самоуправления, защиту от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;

Местное самоуправление, являясь одной из главных основ  демократического строя, обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией представительной.

Реализация рассматриваемого принципа создает необходимые  условия и предпосылки для осуществления эффективного контроля населения за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления. Формы такого контроля должны быть установлены уставом муниципального образования. К ним относятся: отчеты выборных лиц местного самоуправления перед населением; выражение недоверия населением выборным лицам местного самоуправления и др.

Данный принцип предполагает гарантированность равного права  граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В ст. 3 Закона закреплены основные гарантии этого права, в котором отражается взаимное проникновение форм и институтов муниципальной демократии: прямой и представительной.

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

е) многообразие организационных  форм осуществления местного самоуправления;

ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

з) законность в организации  и деятельности местного самоуправления;

и) гласность деятельности местного самоуправления;

к) коллегиальность и  единоначалие в деятельности местного самоуправления;

л) государственная гарантия местного самоуправления.

Таким образом, Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов  местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в  законодательстве, уставах муниципальных  образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.3. Исполнительные органы местного самоуправления

 

В различных субъектах Федерации  при формировании местной администрации  используются несколько механизмов. Местная администрация:

  1. формируется представительным органом местного самоуправления;
  1. создается главой местного самоуправления самостоятельно;
  1. формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;
  1. главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные – главой местного самоуправления самостоятельно.21

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений (См. Приложение 1).  Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Вся деятельность исполнительного  органа строится на основе принципов законности (т.е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления.

Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.

Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований  отнесены:

  1. владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
  1. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  1. охрана общественного порядка;
  1. комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;
  1. жилищно-коммунальный комплекс;
  1. муниципальное здравоохранение;
  1. муниципальное образование;
  1. пожарная безопасность;
  1. регулирование земельных отношений;
  1. охрана окружающей среды;
  1. муниципальные дороги и транспорт;
  1. муниципальные статистика и архивы;
  1. торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
  1. культура, физическая культура и спорт;
  1. социальная поддержка населения;
  1. муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

В заключении хочется отметить, что  структура администрации муниципального образования представляет собой  достаточно динамичное образование, которое  в зависимости от возникающих задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода новациям.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучение  исполнительно-распорядительного органа муниципального образования важно на данном этапе развития российской правовой системы. Именно с помощью данного органа происходит процесс исполнения законов, нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Деятельность местной администрации была урегулирована совсем недавно ФЗ № 131 от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако в данном нормативно-правовом акте изложены лишь самые общие положения, причем рассмотрение сводится, только к полномочиям и функциям исполнительно-распорядительного органа, что же касается момента, связанного с признанием местной администрации юридическим лицом, то в этом законе есть, только упоминания об этом, но суть данного вопроса не раскрывается. Что же касается ГК РФ, то там вообще нет упоминание о том, что органы местного самоуправления являются юридическим лицом.

Информация о работе Местная администрация как юридическое лицо